Старообрядцы в культуре Санкт-Петербурга XVIII – первой трети XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью всестороннего изучения истории культуры Санкт-Петербурга. Важным признаком, характеризующим культуру государства, этнической общности, города в современную эпоху по-прежнему остаются религиозные традиции, интерес к которым является характерным для современного российского общества. Социальная, религиозная, экономическая жизнь старообрядческих общин обращают на себя внимание благодаря уникальности их культурных традиций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Санкт-Петербург – культурный центр Петербургско-Тверской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви 6

§ 1. Разделения в старообрядчестве 6
§ 2. Храмы и моленные староверов-поповцев 11

Глава 2. Культурное наследие беспоповских старообрядческих общин Петербурга 16

§ 1. История беспоповских моленных и формирование музейных коллекций Санкт-Петербурга 16
§ 2. Столичные староверы и Выговская старообрядческая пустынь 21

Заключение………………………………………………………………….. 26

Список использованной литературы…………………………………… 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая-3.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

«Развитие беспоповщины на крайнем севере Руси приняло несколько иной характер. В лесах Поморья, на реке Выге, Данила Викулин и Андрей Денисов основали свою старообрядческую общину. Поморцы выдвинули новую организацию своей церкви, в основе которой лежало соборное, а не иерархическое начало», – говорит С. А. Зеньковский.12 Беспоповцы этой общины не отрицали ни  теоретической возможности существования священства, ни правильности исполнения ими таинств, но из-за отсутствия правильного священства в русской церкви они не могли обращаться к нему. Тех же взглядов они придерживались и относительно евхаристии, говоря, что таинство причастия нужно, но невозможно из-за неимения правильных священнослужителей.13

    Историк С. А. Зеньковский, рассматривая  историю бесповского толка, пишет : «В конце XVIII – начале  XIX вв. из федосеевского согласия выделилось несколько разновидностей общины, которые решили отказаться от учения о безбрачии и стали давать благословение своим брачующимся. Эти согласия получили названия аристовщины в Санкт - Петербурге, польских – в бывших областях Речи Посполитой».14

    Поморское согласие в свою очередь разделилось  на филипповцев, странников или бегунов, новоморцев или новоженов.

    В поповщине в XIX в. начинает преобладать примирительное направление. Образовалась партия, которая доказывала, что в господствующей церкви сохранились остатки истинного православия. Выразителем этого взгляда стал И. Е. Кабанов, составитель «Окружного послания» 1862 г. В Петербурге моленная общины «неокружников» располагалась в 1862 г. в доме купца Е. А. Александрова на Ямской улице.15

    Таким образом, фундаментальное разделение между старообрядцами связано с отношением к возможности существования церковной иерархии после реформ, осуществленных в Русской Церкви в XVII в. Основными направлениями старообрядчества являются поповщина и беспоповщина. Впоследствии из беспоповщинской общины выделились поморское и федосеевское согласия, которые в свою очередь также разделились на новые толки. 
 

    § 2. Храмы и моленные староверов-поповцев 
 

    Петербургские староверы - поповцы  с самого основания  города составляли заметную часть жителей  северной столицы. Однако ввиду жестоких преследований властями долго время  уделом старообрядцев оставалась домашняя молитва. Уже позднее некоторые купцы, являвшиеся приверженцами старой веры, начинают устраивать домовые церкви, куда тайно приглашались священники.16 В данном параграфе мы ознакомимся с культурным наследием староверов – поповцев, а именно рассмотрим историю появления в Санкт-Петербурге моленных, храмов и церквей представителей этого старообрядческого согласия.

