Творчество Д.Г. Левицкого. Портретная серия “Смольнянки”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

XVIII век в России – это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова.В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 616.86 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО "УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Кафедра культурологии и

менеджмента в культуре 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: " Творчество Д.Г. Левицкого. Портретная серия “Смольнянки”" 
 
 
 

Студент ИСК, 

1 курс, гр. 45-11                                                                        М.П. Бывальцев 

Руководитель,                                                            

доцент                                                                                       О.Н. Никитина 
 
 
 

Ижевск 2011

ВВЕДЕНИЕ 

XVIII век  в России – это не только  время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли,  но и время расцвета искусства.  Рядом с именами корифеев русской  науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят  имена русских художников –  Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова.В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты. На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал Дмитрий Григорьевич Левицкий Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование. Д.Г. Левицкий – выдающийся художник – портретист России 18 века. Всем известны такие его работы как серия портретов «Смолянки», портреты Екатерины II, портрет А. Ф. Кокоринова, портрет А. М. Голицына. Творчество Д.Г. Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей. История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо — характер. Что ни лицо — биография. Д.Г. Левицкий был очень популярен в свою эпоху, но потом был предан забвению. Слава его имени была возвращена лишь через многие десятилетия. Я решил написать курсовую работу именно на тему творчества Д.Г. Левицкого, потому что меня будоражат созданные им портреты, переданные ими чувства, эмоции. Целью моей работы является стремление узнать подробнее о творчестве этого великого художника-портретиста, проанализировать его картины, сделать общие выводы. В процессе написания курсовой работы, мной была предпринята попытка решить следующие задачи: изучить, описать, рассмотреть творчество Д.Г.Левицкого, проанализировать некоторые его произведения, обнаружить в них связь между эпохой Екатерины Великой и манерой изображения портретируемых Д.Г.Левицким персонажей.

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...1

1.Учреждение Смольного Института……………………………………………4

2.Портретная  серия «Смольнянки»……………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...28 

Глава 1.Учреждение Смольного института благородных девиц. 

В середине 19 века среднее женское образование  пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы  К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась  сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения  девочками общего образования в  совместных школах. К середине 60-х  годов Россия стояла на 1-м месте  в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние  школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных  семей.

В 60-е  годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек  из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного  обучения в школе мальчиков и  девушек. Девочек стали обучать  в бесплатных воскресных школах совместно  с мальчиками, однако девочек в  школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных  заведениях обучалось 708018 мальчиков  и 157833 девочек.

В 1864 организуются педагогические женские курсы при  Петербургских женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились  за границей. В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.

Важным  событием в истории женского образования  является первый Всероссийский съезд  по вопросам образования женщин, который  состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в  правах женщин и мужчин в образовании.

Период  царствования Екатерины Великой  связан с созданием первых общественных воспитательно-образовательных учреждений для обучения национальных кадров домашних педагогов. В.О.Ключевский, рисуя исторический портрет Екатерины II, отмечал ее глубокий ум, целеустремленность, характер противоречивый, но полный «равновесия  духа». Поняв, что без коренных преобразований не решить основных государственных  задач, Екатерина II с решительностью и энтузиазмом берется за создание «новой породы людей».Она открыла  первое в России государственное  учебное заведение для девушек  из благородных семей. По образцу  французского женского учебного заведения  «Сен-Сира»,5 мая 1764 г. в стенах Воскресенского монастыря по велению императрицы открывается Воспитательное общество благородных девиц. На территории монастыря при шведском владычестве размещался Смоляной двор, что впоследствии и повлияло на название нового учебного заведения - «Смольный институт благородных девиц».Организация и содержание обучения и воспитания в институте представляют интерес, хотя они не лишены противоречий и ошибок. На примере «Смольного института» рассмотрим организацию педагогического процесса в первом государственном учебном заведении для девушек дворянского сословия.

