Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:33, контрольная работа

Описание

Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном раз¬витии позволяет обнаружить в ней общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.
Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, эле¬менты которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней ре¬альной практике.

Содержание

Введение
1. Зарождение социально-культурной деятельности на Руси в догосударственный период
2. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках
3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века
5. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов
Заключение

Работа состоит из  1 файл

СКД.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

В отраслях культуры и образования ощущался кадровый «голод» вследствие подбора сотрудников для внешкольной работы по принципу партийной и классовой принадлежности. Крайне тяжелым было материальное положение учителей, просветительных работников.

Давала себя знать  теоретическая и концептуальная неразработанность социально-культурной политики. Особую остроту приобрели проблемы социально-культурного развития общества. Стала реальной угроза разрушения культуры, культурного наследия. Появившиеся в это время «Письма Луначарскому» В.Т. Короленко и «Несвоевременные мысли» М. Горького были продиктованы тревогой за судьбы российской культуры, российской интеллигенции; многие ее представители эмигрировали. В сентябре 1922 года была выслана в Германию большая группа известнейших русских ученых, писателей, общественных деятелей. Культура, наука, просвещение, досуг - вся социально-культурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем, диктатом «классового подхода». Закрывается целый ряд органов печати, общественных культурно-просветительных, благотворительных обществ, комитетов и комиссий.

Новой властью энергично  проводится обобществление различных  благотворительных организаций  и их финансов, национализация культурных ценностей. Под школы, избы-читальни передаются помещения церковно-приходских школ, барские поместья.

В то же время нельзя не отметить и положительные результаты, которые были достигнуты новой властью. Развивается сеть политико-просветительных  учреждений. Работа учреждений просвещения  и культуры в национальных регионах приобретает характерные этнические особенности.

Семья и семейная политика в этот период характеризуются широким  диапазоном крайностей: от разрушения семьи до установления жестких семейных «скреп».

 

С введением новой  экономической политики в 20-х годах происходит некоторый отход от принципа централизации и методов административно-командного управления в сфере культуры и образования, утвердившихся в годы военного коммунизма. Проводилась политпросвет-работа и на частных предприятиях. Ориентация на нэп объективно способствовала развитию демократических форм руководства политпросветительной сферой.

Страну охватило поистине массовое движение по организации клубных  кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др.

Большой популярностью пользовались выступления «синеблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды, различные формы работы с семьей, детьми и подростками.

 

В этот период развернулась подготовка кадров для политпросветучреждений, развивались художественная самодеятельность и библиотечное дело.

 

В конце 20-х - начале 30-х  годов усиливается борьба за ликвидацию неграмотности. Этот исторический этап ознаменован массовыми культпоходами. У каждого из них были свои задачи, этапы и результаты. Проводились библиотечные походы, кампании по борьбе с пьянством и хулиганством, пропаганде здорового образа жизни. Активизировали свою культурно-просветительную работу профсоюзы. Вместе с тем набирали силу и нарастали серьезные деформации и негативные явления в культурно-просветительной и социальной сферах. Утверждается максимальная централизация управления, усиливаются идеологический диктат, цензура. Отменяется клубное членство. В работе клубов довольно часто в ущерб общекультурному воспитанию детей и взрослых уделяется неоправданно большое внимание производственно-технической пропаганде.

В 30-е годы широко развертывается клубное строительство, развивается  сеть библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Получают распространение передвижные формы культурно-просветительной работы, олимпиады, смотры художественной самодеятельности.

На этом внешне благополучном  фоне активизируется борьба с религией: разрушаются памятники храмовой архитектуры; инициируется социалистическое соревнование за «обезбоживание» фабрик, сел, общежитий. Вводятся запреты на отдельные профессии, идет борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения становятся активными помощниками партии и государства в усилении идеологического контроля, в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа».

Происходит милитаризация  труда, получают развитие «трудовые  почины», социалистическое соревнование, «ударничество».

 

Социально-культурное развитие в стране сопровождалось как определенными достижениями, так и негативными процессами. Репрессивная политика государства отразилась и на судьбах многих видных деятелей науки, просвещения, культуры, искусства, религии. Репрессии повлекли за собой достаточно серьезные политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия. Начало «переселения народов» и его последствия приводили фактически к этнопсихологической и этнокультурной дискриминации.

Отрицательные последствия  имели также повседневные проявления культа личности, командно-бюрократические методы руководства, «запретительство», насилие над творчеством. Культурно-просветительные учреждения объективно представляли собой инструмент идеологического давления, орудие осуществления классовой национальной войны, репрессий.

В то же время предвоенные  годы характеризуются значительным творческим оживлением: в обществе возрастает роль печати, радио и  кино, литературы и искусства. Интеллигенция  объединяется в творческие союзы; зарождается  государственное телевидение; появляются первые научные исследования в области культурно-просветительной деятельности.

В стране утвердилась  находящаяся в ведении государства  сеть организаций и учреждений социального  обеспечения граждан (собесов).

 

С началом Великой Отечественной войны работа культурно-просветительных, социальных учреждений не могла быть приостановлена: предстояло оперативно привести ее в соответствие с требованиями военного времени.

Культурно-просветительная  работа в Вооруженных Силах СССР являлась составной частью политической работы в Красной Армии и на Флоте, средством патриотического, военного, культурного воспитания личного состава, мобилизации его на разгром врага. Активизировалась деятельность фронтовых, армейских домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных учреждений (походных клубов, библиотек, агитпоездов, агитма-шин, агитповозок, агитсаней, агитэскадрилий, агиткатеров). Среди воинов нерусских национальностей эта работа велась с учетом особенностей их языка, национальных традиций. На всех крупных железнодорожных станциях открывались агитпункты.

