Старообрядцы в культуре Санкт-Петербурга XVIII – первой трети XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью всестороннего изучения истории культуры Санкт-Петербурга. Важным признаком, характеризующим культуру государства, этнической общности, города в современную эпоху по-прежнему остаются религиозные традиции, интерес к которым является характерным для современного российского общества. Социальная, религиозная, экономическая жизнь старообрядческих общин обращают на себя внимание благодаря уникальности их культурных традиций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Санкт-Петербург – культурный центр Петербургско-Тверской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви 6

§ 1. Разделения в старообрядчестве 6
§ 2. Храмы и моленные староверов-поповцев 11

Глава 2. Культурное наследие беспоповских старообрядческих общин Петербурга 16

§ 1. История беспоповских моленных и формирование музейных коллекций Санкт-Петербурга 16
§ 2. Столичные староверы и Выговская старообрядческая пустынь 21

Заключение………………………………………………………………….. 26

Список использованной литературы…………………………………… 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая-3.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

    В 1777 г. еще одна федосеевская моленная была построена на Волковом старообрядческом кладбище купцами Воробьевым и Волковым. К ней были пристроены здания мужской и женской богаделен. Вскоре в мужском отделении старообрядческой богадельни была устроена православная церковь Успения Божьей матери, а за старообрядцами закрепили бывшее женское отделение, где разместилась федосеевская моленная во имя Спаса Преображения. «Церковь староверов представляла собой одноэтажное здание с высокими полукруглыми окнами и небольшой главкой. Вплотную к восточной стене моленной был установлен четырехъярусный иконостас со множеством образов в драгоценных ризах. С потолка в центре зала свешивалось небольшое изящное паникадило», - описывает Н. В. Пивоварова.43 Со времени официальной регистрации федосеевской общины, произошедшей 8 февраля 1907 г., вплоть до 1917 г. последователи этого согласия добивались разрешения о передаче Волковских богаделен в их полное распоряжение. Получив в 1922 г. здание, занимаемое Успенской церковью, они вновь разместили там главную федосеевскую моленную, которая просуществовала лишь до 1934 г. После ее закрытия часть икон из моленных домов поступила из Музейного фонда в Русский музей .44

    Близ  Московских триумфальных ворот по Волковской улице в доме купца Н.В. Киржакова  в 1867 г. была устроена женская федосеевская моленная. «После революции она как «редчайший художественно-исторический и бытовой ансамбль» была взята под охрану Русским музеем. В это время в ее интерьере насчитывалось около 300 икон и крестов, часть из которых после ликвидации моленной поступила в Русский музей в 1936 г.», - сообщает Н. В. Пивоварова.45

    Таким образом, на протяжении XVIII – XX вв. в  Санкт-Петербурге общинами старообрядцев Поморского и Федосеевского согласий были устроены поселения на Малой Охте. Позже, в XIX веке, поморцы и федосеевцы создавали свои богадельни и молельные дома и в других частях города — на набережной реки Волковки, на Коломенской улице, в Рождественской части, в Рыбацком. До наших дней дошли лишь два храма беспоповцев - храм Знамения Пресвятой Богородицы поморского согласия на Тверской ул.,8 и храм Знамения Пресвятой Богородицы в Рыбацком, остальные же были закрыты. Изъятое властями имущество старообрядческих молелен – иконы, кресты – составили часть иконописного собрания и пополнили фонды Государственного Русского Музея. 
 

    § 2. Столичные староверы и Выговская старообрядческая пустынь 

После собора 1666-1667 гг. начались жестокие гонения на всех, кто оставался привержен старым традициям. В результате многие староверы вынуждены были бежать на окраины России. «Выговская пустынь, лежащая к северо-востоку от Онежского озера и получившая свое название от протекающей здесь реки Выг, идеально подходила для прибежища гонимых старообрядцев: глухие, непроходимые леса и болота, отсутствие поселений, удаленность от административных центров», - пишет Е. М. Юхименко.46 В 80-е гг. XVII в. сюда стали стекаться старообрядцы из разных районов страны, здесь основываются школы, где детей обучают грамоте, создается богатейшая библиотека. Именно за Выгом закрепляется слава культурной столицы старообрядчества. В данном параграфе мы ближе познакомимся с культурной жизнью старообрядцев Выго-Лексинского общежительства, рассмотрим его связь с петербургской  общиной староверов.

