Сущность и законы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:58, реферат

Описание

Культура придает определённое значение человеческой деятельности и жизни (скажем, труд рассматривается и оценивается как долг, или же, как обязанность, или же, как повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.
Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно представить как портрет социальной общности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Что такое культура? Сущность культуры…………………………………….4
2. Структура культуры……………………………………………………………9
3. Законы развития культуры…………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

реферат Сущность культуры.docx

— 38.64 Кб (Скачать документ)

3. Законы развития культуры

Культурология, также как  и любая другая наука, стремится  к выявлению законов. Чаще всего она имеет дело с закономерностями. Закономерности – это явления, характеризующиеся действием группы законов, каждый из которых требует ещё своего открытия, или не до конца познанные законы.

Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, мы можем выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:

1. Общесоциологические.  Они связаны с тем, что культура  есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.

2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.

3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются  законами действия конкретной общественно-экономической формации − рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный − раб.

4. Цивилизационные закономерности  в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: «дикости», «варварства», «цивилизации».

5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная). Таким образом, мы выделили пять групп закономерностей, которые влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.

Рассмотрим их подробнее.

1.Общесоциологические законы  культуры.

Они связаны с тем  обстоятельством, что культура –  это общественное, и только общественное, явление. Природа не создаёт культуры. И в этом плане культура отличается от природы, противостоит ей. Озеро, лес, насекомое, цветок − какими бы прекрасными они не выглядели в наших глазах − не являются, сами по себе, культурными формами. Не человек их создал, произвел, вывел, они – произведения природы. Но человек может их преобразовать, превратить в культурные формы.

Человек культивирует бактерии, например, появляются культурные штаммы кисломолочных бактерий, в результате чего мы пьем простоквашу, ацидофилин и другие продукты нашей культуры. Те растения, которые человек выращивает, являются продуктами тысячелетних усилий поколений людей. Все чаще мы гуляем не в «диком», «первозданном» лесу, а в пригородном парке. После купания в соленом море мы обмываемся в душе пресной, хлорированной или иным образом очищенной водой. Таким образом, человек все больше отделяется от природы, окружая себя культурными формами, окультуренной природой, природой, преобразованной по законам культуры, общества.

Но культура − часть общества. Ведь общество производит то, что наиболее полно отвечает потребностям человека, его интересам, целям, идеалам. Но в обществе создаются и такие формы, которые в силу ряда обстоятельств не удовлетворяют человека, рассматриваются им как побочный продукт, брак, отходы, издержки, пережитки, анормальные, асоциальные, деструктивные явления, иным словом, некультурные формы. Таким образом, человек, общество, производят культуру и «не культуру». Что лежит в основе такого деления общества? Если мы на данном уровне анализа абстрагируемся, отвлечемся от соответствующих общественных форм, то обнаружим, что наиболее глубокой характеристикой культуры, как социального явления, является её понимание, как определённой общественной производительной силы − материальной и духовной, вещественной и личностной, объективной и субъективной.

2.Общеформационные закономерности.

В зависимости от характера  и уровня развития производительных сил общества, находятся и формы  отношений между людьми, прежде всего, материальные, экономические, производственные отношения. Обычно выделяют 5 типов производственных отношений, которые и образуют соответствующие формы общества, или формации, чаще всего называют первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Соответственно, мы выделяем и 5 форм культуры с соответствующими закономерными связями.

Для всех предшествующих формаций характерна определенная закономерность: они возникают, достигают зрелости и умирают. На смену одним формациям приходят другие, и цикл повторяется. Но такая же цикличность присуща и культурным формам. Это свидетельствует о том, что в основе этого движения лежит развитие и разрешение противоречий в самом способе производства.

Мы можем здесь отметить такие закономерности, как возникновение  новой культурной формы ещё в  недрах старой формации, борьбу новой  и старой формационных культурных форм, соответствие наивысшего развития культуры периоду наибольшего соответствия в развитии производительных сил  и производственных отношений (то есть наиболее высокой степени развития способа производства отвечает и наиболее зрелая форма культуры). Но при формационном анализе культурных форм следует помнить об их относительной самостоятельности в развитии, а также способности влиять на породивший их способ производства. Это приводит к тому, что культурная форма может ещё продолжать развиваться и распространяться в обществе, хотя экономические условия, её породившие, начали клониться к упадку. Фаза кризиса культуры связана с нарастанием её многообразия. Здесь многообразие выступает в виде поиска выхода из кризиса и утверждения новой культуры.

3. Конкретно-формационные  закономерности развития культуры.

Они связаны со спецификой, непохожестью формаций друг на друга. Степень этой непохожести может  быть различна. Например, среди 5 формаций мы можем выделить три их типа:

1) Первичная формация, первобытнообщинная (или примитивно-коммунистическая).

2) Вторичная формация, куда  входят рабовладельческая, феодальная, буржуазная формы общества. Для  них общим является то обстоятельство, что все они развивают свою  культуру за счёт эксплуатации  работников, лишенных собственности. Они основаны на классовом делении общества и культуры, их культура делится на культуру господ и культуру угнетенных классов. Вторичная формация является отрицанием культуры первичной формы общества.

