Современное состояние народных театров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников — особенно ряженке в дни святок.

Работа состоит из  1 файл

Народный театр. Курсовая..doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

    Фольклорное движение как молодежное в нашей  культуре в предшествующие исторические периоды не возникало. Деятельность его участников по освоению элементов  традиционной народной культуры, введению их в городской социокультурный контекст обретает в современной ситуации особое значение, поскольку молодежное фольклорное движениене только саморазвивается и пополняется новыми участниками. Оно передает нынешнему селу высокую оценку его локальной культуры, повышает ее престижность в глазах носителей традиции, особенно, молодых поколений сельских жителей. Это позволяет надеяться на сохранение преемственности народных традиций в местах их бытования. В связи с этим становится актуальным изучение личности участника городского фольклорного движения: его позиций относительно традиционной и современной культуры, влияния фольклора на образ жизни, некоторые ценностные установки, мировосприятие молодых горожан, приобщившихся к народным традициям.

    Процесс усиления влияния сельской традиционной культуры на городскую среду уже наблюдался в России на предшествующих этапах ее развития. «Волновой процесс» возрастания или, напротив, снижения внимания к фольклорным традициям связан с социокультурными, общественно-политическими изменениями, обусловленными внешними или внутренними проблемами, встающими перед культурой и обществом. По гипотезе диссертанта фольклорных волн в России с середины XIX до конца XX вв. насчитывается три, и вызваны они были различными причинами (повышенной военной опасностью, сдвигами в социальном устройстве, поисками обществом путей дальнейшего цивилизационного развития и др.).

    В такие периоды важным становится консолидация вокруг общих ценностей, одной из которых является национальная самоидентификация. Наиболее явным  ее выражением предстает фольклор как часть традиционной культуры.

    Фольклорная волна, таким образом, оказывается  индикатором протекания определенных социокультурных процессов, связанных  с потребностью в национальной окрашенности деятельности в отдельные периоды развития российского общества и культуры. В связи с большой значимостью фольклорного движения для современной культуры важную роль приобретает периодизация и анализ внутренних механизмов фольклорной волны.

    В современной динамичной, нередко  агрессивной социокультурной городской среде актуальным является поиск эффективных путей адаптации к ней ее жителей, особенно молодых. Один из вариантов решения этой проблемы состоит в приобщении молодых горожан к ценностям традиционной народной культуры, в том числе, через их деятельность в любительских фольклорных коллективах (театрах, ансамблях). Поскольку область приватной жизни современного человека оказалась недостаточно защищенной соответствующей системой норм, то отдельные субкультуры компенсировали их, обращаясь к старым нормам, образцам, выработанным в традиционной культуре. Введение элементов народных традиций в быт современного горожанина восполняет сферу обыденной жизни участников фольклорного движения, их друзей, знакомых. Тем самым традиционная культура выполняет адаптивную функцию, способствует социализации и самореализации части современной городской молодежи.

    Таким образом, работа охватывает периоды  возникновения фольклорных волн с середины XIX до конца XX вв. - с разной степенью разработанности проблематики, где основное внимание уделено последней трети XX вв.

    Фольклорный театр по сравнению с другими видами коллективов имеет свои особенности. Фольклорное исполнительство требует особого мастерства, ведь в комплекс фольклорного театра входит не только сценическое действие, но и песня, танец, художественное слово, музыкальное сопровождение, а значит и чисто инструментальное исполнительство. Фольклорные театры сейчас в основном и бытуют именно в таком виде, комплексном, и чаще всего называются «фольклорными ансамблями». Именно такие коллективы берут на себя смелость и ответственность в постановке различных обрядов и праздников.

    1. Деятельность московского фольклорного ансамбля «Ладанка».

Фольклорный ансамбль “Ладанка” был создан в 1991 году при Московском Театре “Группа Граждан” директором которого был Любимов А.Г.. Художественным руководителем ансамбля была назначена Сизова Наталья Владимировна. После расформирования театра “Группа Граждан”, ансамбль переходит в Московский Центр Сценического Искусств “АпАРТе”. После ликвидации Центра в 1995 г. театр “ЛАДАНКА” ведёт самостоятельную творческую жизнь.

 Фольклорный  ансамбль “Ладанка” состоит из профессиональных артистов, окончивших средние и высшие музыкальные учреждения г. Москвы (академия им. Гнесиных, Университет Культуры - МГУК, Среднее муз. Училище им. Гнесиных и уч. КУЛЬТУРЫ), а также актеров (ГИТИС). 
Коллектив черпает творческий материал в экспедициях, в которые выезжает 1-2 раза в году. У коллектива собран большой видео и аудио архив, в котором есть ценнейший материал русского фольклорного творчества. Это и русские народные песни, народные танцы инструментальное и устное обрядовое творчество (рассказы, воспоминания обрядов, условий быта русского народа) всех областей России. Коллективом собрана коллекция старинных костюмов некоторым из которых свыше 100 лет. 
Свою творческую деятельность коллектив начал активно. Уже в 1991 году были показаны премьеры 2-х программ-спектаклей: “Уродилась Дуня хороша”, “Звонили звоны”, которые были показаны в ЦДРИ и ЦДСА. В 1993 году коллективом была закончена и поставлена на сцене Московского Драматического театра им. А.С. Пушкина большая творческая работа: Народная опера в 3-х картинах “БАБЬЕ ПОЛЕ” (15,18,21ИЮНЯ 1993 г.). С 1992 г. “ЛАДАНКА” частый гость телевидения - программы “ЛАД”, где делались съёмки различных программ “ЛАДАНКИ”, в частности по народному календарю: “Святки”, “Рождество Христово”, “Старый Новый Год”,
Пасха” и др. С 1993 г.