Обучение  в Смольном институте начиналось с 5-6 лет. За двенадцать лет учебы  Уставом института предполагалось, что его воспитанницы в совершенстве усвоили:

1) знание  законов;

2) все  правила доброго воспитания, благонравия,  светского обхождения и учтивости.

Внешняя организация быта была заимствована из французского закрытого женского учебного заведения «Сен-Сира», которым интересовался еще Петр I. Так же, как и в заведении госпожи Мэнтенон, возглавлявшей «Сен-Сир», воспитанницы разделялись на четыре возрастные группы:

- с 6 до 9,

- с 9 до 12,

- с 12 до 15,

- с 15 до 18 лет.

Воспитанницы  каждой из возрастных групп носили платья определенного цвета. (В Сен-Сире принадлежность к той или иной возрастной группе определялась цветом ленты при одинаковом черном платье всех воспитанниц.). Воспитанницы 1-й возрастной группы носили платья кофейного цвета, 2-й - голубого, 3-й - серого, а выпускницы старших классов - белого, причем в обычные дни это было строгое камлотное платье, в воскресные и праздничные - нарядное, шелковое. Режим дня строго регламентировался: обучение сменялось прогулками на свежем воздухе, приемы пищи - играми «по склонностям и времени».За каждой из четырех возрастных групп закреплялась надзирательница, постоянно находившаяся при детях и помогавшая учительницам, а в случае необходимости - заменявшая их. Кроме вопросов воспитания и обучения надзирательницы заботились о платье и белье воспитанниц и в системе управления имели преимущество перед учительницами. Восемнадцать монахинь, привезенных из Воскресенского монастыря, обучали девочек с 6 до 9 лет грамоте и ухаживали за больными воспитанницами. В первое время надзирательницами и учительницами были в основном француженки. Штат преподавателей Смольного составляли: два учителя русского языка, три учителя иностранных языков, два танцмейстера, три учителя рисования, по два учителя вокальной и инструментальной музыки, географии, истории и геральдики, и один учитель по архитектуре. По режиму и организации процесса обучения Смольный относился к высшему женскому учебному заведению ,1-го разряда закрытого типа. При поступлении от родителей и родственников требовалось заявление-обязательство по перепоручению опеки воспитанниц на весь срок обучения Воспитательному обществу. Уставом учебного заведения строго предписывалось ни под каким видом не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные и специально определенные дни в присутствии начальницы. Такой режим не мог не сказаться на становлении личности юных девушек, смолянки были наивны в житейских вопросах и оторваны от проблем обыденной жизни.

Екатерина II поддерживала в стенах Смольного  института благородный, аристократический  дух. До 12 лет воспитанницы обеспечивались полным обслуживанием, и лишь с 12 лет они самостоятельно заботились о своих одежде и прическе. У смолянок воспитывали привычку к роскоши: скатерти в старших классах менялись к каждому приему пищи, подавались серебряные столовые приборы.

В младших  классах (от 6 до 9 лет) девочек обучали  русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, рукоделию, танцам и музыке. С 9 до 12 лет к вышеназванным предметам  добавлялись география и история. С 12 до 15 лет, кроме чтения нравоучительных  и исторических книг и продолжения  курса других предметов, на уроках рукоделия  девушек учили шить для себя платье и вязать чулки. Кроме того, воспитанницам  давали знания и навыки в области  стихосложения, архитектуры и геральдики, рисования, пения и игры на музыкальных  инструментах, обучали умению поддержать салонную светскую беседу и принимать  гостей. В последнем классе (с 15 до 18 лет) материал учебных предметов  повторялся, а также добавлялись  занятия, обучающие «вести экономию»: записывать расходы, производить расчеты  и договариваться о поставках  товаров. В институте существовало и такое правило: начиная с 4 класса, две институтки каждый день, поочередно, давали уроки в младших классах для «заблаговременного навыка». Екатерина II с гордостью за своих воспитанниц писала Дидро: «Мы их воспитываем для того, чтобы они были отрадой семейств, в которые вступят».

