Технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную технологию планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Объект исследования – планирование как функция управления социально-культурной деятельностью в условиях Вооружённых Сил РФ.
Предмет исследования – технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.

Содержание

Введение.
Глава 1. Методологические основы планирования деятельности социокультурных учреждений.
1.1. Сущность, виды и общая характеристика планирования в учреждениях культуры.
1.2 Принципы и методы планирования культурно-досуговой работы.
Глава 2. Анализ практики планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.1. Система планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
2.2. Анализ опыта планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
Глава 3. Пути совершенствования технологии планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры.
3.1. Совершенствование технологии информационного обеспечения планирования культурно-досуговой работы.
3.2. Технология организации разработки планов культурно-досуговой работы клуба воинской части (Дома офицеров).
3.3. Использование технологии бизнес-планирования в
деятельности учреждениях культуры.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.Техн.план..doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

     - количественные - увеличить число читателей, пользующихся 'библиотечным книжным фондом, услугами читального зала; создать несколько новых филиалов и передвижных пунктов книжного обслуживания читателей на территории района; вдвое увеличить количество мероприятий и выставок литературы по ознакомлению читателей с новинками художественной, научной и учебной литературы; сократить или увеличить штатный персонал работников библиотеки; закрыть неперспективные и нерентабельные филиалы;

     - качественные - осуществить инвентаризацию книжного и журнального фонда библиотеки, восполнив его литературой, пользующейся на данный момент наибольшим интересом у читателей; создать комфортные условия для посетителей читального зала, ввести дополнительные услуги по ксерокопированию, переводу с иностранных языков литературных текстов, компьютерному набору, составлению каталогов домашних библиотек; повысить качество проведения читательских конференций, встреч с писателями, поэтами, публицистами.

     Во-вторых, менеджмент не имеет возможности определить конкретные цели по всем аспектам деятельности учреждения, каждого работника, поэтому следует выделять несколько ключевых направлений: не более четырех-пяти для каждого отдела или вида деятельности, иначе большое количество целей нивелирует смысл усилий сотрудников.

     В-третьих, цели учреждения должны быть труднодостижимыми, но реальными. Недостигаемое целеполагание всегда ухудшает моральное состояние сотрудников, вызывает апатию, равно как и постановка простых целей означает снижение мотиваций у исполнителей.

     Наилучший вариант целевых установок сводится к постановке амбициозных, но реально достижимых целей, которые заставляют сотрудников "подтягиваться" к ним и тем самым обеспечивать опережающее качество в работе.

     В-четвертых, цели учреждения всегда предполагают конкретные сроки достижения, то есть определение конечных дат, возможно, с разбивкой целей на промежуточные временные этапы реализации.

     И, наконец, в-пятых, каждый сотрудник социокультурного учреждения вправе рассчитывать на определенное вознаграждение при условии успешного достижения поставленной цели.

     Оно может выражаться в повышении заработной платы или разовом материальном вознаграждении в виде премии, служебного продвижения в должности и т.д.

     Предвкушение сотрудниками вознаграждения за качественно выполненную работу всегда стимулирует мотивацию и творческое рвение к достижению планируемых целей. Таким образом, можно выделить особый метод планирования, предполагающий управление социокультурным учреждением по целям.

     Целевой метод планирования предусматривает определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, сектора и работников, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности учреждения на всех стадиях. Метод планирования по целям в большинстве социокультурных учреждений проявляет себя и как эффективный метод управления, ориентирующий сотрудников на решение конкретных задач.

     Прежде всего, концентрация усилий менеджеров и творческих специалистов на корпоративных целях способствует повышению вероятности их достижения, кроме того, повышается уровень и улучшается качество проводимых мероприятий, так как и творческие, и управленческие, и технические работники заинтересованы в достижении целей.