3) Третичная формация  является отрицанием культуры  вторичной. Здесь в области  культуры проявляет себя диалектический  закон отрицания, в соответствии, с действием которого на более высокой фазе повторяются существенные моменты предыдущей ступени. Так, культура третичной формации, отрицая эксплуататорский характер вторичной культуры, должна будет воспроизвести социальную однородность общества, свободу и равенство, справедливость в культурных формах. Если общеформационные и общесоциологические закономерности культуры подчеркивают её непрерывный характер, обращают внимание на общие черты культуры разных формаций, то конкретно-формационные закономерности выявляют уникальность, непохожесть, неповторимость культур, их отличие друг от друга.

4. Цивилизационные закономерности  культуры.

Мы живем в обществе, где каждый из нас занимается каким-то, по преимуществу одним, видом деятельности, а значит, воспроизводит себя как односторонне развитого, частичного индивида. Для того чтобы преодолеть свою неразвитость, общество вынуждено культивировать какие-то дополнительные виды деятельности, закреплять за ними людей и осуществлять обмен деятельностями, услугами, продуктами между разными людьми. Иными словами, современная культура основана на действии закона общественного разделения труда. Это приводит к тому, что и культура делится, она разделена на две сферы, относительно обособленные, закрепленные за своими областями. Это области материальной и духовной культур.

 Далее, каждая из  областей в свою очередь разделяется  на более дифференцированные сферы: например, духовная культура делится на политическую, философскую, художественную, религиозную и другие области. Каждая из областей делится в свою очередь на более дробные сферы культуры. Таким образом, к цивилизационным закономерностям культуры относятся:

1.Разделение культуры на относительно независимые области;

2.Специализация работников культуры за конкретными видами деятельности;

3.Закрепление работников за этими видами деятельности с помощью экономических, политических, правовых мер;

4.Вынужденный обмен духовных и материальных продуктов между работниками культуры;

5.Односторонность, частичность развития и, как необходимая мера его преодоления, развитие компенсаторных, дополнительных форм культуры и их освоение населением;

6.Сохраняющееся отчуждение работников от продуктов их культуры, а значит, и воспроизводство отчужденной культуры.

Следует отметить, что цивилизация − это исторически возникшее, а значит, и исторически преходящее состояние культуры. Истории известны формы культуры, в которых не действовал закон общественного разделения труда, следовательно, не действовали и цивилизационные закономерности в культурных формах. Для них характерен был культурный синкретизм, то есть целостность, сложность культурной жизни, её нерасчлененность на материальную и духовные сферы. В этих условиях сама духовная культура органически вписывалась в материальное производство, тесно была с ним связана и непосредственно определялась им. Такое состояние культуры характерно было для её ранних, неразвитых форм.

5. Закономерности отдельных  сфер, форм, видов культуры.

Наряду с закономерностями, которые характеризуют культуру как целостное явление, мы можем говорить и о закономерностях отдельных сфер культуры: например, материальной культуры, или духовной культуры. Рассмотрим некоторые тенденции, проявляющие себя в области науки и искусства.

В будущем, по предположению  К. Маркса, все науки сольются в  одну - науку о человеке, антропологию. На современном же этапе в области науки действуют две тенденции − интеграция и дифференциация знания. По подсчетам учёных, занимающихся изучением науки, сегодня функционирует около 2000 наук. Мы можем предполагать, что в будущем некоторые из них отомрут − например, с отпадением условий для вражды народов, войны перестанут сотрясать человечество, отпадет тогда необходимость наук о войне, возможно, появится много новых наук.

В современных условиях происходит сближение естественных и гуманитарных наук. Оно проявляется в том, что возрастает точность общественных наук, они все чаще прибегают к использованию математического аппарата. Усиливается общность социальных функций, их универсализм − все они начинают служить человеку, обществу, способствовать преобразованию практики. Возрастает общность методологии и гуманитарных и социальных наук, естественных и общественных.

Таким образом, в различных  областях человеческого познания обнаруживаются тенденции к соответствию их друг другу, что находит своё отражение во взаимодействии, взаимовлиянии, взаимозависимости. Открытия, сделанные в одной науке, методики, разработанные в одной отрасли знания, быстро проникают в другие, оказывая стимулирующее влияние. Это приводит к неравномерности в развитии науки. Разные её области развиваются неодинаково. В определённые периоды происходит отрыв, преимущественное развитие одних областей и подтягивание других.

 

Заключение

Культура придает определённое значение человеческой деятельности и  жизни (скажем, труд рассматривается  и оценивается как долг, или  же, как обязанность, или же, как  повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.

Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой аккумуляцию своеобразного исторического опыта, который люди приобрели. Другими словами, каждая культура непременно имеет «историческое измерение», которое, может быть не заметно на первый взгляд, но, тем не менее, без него никакая культура, даже если речь идёт о культуре небольшой социальной группы, не существует.

Понятие культура чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Специалисты-культурологи до сих пор не могут дать ему определение, которое удовлетворило хотя бы большинство ученных.Сущность культуры можно понять лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует без человека и вне человека.

Культура содержит в себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространённые, воспроизводящиеся регулярно, черты и свойства социальной общности. Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры, формируя ее своеобразие, а на поверхности общественной жизни она проявляется в виде привычки.

Таким образом, понятие  «культура», по своей сути означает все то, что создано людьми в  процессе физического и умственного  труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей, то есть орудия и машины, технические средства и научное открытие, религиозные системы и так далее.

Информация о работе Сущность и законы культуры