Начиная с двух последних старших классов, девушки могли упражняться в  навыках светского обхождения. Для  этой цели по праздникам и воскресным дням в Смольный приезжали именитые гости, кавалеры, родственники. Воспитанницы давали концерты, ставили спектакли (пьесы для которых сочиняла сама государыня), и играли роль хозяек. Императрица  Екатерина II лично участвовала в  обучении девиц светским манерам, она  часто посещала благородное отделение  Воспитательного общества и поддерживала смолянок: любила разговаривать с  ними, вела переписку, приглашала на балы. Подражая императрице, Смольный институт часто посещали великий князь  Павел, члены царской семьи и  иностранные гости.

Но даже пристальное внимание к воспитанницам  Смольного со стороны всей царской  фамилии не прибавило значимости новому учебному заведению.

В высших кругах по-прежнему было принято приглашать в семьи для обучения детей  гувернанток-иностранок. Дворянство не спешило отдавать своих детей  в общественные учебные заведения.

В 1755 г. наряду с отделением для 200 девушек  из благородных семей в Смольном открывается отделение для 240 девушек  из мещанской среды. Сопоставление  содержания систем обучения на двух отделениях института позволяет утверждать, что оно существенно различалось. Мещанкам давались лишь элементарные знания и готовили их в основном к деятельности домашних воспитательниц-гувернанток. Деление воспитанниц по возрастам  сохранялось и на мещанском отделении. С 6 до 12 лет девочек обучали русскому языку, арифметике и иностранным  языкам. Далее, исходя из их природных  данных, - рисованию, танцам, музыке и  пению. В возрасте с 12 до 15 лет особое внимание уделялось совершенствованию  навыков в рукоделии. Девушки  обучались всем работам по дому и  умению поддерживать хозяйство: ткать, шить, вязать, готовить, вести приходно-расходные  книги. В последних классах развивались  те умения, к которым воспитанницы проявляли большую склонность. По окончании обучения каждой выпускнице полагалась определенная сумма с процентами за 12 лет обучения. Успешно окончившие мещанское отделение могли поступить на службу учительницами в училище благородных девиц, а также стать домашними наставницами в семьях дворян и аристократии.

Выпускницы  Смольного института благородных  девиц, успешно завершившие курс обучения, получали награды тpex степеней. К 1-й степени относились шифры и золотые медали (большие и малые), наградами 2-й степени читались серебряные медали большого и малого размеров, выпускниц 3-й степени награждали книгами.