Фронтовые бригады самодеятельных артистов регулярно выезжали в действующую  армию; их концертная деятельность нередко  осуществлялась в боевой обстановке.

История сохранила массу  примеров государственной, общественной, частной инициативы в области социального обеспечения различных категорий нуждающихся: раненых, инвалидов, членов их семей, семей погибших на войне, эвакуированных, сирот, беспризорников, военнопленных и др.

В освобожденных от оккупантов районах страны восстанавливались разрушенные культпросветучрсждения; общественность способствовала возобновлению их работы.

 

Социально-культурная ситуация в стране в первые послевоенные годы была сложной. Война нарушила демографическое  равновесие в возрастных категориях населения. Крайне тяжелым оставалось экономическое положение семей погибших на войне, сирот и инвалидов.

Материальная база значительной части учреждений образования, культуры находилась в упадке. Результаты насильственного «переселения» народов негативно сказывались на социально-психологическом климате в регионах.

Постепенно восстанавливается  и растет сеть учреждений культуры, образования, здравоохранения, санаторно-курортных, детских дошкольных, культурно-просветительных  учреждений. Вместе с жилищным строительством вводятся в строй новые здания клубов, библиотек, школ, театров, музеев, цирков и т. д.

 

В культурно-просветительных  и образовательных учреждениях  продолжает жестко доминировать парадигма  идейно-политического воспитания. Клубы и другие учреждения культуры как центры массовой агитационно-пропагандистской работы занимаются организацией в широких масштабах производственно-технической, сельскохозяйственной пропаганды, а также просвещением в сфере литературы и искусства.

Негативное влияние  на развитие культуры в стране оказали  постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства (1946-1948 годов). Постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» стало поводом  для новой волны «запретительства»  и репрессий в среде творческой интеллигенции. Усиливались репрессии и по отношению к целым народам, отдельным социальным группам, слоям общества.

Однако независимо от этой общей политической ситуации в  организации культурно-просветительной  работы находят отражение первые ростки общественных начал; развивается художественная самодеятельность, усиливается интерес к народным праздникам и гуляниям.

 

Разоблачение культа личности оказало прямое влияние  на начало процесса демократизации культурно-просветительной  работы. Этот период характеризуется усилением внимания к вопросам истории культурно-просветительской работы, теоретического осмысления актуальных проблем ее содержания, организации и методики.

На социально-психологический  климат общества оказали влияние  «оттепель» середины 50-х годов, реабилитация репрессированных, имевшие важное политическое, нравственное, социально-культурное значение.

Возрастает роль профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и  советов в культурно-просветительной  и социальной работе. Наблюдается  широкий размах разнообразных по содержанию досуговых форм деятельности. Возрождаются и становятся поистине массовыми и традиционными праздники песни, молодежи в прибалтийских республиках; праздники «Русская зима», «День луга», «Русская березка», «Сабантуй» и др.

Растет сеть народных университетов, народных театров, общественно-политических объединений («Прометей», «Красная гвоздика», «Родина» и др.), клубов ветеранов труда, объединений любителей театра, музыки, кино и литературы. Развиваются семейные формы досуга. В работе культпросветучреждений большое место занимает пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций.

В стране утверждается практика регулярного проведения всесоюзных фестивалей и смотров самодеятельного  искусства, народного творчества.

Совершенствуется система высшего и среднего специального культурно-просветительного образования.

На рубеже 70-80-х годов  нарастают негативные процессы в  экономике, социальной и духовной сферах. Торможение процессов демократизации в обществе, в том числе и  в культурно-просветительной работе, сказывается на деятельности культпросветучреждений, в которой проявляются формализм, стремление к количественным показателям. Многие учреждения культуры оказываются оторванными от запросов и интересов населения в сфере досуга. Невысока и социальная, и воспитательная эффективность культурно-просветительной работы.

 

Культурно-просветительной  работе этого периода особенно присуща  «всеохватность» содержания, перевес  идеологических, производственных мероприятий. Она направлена, в первую очередь, на идеологическое обеспечение социалистического соревнования, экономического образования трудящихся, поддержку «школ коммунистического труда».

 

В 1985 году в стране начинаются перемены во всех сферах жизни, в том  числе и в социально-культурной сфере.

Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов способствовали развитию интеграционных процессов в этой сфере. Отмечается более активное участие сельских школ в культурно-просветительной работе. Повсеместно расширяется сеть детских (подростковых) клубов. В сельской местности появляются филиалы и спутники театров и филармоний, клубы - спутники крупных Дворцов культуры промышленных предприятий.

Перестраивается и методическое руководство культурно-просветительной работой и народным творчеством. В областях, краях и республиках создаются научно-методические центры народного творчества и культпросветработы. Благодаря их поддержке в стране возникло множество народных коллективов, народных театров и музеев.

Принимаются новые документы, нормативные акты о деятельности клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений.

Широкое развитие приобретают  самодеятельные формы творчества населения. Легализуются самые различные по профилю общественно-политические движения, естественнонаучные, религиозные, художественные и другие объединения. Появляются сравнительно новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга, центры эстетического развития детей и юношества, молодежные культурные центры и др.

Целый ряд организационно-управленческих и методических мер свидетельствует  о начале глубокой перестройки культурно-просветительной  работы, которая включала решение  таких проблем, как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изучения запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др.

 

В конце 80-х годов встал  вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы. Исследования, проводившиеся  Российской академией образования, доказали востребованность введения института социальных педагогов и социальных работников.

Информация о работе Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной деятельности в России