Организация Выговского общежительства положила начало одному из крупнейших центров староверия. Спасаясь от преследований, сюда бежали выходцы из Поволжья, Новгорода, Москвы, Архангельска. Первый период в истории Выга до начала 10-х гг. XVIII в. был самым трудным. Неопределенное положение общины, когда любой донос мог разрушить первые начинания, семь лет неурожая и голода… Однако все эти печальные события, наоборот, объединили  выговцев.47 Староверы осознали себя как единое целое, свою преемственность по отношению к раннему старообрядчеству, значение общежительства как последнего оплота древлего благочестия и, отказавшись от задуманного плана переселения, окончательно связали свою судьбу с Выгом.48 Находясь во враждебном окружении, оказавшиеся вытолкнутыми на обочину общественной жизни, старообрядцы  должны были выстоять и сохранить древнюю традицию, создать свой мир. Объездив всю Россию в поисках древних книг и икон, выговским староверам удалось создать богатейшую библиотеку, в которой было представлено все письменное наследие Древней Руси. Более того,  это духовное наследие непрестанно приумножалось. Кроме огромного собрания библиотеки, здесь были основаны школы, где детей обучали грамоте, создана книгописная мастерская, занимавшаяся переписыванием как древнерусских произведений, так и сочинений старообрядцев того времени. Выговским книжникам удалось создать целый исторический цикл о старообрядческом движении конца XVII - начала XVIII вв. Художественное наследие Выга также многообразно и обширно. Е. М. Юхименко описывает это так : «Здесь создавались как живописные произведения (иконы, книжные миниатюры, картины маслом), так и предметы мелкой пластики и прикладного искусства (резные деревянные и литые металлические иконы и кресты, лицевое и орнаментальное шитье)».49 Таким образом, выговцы создали « как бы государство в государстве – не только с прочным экономическим и общественным устройством, но и со многими институтами духовной культуры: системой образования, книжным делом, литературой, музыкой и т.д.»50

Выговская пустынь являлась крупным экономическим, религиозным и культурным центром  поморцев и имела связи со многими  старообрядческими общинами в России, в том числе и с петербургскими староверами. К XVIII столетию относится появление в Санкт-Петербурге первых моленных староверов. Именно из Выговского общежительства и окружавших его скитов, славившихся в то время своими мастерами, и доставлялись в Петербург произведения поморского искусства.51 Старообрядцы Выга снабжали своих единоверцев живописными иконами, крестами, настенными листами и бытовыми предметами. Иконы таких известных выговских мастеров, как Афанасий Леонтьев, Даниил Матвеев, Алексей Гаврилов и др., находились в первых петербургских старообрядческих моленных. Наиболее тесные контакты с Выговской пустынью имели моленные на Малоохтинском кладбище и на Моховой улице в Петербурге. Первой была устроена моленная на кладбище. Её создателем, как считают многие историографы «петербургского раскола», является купец Иван Феоктистович Долгов. Наличие в моленной икон, иконостаса и книг, доставленных с Выга, объясняют его связями с Выговским общежительством. В 1852 г. поморские и федосеевские богадельни на Малоохтинском кладбище были закрыты, и часть имущества из них поступила в петербургские музеи.

Моленная  на Моховой улице получила название «Долговой» или   «Пиккиевой». Это  была лучшая петербургская моленная, в  интерьере которой, согласно Н. В. Пивоваровой, «находился семиярусный иконостас, устроенный по образцу выговских и включавший местный, сдвоенный пядничный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий ряды».52 Её основатель – купец И.Ф. Долгов – даже завещал моленную Выговскому общежительству. Однако во времена правления Николая I завещание было признано незаконным. В июне 1854 г. моленная была запечатана, иконы, кресты и другие предметы внутреннего убранства были переданы духовному начальству. Лишь в 1864 г. старообрядцы добились возвращения икон, но вернули им не все.