    Самая первая моленная старообрядцев-поповцев располагалась в деревянном доме на Волковом поле. Впоследствии этот дом  был передан приверженцам единоверия, а моленная в 1800 г. была перенесена на Апраксин переулок. С 1810 г. и до закрытия властями в 1844 г. она находилась на Ивановской улице, в доме купца В.Ф. Королёва (так называемая Королёвская моленная). В нижнем этаже дома помещалась столовая и больница, во дворе, в особом деревянном флигеле, - богадельня.17

    «В 1844 г. на Громовском кладбище возводится деревянная Успенская церковь – первая «официально дозволенная» старообрядческая церковь в Санкт-Петербурге. С этого момента Громовское кладбище – наподобие Рогожского кладбища в Москве – становится центром поповских старообрядцев Белокриницкого согласия Санкт-Петербурга и всего Северо-Запада России», - так описывает события XIX века иерей Геннадий Чунин.18 В церковь Успения Пресвятой Богородицы перенесли иконы и церковную утварь XVI в., взятые из моленной на Ивановской улице. Позднее к церкви были пристроены два придела и звонница.19

    В 1897-1899 гг. на средства купца Чубыкина по многочисленным просьбам старообрядцев  на Московском проспекте было возведено здание богадельни. По имени своего основателя она получила название «Чубыкинской». Однако открыть богадельню удалось лишь в 1905 г., когда Николай II Высочайшим Указом Императора от 27 апреля 1905 г. даровал старообрядцам свободу вероисповедания. При этой богадельне в 1897 г. по проекту архитектора В. П. Цейдлера была построена старообрядческая церковь, которая примыкала с юга к ансамблю Воскресенского Новодевичьего монастыря.20 Храм был освящен во имя святителя Петра, митрополита Киевского. Известно, что при храме состоял причт Громовского кладбища и действовало Петропавловское братство, содержавшее начальную школу. В 1922 г. и храм, и богадельня были закрыты. В настоящее время здание занимает детская музыкальная школа. 21

    В 1912 г. по проекту московского архитектора – старообрядца Н. Г. Мартьянова поповцами был заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы на Громовском кладбище. Он был рассчитан на 2 тысячи человек и выдержан в суздальском стиле. Иконы древнего письма для иконостаса частично были перенесены из старой церкви. Это были особо почитаемые иконы «Владимирской Божьей Матери, Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца». Под старину было стилизовано все убранство церкви. Старая Успенская церковь стала играть второстепенную роль. Ее использовали лишь в зимнее время для служения панихид.22 Однако оба храма на Громовском кладбище просуществовали недолго. В 1922 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы была закрыта и снесена. А в 1932 г. была разрушена Покровская церковь несмотря на то, что долгое время она находилась под охраной общества «Старый Петербург». Община перебралась в деревянную Сретенскую церковь на Волковом кладбище, позднее переосвященную в Покровскую. В 1937 г. власти ликвидировали и эту церковь, уничтожив при этом иконы и иконостас.23

    В поповщине в XIX в. начинает преобладать примирительное направление. Образовалась партия, которая доказывала, что в господствующей церкви сохранились остатки истинного православия. Выразителем этого взгляда стал И. Е. Кабанов, составитель «Окружного послания» 1862 г. Моленная петербургской общины «неокружников» располагалась в 1862 г. в доме купца Е. А. Александрова на Ямской улице.24 Позднее община переехала в 1882 г. в дом каретника А.А. Дмитриева на Лиговском пр.,46, а после 1915 г. моленная была перенесена в здание на Чубаров переулок, где в 1916 г. был выстроен небольшой храм со звонницей. Из моленной на Лиговке сюда был доставлен четырехъярусный иконостас с образами московской школы. В 1920-е гг. церковь была закрыта.25

    В 1903 г. на Охте в небольшом здании появилась  церковь белокриницкого согласия, освященная во имя святителя Николая Чудотворца и занимавшая одну из квартир пятиэтажного дома. Один-два раза в год в общину приезжал священник из Москвы. В настоящее время здание переоборудовано под жилой дом.26

    В 1909-1910 гг. на участке земли, который принадлежал купцу Ф. С. Степанову, по проекту архитектора В. А. Липского возводился храм Воскресения Христова. Известный искусствовед Н. В. Пивоварова в своем труде дает следующее описание этой церкви : «Здание, выполненное в псевдороманском стиле, имело два этажа. На первом располагались квартиры для причта и службы, на втором – церковь с небольшой главой над алтарем. Иконостас храма имел небольшое количество древних образов».27 В 1931 г. церковь была закрыта властями и затем снесена. Сейчас на этом месте находится средняя школа. Отдельные иконы и богослужебные принадлежности были вывезены в Русский музей.28

