Сущность и генезис культуры, формы и типы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:39, реферат

Описание

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Содержание

1. Сущность культуры. Понятие культура
2. Генезис культуры
3. Формы культуры
4. Типы культуры
5. Виды культурных норм и их общественное назначение

Работа состоит из  1 файл

РЕфГенезис культуры.docx

— 48.65 Кб (Скачать документ)

Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного  развития и более развитым типам  культуры в разных регионах Земли  происходил по-разному. При всем многообразии ранних цивилизаций можно сказать, что сложились два принципиально  различных типа культуры — Восток и Запад. Для всех восточных социокультурных  миров характерны высокая степень  нормативности культуры, авторитет  традиции, консервативная стабильность. Из-за традиционного характера цивилизаций  Востока, а также европоцентристского  взгляда на мировую культуру, присущего  культурологической мысли, более проработанной  является историческая типология культуры европейского региона. Принято выделять следующие исторические типы европейской  культуры: античная культура; средневековая  культура; культура Возрождения; культура Нового времени; современная культура.

Названные типы в содержательном плане являются настолько неоднородными, что в их рамках выделяют более  конкретные исторические типы, например, культура 1-й половины XX в., культура 2-й половины XX в.

 

 

5. Виды культурных норм и их общественное назначение

Кроме основных форм культуры выделяют также разные ее виды. Среди  множества классификаций можно  остановиться на той, которая опирается  на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем такое распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности.

Ни один из видов культуры не сводится к двух другим ни в сумме, ни по отдельности. Да, культура общества - это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичных по отношению к ним. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности группы людей, объединенной одной целью. Культура личности определяется не только мерой усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного “Я”.

Нужно отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в известной мере, относительная, и в реальной деятельности они переплетаются, взаимоувязываемые между собой. Сложность социокультурной реальности обусловливается также исторической изменчивостью (вариативность) всех ее существенных характеристик. Поэтому теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры, нуждаются в последующем толковании с помощью конкретного исторического материала.

Любое общество или отдельная социальная группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, которые ведут к расстройству и своеволию, устранять влияние стихийных настроений. Общество также должно согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, политическое, идеологическое или психологическое манипулирование обществом. Однако стойкое и действенное саморегулирование социальных отношений достигается также и через культурные нормы. Они обеспечивают добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализированные мотивы и потребности, которые отвечают принятым целям, стимулируют стабильные отношения в коллективе, которые опираются на привычные ожидания.

Культура регулирует производственную и творческую деятельность человека и особенные формы общения  между людьми, формируя при этом определены трудовые, эстетичные, этические, правовые и другие навыки. Нормы культуры в их внешнем выражении предусматривают своеобразную символику, определенную знаковую систему, временами достаточно сложную. Превращение правил и норм культуры на стабильный регулятор деятельности человека предусматривает, что они усваиваются человеком, становятся ее внутренним убеждением. То есть нормы культуры - это определенные образцы, правила поведения или действия, которые стали внутренними регуляторами человеческих действий.

Нормативный бок культуры оказывается в таких формах, как обряд, ритуал, этикет, канон, стандарт.

Обряд - это традиционное символическое действие, которое сопровождает важные моменты жизни человека и общества, призванная способствовать укреплению социальных связей. Например, эмоциональным и в то же время общественно значимым является свадебный обряд. Формы его в разных этнических традициях разнообразны, но общая основа - освящение нового этапа в жизни человека и пожелания семейного благополучия - у всех народов неизменная. Символом такого благополучия в разных этнических традициях является, например, рис (Англия, США), пшеничное зерно или хмель (Украина, Эстония и проч.), лепешка пресного хлеба (азиатская народность).

Ритуал - это вид обряда, который являет собой форму сложного символического поведения, которое исторически сложилось, упорядоченную систему действий, какая призванная подчеркнуть особенную ценность и значимость для человека определенных социальных отношений или процессов. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. Всем известна подробность дипломатических и торжество военных ритуалов (приветствие или прощание со знаменем).

Этикет как норма культуры являет собой установленный порядок  поведения человека в рамках той  или другой социальной группы. Поведенческий  этикет в последнее время привлекает все большее внимание молодежи, деловых  кругов. В этом интересе прослеживается стремление к красоте и удобству в общении. Основная социальная функция этикета - это закрепление внутригрупповых и межгрупповых культурных отличий (например, придворный, деловой этикет).

Канон - сводки положений, которые имеют догматичный характер. Слово "канон" имеет несколько значений: 1) библейский канон - совокупность книг Библии, которые признаются церковью “богоодушевленными” и применяются в богослужении как “священное писание”; 2) церковный канон - правила в отрасли догматики, культу, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) канон в искусстве означает стойкое правило художественной деятельности, художественные принципы.

 

Стандарт как вид культурной нормы широко используется в науке, технике, производстве. Стандарт являет собой определенный образец (эталон), который принимается как выходной для сопоставления с ним других подобных объектов. Современное массовое, серийное производство продукции не может существовать без стандартизации, установления жестких параметров технологии производства, обязательных параметров качества продукции, которое выпускается.

Нормы культуры переменчивы. Они поддаются тем же трансформациям, которых испытывает общество. Вместе с тем, нормы культуры обеспечивают надежность, предсказуемость и общепонятность поведения.

Принято различать нормы  общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Требования, которые вытекают из этих разновидностей норм, нередко расходятся между собой. Группа может требовать от своих членов действий, которые осуждаются обществом. Иногда, например, коллектив обнаруживает терпимость к нарушениям норм, неуклонного соблюдения которых требует общество.

Нормы дифференцированы за социальными структурами, в разных социальных группах они могут отличаться по своему содержанию. Нормы поддерживают дистанцию между классами, профессиональными группами, состояниями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности и соответственно социального статуса и привилегий.

Нормы отличаются одна от другой степенью обязательности. Можно выделить побудительные нормы (самоусовершенствуйся!) и запретительные нормы (не говори неправду!).

Стойкие нормы сохраняются в течение многих поколений, получают этическое обоснование, нередко освящаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Временами нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превратившись в пустые ритуалы, в обветшалый стиль.

Таким образом, культурные нормы - это нормы, которые поддерживают стойкие принципы коммуникации, взаимодействия, между индивидами и разными группами. Резкое отклонение от принятых норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно не получит статус оригинальности или талантливости. Нормы культуры имеют большое значение в жизни каждого человека и общества.

Список литературы

  1. Социология: Учеб. пособие под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.
  2. Маркович Д. “Общая социология”, Ростов-на дону, 1993.
  3. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс, 1995.  
  4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.
  5. П. Сорокин. Циклические концепции социально-исторического процесса. М.: Триада-веб, 2002.
  6. Ю.Г. Марченко, И.И. Мамай. Основы культурологии: учебное пособие. – Новосибирск: СГГА, 1995.
  7. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
  8. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001
  9. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры (учебное пособие для вузов). - М., 2001.
  10. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, 1979.

Информация о работе Сущность и генезис культуры, формы и типы культуры