После издания 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г. Величайших указов, даровавших староверам право свободного исповедования веры,  началось активное восстановление старообрядческих молитвенных домов.53 В Петербурге на Тверской улице была возведена поморская церковь Знамения Божией Матери. К моменту строительства Знаменского храма Выговской старообрядческой пустыни уже не существовало, и о вывозе целых иконостасов из Поморья не могло быть и речи. При устройстве церкви в ней разместили старинные иконы из прежней моленной поморцев, находившейся на Лиговской улице, и специально купленные в Москве и Нижнем Новгороде. Есть сведения о том, что в Знаменском храме наряду с древними значились и иконы поморского письма, одна из которых – «Преображение» - происходила из моленной на Моховой улице и, таким образом, была связана с Выговским старообрядческим общежительством.

В 1912 г. в Москве в храме на Токмаковом переулке состоялся второй Всероссийский  собор поморцев, посвященный обсуждению вопроса об увековечивании памяти поморских  отцов, основателей Выго-Лексинского монастыря и поморского согласия. Московской и петербургской старообрядческим общинам было поручено собрать сведения о Выговском общежительстве и обратиться с ходатайством перед министром внутренних дел о передаче общежительства  вместе с кладбищами в ведение Советов 2-ой московской и петербургской общин. Осуществлению этих задач помешала война.54

Таким образом, Выговская старообрядческая пустынь, сохранившая традиции прошлого, явилась звеном, связующим староверов Москвы и Петербурга с ранней старообрядческой историей. Выговские старцы пользовались большим уважением и почетом у поморцев севера, а произведения выговских мастеров долгое время хранились во многих петербургских моленных.  Выговская старообрядческая пустынь постепенно включила в сферу своего культурного и экономического влияния близлежащие и более отдаленные территории. 
 
 

                                      
 
 
 

                                         Заключение 
 

    История старообрядчества в Петербурге начинается одновременно с рождением города. Его истоки восходят к петровскому времени, когда из разных уголков России в новую столицу начинают стекаться многочисленные переселенцы. Не обладая единой организацией, каждое из согласий староверов имело в городе свои центры. Так местом бытования старообрядцев – беспоповцев Поморского и Федосеевского согласий считалась Малая Охта. Именно там, на Малоохтинском кладбище, были основаны первые старообрядческие богадельни, в которых находились моленные. Позже, в конце XVIII- начале XIX вв., поморцы и федосеевцы создавали свои храмы и молельные дома и в других районах Санкт-Петербурга. Долгова и Косцова моленные, федосеевские богадельни на Волковом поле, молельный дом купца Киржакова на Волковской улице, а также созданные при них старообрядческие церкви были закрыты и уничтожены. До наших дней старообрядцам беспоповского толка удалось сохранить лишь храм Знамения Пресвятой Богородицы поморского согласия на Тверской улице,8. Эта пятиглавая на гранитном цоколе церковь с часовней для отпевания, выдержанная в новгородско-псковском стиле, представляет собой поистине красивое напоминание о древнерусской архитектурной традиции.

    Трагичной была судьба и многих поповских храмов и моленных. Власти ликвидировали не только церкви, но и все старообрядческие общины. Однако староверы продолжали бороться за восстановление храмов, за официальную регистрацию своих общин. Результатом их действий стало то, что в 1983 г.  Покровской общине белокриницкого согласия был вновь возвращен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы на проспекте Александровской Фермы,20, который позднее был восстановлен.

    В XXI в. возрождаются и получают официальную  регистрацию еще две поповских общины – Лиговская и Громовская. Первой был возвращен храм на Транспортном переулке. В настоящее время идет его реставрация. Старообрядцы Громовской общины ведут работы по восстановлению надгробий и монументов Громовского кладбища.

    После разгрома старообрядческих моленных большая  часть конфискованных властями книг, икон и других богослужебных принадлежностей попала в Министерство внутренних дел. Долгое время имущество староверов хранилось здесь, пока не был создан «Раскольничий кабинет», и экспонаты не стали перевозить в специальное здание департамента. После закрытия этого учреждения старообрядческие книги, иконы, кресты и т.д. были возвращены в МВД. Позднее предметы из Раскольничего кабинета поступили в Государственный Русский музей, откуда наиболее ценные экспонаты были переданы в Музей истории религии, а то, что представляло наибольшую художественную ценность, было передано в 1941 г. в Эрмитаж. В коллекции Русского музея особо выделяется группа произведений, относящихся к поморским письмам-иконам, созданным в Выговской поморской старообрядческой пустыни и долгое время хранившимся в моленной купца И. Ф. Долгова, которая считалась своего рода подворьем Выговского общежительства.