     Более того, участие всех работников в процессе постановки целей, расчете ресурсов и возможностей благоприятствует повышению мотивации, при этом цели низших уровней соответствуют целям всего учреждения, а, значит, способствуют их достижению. Итак, целевой метод планирования дает следующие преимущества:

     а) усилия менеджеров, творческих специалистов и технических работников концентрируются на действиях, направленных на достижение целей;

     б) улучшаются результаты деятельности на всех уровнях социокультурного учреждения;

     в) все сотрудники мотивированы к достижению цели;

     г) цели отделов, секторов, персонала соответствуют целям всего учреждения.

     Для эффективного использования метода планирования по целям, прежде всего, следует определить эти цели. В условиях радикальных реформ в стране существенно изменились ценностные ориентации, культурные запросы людей. А ведь именно удовлетворение и развитие культурных потребностей и являются основной миссией учреждений культуры.

     Культурные запросы социальных слоев, организационно не объединенных в какие-либо структуры, чаще всего остаются до конца не осознанными и не имеют четко выраженной формулировки, но проявляются в поведении людей. Дифференциация культурных запросов усложняет задачи целевого планирования и управления, но в то же время наличие разнообразных культурных интересов населения само по себе характеризует уровень социально-культурного развития общества. Отсюда вытекает другой вопрос, ответ на который очевиден. Имеются ли достаточные возможности для удовлетворения всего многообразия уже имеющихся в обществе культурных запросов и формирования новых? 

     1.2. Принципы и методы планирования культурно-досуговой работы.

     Планирование  и прогнозирование осуществляется на основе системы принципов. Среди  них; важнейшие значения имеют:

  1. Принцип коллективности.

     Предполагает  необходимость привлечения к разработке планов оптимального количества специалистов на подготовительном этапе, что обеспечивает повышение качества планирования, ответственности исполнителей.

  1. Принцип координации и интеграции.

     Предполагает  взаимную согласованность действий различных подразделений и отдельных сотрудников по времени, не пользуется ресурсом, задачам и т.п.

  1. Реальности принципа.

     Предполагает  учет реальных условий и взаимностей  организации, постановку реально выполненных  целей и задач.

  1. Гибкость планирования.

     Предполагает  возможность (необходимость) постоянного  внесения изменений (корректив) в плановые показатели в связи с изменением ситуации.

  1. Непрерывность.

     Процесс планирования рассматривается не как  единичный (разовый) акт, а постоянный процесс разработки различных видов планов, целей, стратегий, проектов. Непрерывность требует, чтобы внетекущие планы разрабатывались с учетом перспективных, очередные планы учитывали результаты выполнения предусматривающих планов.

  1. Конкретность (четкость, ясность).

     План  должен содержать конкретные показатели деятельности, доступные для проверки, конкретное время исполнения и исполнителей.

  1. Экономичность.

     Расходы ресурсов (времени) на планирование должны быть соизмеримыми с полученными  от планирования выгодами. Предполагает учет оптимальности затрат ресурсов на процесс планирования, содержание аппарата и др.

     На  практике принципы планирования реализуются  в его методах.

     Профессионально подготовленный работник социокультурных учреждений обязан знать и использовать многие методы, которые применялись и применяются сегодня в планировании. Среди них следует выделить аналитической метод планирования. Он связан с задачами систематического и неуклонного наращивания деятельностного потенциала учреждений культуры путем улучшения качества и числа проводимых мероприятий в сравнении с предыдущим периодом.

     В этом отношении аналитический метод планирования полностью вписывается в группу процедур изложенной выше модели спиралевидного развития, когда на планируемый период переносятся (экстраполируются) достигнутые результаты предшествующего периода со всеми его тенденциями и закономерностями.

     Для достижения более высоких показателей в план закладываются новые формы, технологии и методики работы: расширение зрительных залов, площадей для кружковой и клубной работы, интенсивный анализ демографической структуры населения, привлечение более квалифицированных специалистов и т.д. Аналитический метод планирования основывается на научном и статистическом анализе информации, объективных данных бухгалтерского учета и отчетности, социологических опросов и т.д.