    После революции 1917 г. жизнь сильно изменилась. Закрываются один за другим, как  «ненужные пролетариату», храмы, церковная жизнь уходит в подполье. Относительно этих событий Геннадий Чунин сообщает : «В ночь с 13 на 14 апреля 1932 г. была проведена крупная операция по борьбе  с контрреволюцией. Для петербургских старообрядцев это была поистине «варфоломеевская ночь» - были арестованы все священнослужители, все певцы, все прихожане Громовского и других храмов. Через год был взорван старообрядческий Покровский собор».29 В послевоенные годы старообрядцы делают целый ряд безуспешных попыток возродить порушенную церковную жизнь, открыть хотя бы одну из петербургских  старообрядческих общин. Все священные обряды  тайно совершаются в домах христиан в остановке глубокой конспирации.30 Настоятель храма Пресвятой Богородицы иерей Геннадий Чунин так говорит об этом периоде: «…в Петербург начал приезжать священник из Псковской области – протоиерей Илья Плужников. Он служил в деревне Сысоево Псковской области, по просьбе верующих он приезжал в Петербург и тайно про просьбам верующих совершал крещения, венчания, погребение. Деятельность этого священника как-то позволила сохранить веру. Эта ситуация оставалась неизменной, до того момента, как в 1983 году был открыт наш Покровский храм. Событие это – результат долгой пятилетней борьбы верующих со всеми инстанциями, от которых зависело положительное решение вопроса».31

    Таким образом,  староверы – поповцы  появляются в Санкт-Петербурге с  момента его основания. Судьба многих поповских храмов и моленных была трагичной. Практически все церкви были либо закрыты, либо уничтожены. Лишь в 1983 г.  белокриницкому согласию был вновь возвращен храм во имя Пресвятыя Покрова Богородицы, который является действующим и по сей день. В XXI в. возрождаются и получают официальную регистрацию целых две поповских общины – Лиговская и Громовская. 

    Глава 2. Культурное наследие беспоповских старообрядческих общин Петербурга 
 

    § 1. История беспоповских моленных и формирование музейных коллекций Санкт-Петербурга  
 

    История старообрядчества в Петербурге начинается одновременно с рождением города. «Его истоки восходят к петровскому времени, когда из разных уголков России в новую столицу начинают стекаться многочисленные переселенцы. Не обладая единой организацией, каждое из согласий староверов имело в городе свои центры», - пишет К. В. Орлов.32 В данном параграфе рассматривается процесс распространения беспоповских толков в Санкт-Петербурге, в частности происходит ознакомление с историей появления  храмов и молитвенных домов старообрядцев федосеевских и поморских общин в городе. Сложность раскрытия данной темы связана с тем, что информация об истории Петербургских старообрядческих общин, предоставляемая самими старообрядцами имеет характер преданий и нуждается в проверке. Предметом серьезного научного рассмотрения  история старообрядчества в Санкт-Петербурге является лишь в работах научного сотрудника Государственного Русского Музея Н.В. Пивоваровой, статьи которой мы привлекаем в качестве источника.

    Представители поморского согласия одними из первых появились в северной столице. В  Литейной части города на Моховой  улице купец Иван Феоктистович Долгов открыл в своем доме моленную, которая и получила название по имени своего основателя. Однако время создания этого молитвенного дома до сих пор точно не установлено. «В доме № 39 по Моховой улице, упоминаемом в источниках с середины XIX века, моленная существовала с 1794 г., о чем свидетельствовала надпись на ее западной стене. Храм был освящен «во имя Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня и Знамения Пресвятыя Богородицы»».33 Долгова моленная находилась во флигеле. «Она состояла из двух главных частей, отделенных одна от другой аркадами, - певчей и трапезы. Иконы поморского письма в серебряных ризах покрывали стены певчей, которая занимала три этажа. В западной части (трапезе) были сделаны обширные хоры, предназначавшиеся для «обмирщившихся». Главный иконостас состоял из праотеческого чина, фланкированного по сторонам изображениями преподобных и мучеников, пророческого – с образами святителей по сторонам, праздников, деисуса,  двух пядничных рядов и местного ряда, устроенного по сторонам от Царских врат», - дает такое описание интерьера моленной Н.В. Пивоварова на основании архивных данных.34 Среди икон местного ряда находился и образ патронального святого Ивана Феоктистовича Долгова – святого Иоанна Устюжского. Долгов завещал моленную Выговскому общежительству. Однако сделка была признана незаконной, и дом был продан купцу Д.Н. Пиккиеву.35 Пиккиева моленная, просуществовав до 1854 года, была опечатана властями, которые уничтожили ее богатый внутренний вид,  изъяв иконы, кресты и прочее имущество. Впоследствии старообрядцы добились частичного возвращения икон, но восстановить моленную им так и не удалось.