    Наследие приверженцев старой веры представляет собой интересную страницу в культуре Санкт-Петербурга.

             
 
 
 
 

                        Список использованной литературы 
 

  1. Бухарский квартал Петербурга [Электронный ресурс].

URL: http://bukharapiter.ru/hristianstvo/hramyi-peterburga-39.html#ex3 (дата обращения 20.03.10).                              

  1. Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовное движение  XVII века / Зеньковский С. – М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1995. – 687 с.
  2. Геннадий Чунин (иерей) Старообрядчество Санкт-Петербурга // Просветительский сайт Лиговской старообрядческой общины. - 2006 [Электронный ресурс]. URL: : http://rpsc.spb.ru (дата обращения 22.03.10).
  3. Геннадий Чунин: "Старообрядцы в Петербурге появились с самого момента основания города" // Староверы . - 2007 [Электронный ресурс]. URL: : http://www.starover.religare.ru/article7547.html (дата обращения 22.03.10).
  4. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и  царь Алексей Михайлович / Н. Ф. Каптерев. – М.: Православный паломник,1996.Т.1. – 534 с.
  5. Квасникова С. М., Македонский А. В. Старообрядчество в России / Квасникова С. М., Македонский  А. В. – М.: МИКХиС, 1998. – 36 с.
  6. Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви / Ф. Е. Мельников. – Барнаул, 1999. – 572 с. 
  7. Миловидов С. В. Старообрядчество в прошлом и настоящем / С. В. Миловидов. – М.: Мысль, 1969. – 120 с. 
  8. Образы и символы старой веры : альманах. - СПб.: Palace Editions, 2008. – 288 с.: ил.
  9. Орлов К. В. Старообрядчество и единоверие в Санкт-Петербурге / К.В. Орлов // Многонациональный Петербург. История, религии, народы. – СПб., 2002. – С.210 - 223 .
  10. Панченко А. М. О русской истории и культуре / А. М. Панченко. – СПб.: Азбука,2000. – 464 с.
  11. Пивоварова Н. В. Памятники старообрядческой богослужебной культуры в музеях Санкт-Петербурга / Н.В. Пивоварова // Старообрядцы Санкт-Петербурга. – СПб., 2002.- С. 76-117.
  12. Пивоварова Н. В. Выговская старообрядческая пустынь и Санкт-Петербург в XVIII – XIX вв.: к истории формирования петербургских собраний памятников поморского искусства [Электронный ресурс].URL: http://lib.herzen.spb.ru/text/pivovarova_101_236_242.pdf (дата обращения 3.03.10).
  13. Пивоварова Н.В. Старообрядческие памятники из древлехранилища Александро-Невской лавры в собрании Русского музея // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена [Текст]. - СПб., 2009. - N 99. - С.251-257.
  14. Сазонова Н. И. Раскол Русской Православной Церкви в XVII веке и исправление богослужебных книг при Патриархе Никоне (на материалах Часослова): автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ист.н. специальность 07.00.02 – 1999.
  15. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700-1917 / И.К. Смолич // История Русской Церкви. - М., 1996. Т. VIII. Ч.2.-  800 с.    
  16. Старкова Л. А. О предметах старообрядческого культа и быта в музеях Санкт-Петербурга // Народное искусство: сб. статей. – Государственный Русский музей,2004. – С. 138-141.
  17. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы: опыт энциклопедического словаря / С. Г. Вургафт, И. А.Ушаков. – М., 1996. - 318 с.
  18. Старообрядчество в России (XVII-XVIII в.): сб. науч. трудов под ред. Е. М. Юхименко. – М.: Археографический центр, 1994. – 240 с.
  19. Старообрядчество в России (XVIII-XX в.) : сб. науч. трудов под ред. Е.М.Юхименко. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 350 с.
  20. Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен / С. Л. Фирсов. –М., 2002.- 624с.
  21. Щапов А. П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII : опыт ист. исслед. о причинах происхождения и распростр. рус. раскола / А. П. Щапов. – Казань, 1859. - 548 с.
  22. Юхименко Е. М. Старообрядческая столица на севере России // Неизвестная Россия: к 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. - М., 1994 [Электронный ресурс] URL: http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/stolica.html (дата обращения 8.04.10).

Информация о работе Старообрядцы в культуре Санкт-Петербурга XVIII – первой трети XX в