     Поскольку в учреждениях культуры проводимые мероприятия, культурные программы представляют собой продукт, а посетители учреждений культуры выступают в роли потребителей, то эти показатели являются главным результатом деятельности, следовательно, они и являются основными фигурантами аналитического метода планирования.

     Существуют, конечно, и другие более глубинные оценочные категории деятельности учреждений культуры, например, такие, как повышение культурного уровня населения, качество социально-культурных мероприятий, эффективность воспитательного воздействия культурных программ и др. Однако качественная и количественная стороны деятельности: число мероприятий, количество посетителей, расширение площадей, оснащение музыкальными инструментами и современной компьютерной, современной техникой, не являясь конечной целью деятельности учреждений культуры, все же остаются определяющими в аналитическом планировании работы.

     Постепенно приближаясь к полному удовлетворению хотя бы несложных культурных запросов и интересов населения, учреждения культуры переходят от простого увеличения объема работы к необходимым изменениям ее содержания с учетом структурных трансформаций запросов людей.

     В экономических системах с плановой экономикой широко используется нормативный метод планирования, который строится на обосновании заданий и планов нормами и нормативами.

     В условиях рыночной экономики данный метод планирования, особенно в сфере коммерческой деятельности, используется в меньшей степени. Это связано с тем, что в данной сфере экономические рычаги плановой системы хозяйствования утратили свою роль.

     Государство в лице министерств и ведомств более не устанавливает в централизованном порядке нормы и нормативы рационального использования трудовых ресурсов; расходы материалов, сырья, электроэнергии, инвентаря; ставки, оклады (за исключением минимальных), разряды, тарифы; использование основных фондов: здания, сооружения, машины и др.

     Однако в государственном секторе экономики, и даже в некоммерческой сфере (в социально-культурных учреждениях), нормативные методы планирования сохраняются, хотя в более мягкой форме, без многочисленных предписаний и запретов, положений и инструкций.

     Трудно представить социокультурное учреждение, которое сегодня для своих собственных выгод не руководствуется собственными нормами и нормативами использования электроэнергии, топлива, финансов, затрат труда и т.д. на подготовку и проведение того или иного мероприятия.

     Итак, норма - это показатель расходования материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов на одну конкретную форму работы.

     Норматив - это совокупность создаваемых или потребляемых учреждением культуры продуктов на единицу: времени, объема, площади и, наконец, слушателя или посетителя. Нормы и нормативы выражаются в процентах, коэффициентах и других единицах.

     Например, нормы времени учитывают его затраты на осуществление типовой культурно-досуговой программы. Не имея реальных расчетов времени, трудно спланировать время, необходимое для подготовки тематического вечера, конкурса, новогоднего бала и т.д. Нереальные сроки, из-за отсутствия норм времени, неизбежно приведут к спешке и низкому качеству, или, в другом случае, к нерациональному использованию рабочего времени сотрудников учреждения.

     Разработка норм времени в учреждении культуры должна осуществляться с учетом конкретных условий каждого коллектива. Лучшим инструментом нормирования времени служат фотографии рабочего времени специалистов, работников хозяйственных служб, сцены и, что особенно важно, - предшествующий опыт. Не следует игнорировать и норму обслуживания.

     Нормы обслуживания отражают количество кружков, посетителей, инвентаря, музыкальных инструментов, оборудования и т.д. Данная норма как раз и является определяющей для повышения (или понижения) категорийности учреждения культуры, величины заработной платы, численного состава.

     Обратной величиной норме обслуживания является норма численности. Она регулирует количество штатного состава учреждения культуры, необходимого для проведения суммарного объема работы.

     Существуют и другие нормы планирования, в том числе нормы труда, нормы выработки, однако для учреждений культуры, где осуществляются творческие процессы, они трудно поддаются нормированию и в силу этого редко используются.

Информация о работе Технология планирования культурно-досуговой работы в воинских частях и учреждениях культуры