Фольклорный ансамбль “ЛАДАНКА” представлял г. Москву на Международном фольклорном фестивале СИБИРИ в г. Омске и был удостоен ДИПЛОМА ФЕСТИВАЛЯ. Фольклорный ансамбль “ЛАДАНКА” имеет несколько программ с показом региональных танцев, региональных особенностей пения и является хорошим наглядным практическим руководством для начинающих в этой области творчества, Не обошла своим вниманием и пресса: газета “Вечерний клуб” от 1 июня 1993 г. газета “Спасение”(что хранит “ЛАДАНКА”), журнал “Народное творчество” (01,01,94г.). 
В 1995 г. Ансамбль “ЛАДАНКА” награжден ДИПЛОМОМ и стал Лауреатом Всероссийского Фестиваля Народного Творчества “САЛЮТ ПОБЕДЫ”. В 1996 г. (апрель) коллектив побывал на фольклорном фестивале в Петербурге. Были показаны концертные фольклорные программы для детей, а также состоялись выступления в Петербургской академии Культуры для студентов и преподавателей муз. фак. Состоялось несколько концертов в пригородах Петербурга
(г.Сосновый Бор).

В мае 1996 г. Ансамбль “ЛАДАНКА” был представителем РОССИИ на международном празднике  Славянской культуры и письменности в МОЛДОВЕ, в г.Кишиневе и был  удостоен ДИПЛОМА. Благодаря успешным выступлениям коллектива на Молдавской земле, в различных городах Молдовы, а также в городе Тирасполе в 14 Армии,(которой командовал А. Лебедь). Ансамбль был награжден Почетной Грамотой Министерства Обороны России и повторно приглашен на дни Русской Культуры в октябре 1996г.

 За все время существования коллектив ансамбля регулярно принимал участие с концертной деятельностью в городских и областных праздниках и мероприятиях города (Дни города Москвы, областных городов, Масленицы, Рождества, Пасхи и др.)  Фольклорный Ансамбль “ЛАДАНКА” представлял праздничную концертную программу, посвященную 850-летию г. Москвы, в которую вошли самые лучшие образы народного вокального, танцевального и инструментального творчества. Концертная программа состоит из нескольких частей мини-программ, продолжительностью 30-40 минут: Казачья программа “Казачки” песни пляски казачьих станиц различных областей России

Духовная программа “Духовные стихи, Былины”, “Звонили Звоны” (Исторические песни, Баллады) Также одним из основных направлений фольклорного ансамбля “ЛАДАНКА” является театральная деятельность. Ежегодно проходят 2-3 новых премьерных работы / спектакли:

 • “Уродилась Дуня хороша” - свадебный обряд, сборы песни к венцу, девичник и т.д. • “Бабье поле” - спектакль посвященный исторической теме монголо-татарского нашествия, языческие обряды, проводы на войну.

• “Во святые вечера” - зимние обряды, действия происходят под Рождество и Новый Год.

• “Вечерняя Слобода” - фабрично городской фольклор нач. ХХ ст. - городские романсы , танцы, досуг молодежи в городе.

 • “Казачья станица” - казачьи обряды танцы, посвящение молодого парня в КАЗАКА.

• “Здравствуй МАСЛЕНИЦА” - ярмарка на масленичной неделе (встреча масленицы, проводы её, песни танцы)

Коллектив успешно показывал свои спектакли на Международных фестивалях в Словакии, дважды побывал там. Гордостью коллектива является свой историко-этнографический музей, в который входят экспонаты городских костюмов, головных уборов, предметов быта утвари , женские украшения, и коллекция древних музейных инструментов. При Фольклорном театре есть детская Фольклорная студия. Ребята изучают русские народные танцы, обряды областей России, занимаются региональной фольклорной хореографией, обучаются игре на различных русских народных музыкальных инструментах. Артисты ансамбля являются одновременно и педагогами по: вокалу, хореографии, актерскому мастерству, художники по костюмам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1.Н.  И. Савушкина Русский народный  театр.М.: НАУКА., 1976.

2.Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учебник для ВУЗов. М.: Флинта: НАУКА., 1998г.

3.Русский  фольклор. Хрестоматия исследований. Для ВУЗов (сост. Зуева Т. В., Кирдан Б. П.)., М.: Флинта: НАУКА, 1998г.

4.Русский  фольклорный театр. Вступит. статья А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной., М., 1991г.

5.Акимова  Т. М. Русское народное поэтическое  творчество: Учеб. пособие для пед.  институтов., М.: Высшая школа, 1983г.

6.Фольклор  и этнография. Обряды и обрядовый  фольклор., Л.: НАУКА, 1974г.

7.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/SKOMOROHI.html (Онлайн энциклопедия Кругосвет).

8. http://www.ladanka.com/

9. http://www.booksite.ru/fulltext/nar/odn/iyt/1.htm

10. http://www.teatr-igry.ru

11. 
 

Информация о работе Современное состояние народных театров в России