    6 августа 1906 года в день Преображения  Господня петербургскими поморцами  по проекту Д.А. Крыжановского  был заложен храм близ Таврического сада на Тверской улице. Земельный участок для его строительства пожертвовала В.И. Кокорева, вдова купца-старообрядца В.А. Кокорева.36 В 1907 году церковь была освящена во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм на гранитном цоколе с часовней был выдержан в новгородском стиле, которому соответствовали и прилегающие флигели, где располагались школа, детский сад и мужская богадельня. Во время богослужения иноверцам разрешалось стоять на хорах, имеющих окошечки, которые в отдельные моменты службы закрывались.37 Из работ Н. В. Пивоваровой становится известно, что «в церкви находилось три дубовых иконостаса, которые были изготовлены в мастерской Д.В. Дудакова и в которых разместили 250 старинных икон. Три верхних яруса центрального иконостаса с изображениями праотцев, пророков и апостолов написали иконописцы-поморцы братья Сусловы. В результате распределения имущества старообрядцев, конфискованного в николаевское время и хранившегося в МВД, представители совета Общества поморцев получили для храма двусторонний запрестольный крест древнего письма, деревянный благословящий и медный с мироносицами кресты, 14 богослужебных и четьих книг, поморские акварели и гравюры».38 В 1934 году церковь была закрыта, а иконы из праздничного ряда центрального иконостаса и отдельные образа из боковых иконостасов были вывезены в Русский музей. В настоящее время церковь была возвращена поморцам.

    В середине XIX века на окраине Тентелевой деревни юго-восточнее Екатерингофа, где разместилась одна из общин поморского согласия, был построен деревянный молельный дом. В нем была организована богадельня для старых и больных членов общины. Однако после революции и богадельня, и сама моленная были закрыты.39

    Первая  моленная филипповцев появилась  на Малой Охте. Позднее последователи филипповского согласия обосновались в доме извозчика Вьюгина, затем в доме Жербина и, наконец, с 1874 года на Болотной (Коломенской) улице.40 В народе последняя моленная именовалась Дмитриевской по имени владельца дома – Федора Дмитриева. Есть сведения о том, что именно здесь жил иконописец Никита Рачейсков, который в своей мастерской, находящейся в подвале дома, писал иконы по заказам состоятельных заказчиков, для петербургских моленных и церквей.41 Позднее моленная была закрыта.

    Ведущее место по числу приверженцев в Петербурге занимало федосеевское согласие. Одной из первых старообрядческих моленных этого согласия была моленная Филиппа Фомича Косцова, купца 1-ой гильдии. Основанная в 1767 г., она сначала находилась в его доме в Третьей Адмиралтейской части близ Семеновского моста на реке Фонтанке. Однако отказ Косцова подчиниться приказу императора Павла I об объединении со старообрядцами – поповцами привел в 1800 г. к закрытию моленной и аресту ее основателя. Во время правления Александра I ее перевели в дом купца Степана Апарина, где в то же время находилась и богадельня для призрения престарелых и нищих. Н. В. Пивоварова в своей статье пишет : «Источники сообщают, что обширная моленная, освященная во имя Преображения Господня и Покрова Божией Матери, имела семиярусный иконостас, составленный из икон преимущественно древнего письма. В 1847 г. моленный дом закрыли, и более 60 икон, признанных противными учению Православной церкви, отдали на хранение в МВД, откуда они в 1860 году поступили в Музей христианских древностей».42

Информация о работе Старообрядцы в культуре Санкт-Петербурга XVIII – первой трети XX в