Воспитанницы  Смольного дали вдохновение и  Дмитрию Григорьевичу Левицкому, мастеру  парадного портрета в русском  искусстве 18 века. С 1773 по 1776 год Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц  Смольного института для благородных  девиц, основанного императрицей в 1764 году. Однако Левицкого интересовал  человек, его внутренний мир не только в таких вот высоких проявлениях  духовной мощи и красоты. Его радовало и волновало всякое яркое, полнокровное выражение жизни, увлекала возможность  показать своих героев во всем богатстве  их чувств и переживаний. В написанной им в 1773—1776 годах серии портретов  смолянок внимание художника сосредоточено  на том, чтобы передать их эмоциональное  состояние. Портреты смолянок — воспитанниц  Смольного института, находившегося  под особым покровительством императрицы  Екатерины II закрытого учебного заведения  для «благородных девиц» — настоящий  гимн юности, покоряющей полнотой и  естественностью проявления нерастраченных жизненных сил. Всего Левицкий создал семь портретов смолянок: в 1773 году — Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой , Е. И. Нелидовой , Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой ; в 1775 — А. П. Левшиной; в 1776 году — Г. И. Алымовой , Н. С. Борщовой , Е. И. Молчановой . Годы создания этих портретов были знаменательными в истории «воспитательного общества благородных девиц», как часто называли институт современники. В 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет. 1775 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией. В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста». Все эти события, сопровождавшиеся балами, маскарадами, концертами и театральными представлениями, привлекли к себе внимание широкой публики и получили соответствующие восторженные отклики в периодической печати и произведениях изящной словесности. Они же скорее всего послужили поводом для заказа императрицей Левицкому портретов тех из наиболее отличившихся воспитанниц, которые пользовались ее особым благоволением. И великолепно обставленные публичные торжества, и портреты смолянок, заказанные Левицкому, и литературные отклики должны были утвердить и восславить результаты «разумного воспитания», полученного девицами в институте, а главное — его «мудрую основательницу», «мать отечества», «неустанно пекущуюся о благе своих подданных». Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. А увеселения, сопровождавшие церемонии, балы, маскарады, концерты, спектакли, были использованы Левицким как сюжетная основа портретов «благородных девиц», показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения. На фоне театральных декораций танцуют Нелидова и Борщова. В танцевальной позе изображена Левшина. Сценку из спектакля разыгрывает трогательная и слегка комичная пара — Хованская и Хрущева. Томная красавица Алымова музицирует. Даже самые младшие смолянки — Давыдова и Ржевская — демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества. Обращение к этой хотя и показной, внешней, но очень характерной стороне быта Смольного дало возможность художнику добиться невиданного до того в его искусстве размаха парадности, декоративности изображения без помощи нарочито условных приемов, которые были приняты в традиционных парадных портретах и очень ограничивали их реалистическую выразительность. В смолянках нет ни подчеркнутой торжественности поз и обязательной демонстративности указующих жестов, ни высокомерного и бесстрастного выражения лиц, нет той условности в подборе и размещении вокруг фигуры портретируемого аксессуаров, которые мы видим в портрете Кокоринова и даже Демидова. Смолянки не позируют, они живут в окружающей их среде легко и свободно. Доля же условности, которая есть в их изображениях, оправдывается театральной атмосферой, которая в той или иной мере присуща всем портретам этой серии. Обстановка, отдельные предметы в этих работах Левицкого теряют свою многозначительность, тот аллегорический смысл, который обычно был им свойствен. Место действия становится сценической площадкой, где юные героини портретов ведут себя в соответствии с ролями, ими исполняемыми, и своими индивидуальными данными. Все это придает серии портретов воспитанниц Смольного института такую жизненность и правдивость, помогает художнику достигнуть такой силы характеристики портретируемого человека, которые были невозможны в работах, созданных по ранее обязательному канону. Таким образом, Левицкий в этом цикле делает огромный шаг вперед в развитии принципов парадного изображения. Однако, несмотря на то, что художник в данном случае так решительно отошел от привычных схем, портреты смолянок отнюдь не потеряли своей парадности. Утонченные манеры и светская выучка «благородных девиц», их великолепные костюмы, театральная роскошь окружающей обстановки, передавая характер, стиль жизни института, создают то ощущение исключительности, необычности происходящего, которые сообщают портретам необходимую эффектность и представительность. Этому же служат композиционные и живописные средства, которые применяет художник. Так, например, Левицкий использует прием низкого горизонта, благодаря чему сценическая площадка, на которой происходит действие, располагается как бы над зрителем. Это придает фигурам портретируемых известную монументальность, значительность. Того же результата достигает художник, размещая модели у переднего края холста и направляя движение вдоль его плоскости. А высокое живописное мастерство Левицкого превращает каждый портрет в великолепный цветовой аккорд. Но «блеск и роскошь маскарада» не закрыли для Левицкого человеческих качеств его моделей. «Благородные девицы» на портретах Левицкого ведут себя, несмотря на пройденную ими школу строгого светского воспитания, в полном соответствии с возрастом и особенностями характера каждой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Творчество Д.Г. Левицкого. Портретная серия “Смольнянки”