Современное состояние народных театров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.
Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непременной составной частью календарных и семейных праздников — особенно ряженке в дни святок.

Работа состоит из  1 файл

Народный театр. Курсовая..doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Слово скоморох пришло на Русь в XI веке, вместе с первыми переводами греческих текстов на древнеславянский язык, сделанными в Болгарии. Надо отметить, что к этому времени у нас уже существовало довольно много слов, примерно равнозначных новому. Это игрец, глумец, глумотворец, прелестник, смехотворец и др. Все эти слова употреблялись и позже, когда в полную силу вошло слово скоморох.

Основная  масса документальных свидетельств о скоморохах говорит о них  как об участниках всевозможных праздников и обрядов, имевших очевидную  связь с язычеством. Как известно, с принятием христианства Русь вступила в длительный период двоеверия. Язычество не только не было сразу ликвидировано, но местами продолжало существовать почти официально. Не имея сил справиться с язычеством в открытой борьбе, христианство стало на путь подмены собой старых верований. Церкви строились на местах поклонения языческим богам; основные моменты христианского календаря приурочивались к календарю народному. Так новая религия пыталась превратить народные праздники в свои. Но традиции старых верований оказались очень живучими и в виде пережитков язычества оставались в сознании людей до новейшего времени.

Наиболее  активно остатки языческих верований  проявлялись при совершении обрядов  и в дни народных праздников. Главными фигурами здесь зачастую выступали скоморохи. Отсюда постоянная, непримиримая вражда к ним церкви, начавшаяся сразу после принятия христианства и длившаяся до исчезновения скоморохов, т. е. примерно до рубежа XVII-XVIII веков.

Тесная  связь скоморошества с явлениями, оставшимися от язычества, дает основание говорить о существовании скоморохов задолго до XI века и предполагать, что у скоморохов была весьма важная роль во время языческих богослужений.

Роль  скоморохов в развитии театра в более  поздний период была разнообразной. Скоморохи делились на несколько категорий. Были среди них такие, что жили при дворах князей, бояр и т.д. Их принято называть «дворовыми», или «придворными». Чаще всего они были как бы штатными потешниками, шутами. Такие скоморохи не оставили заметного следа в развитии народного искусства.

Остальные скоморохи в свою очередь делились на две большие группы: оседлых  и странствующих, или бродячих. Оседлые  жили в городах, селах, деревнях. Главное  поле их деятельности — народные праздники  и обряды. В остальное время такие скоморохи мало отличались от прочих жителей. Среди них были мелкие землевладельцы, ремесленники, даже торговцы. Но основная масса оседлых скоморохов (это четко зафиксировано документами) принадлежала к беднейшим слоям населения.

Прекрасно зная традиции праздничных игр и обрядов, оседлые скоморохи были незаменимыми участниками каждого праздника и обряда. Именно скоморох был тем человеком, вокруг которого на игрище разворачивались главные события. Он организовывал самые различные праздничные «мероприятия», в том числе и такие, которые постепенно превратились в сцепки и затем в спектакли народного театра.

На  долю оседлых скоморохов следует, таким  образом, отнести активную роль в  превращении элементов театра на праздниках и в обрядах в народный театр живого актера.

Бродячие  скоморохи действовали вне непосредственной связи с праздничной традицией, так как выступали вне рамок  традиционных праздничных игр и  обрядов. Праздники и обряды в  каждой местности имели свои особенности. Иногда особенности эти были так сильны, что во многом различными оказывались игрища и обряды даже соседних деревень. Постоянные переходы с места на место и необходимость ежедневно зарабатывать на хлеб насущный исключали для бродячих скоморохов возможность выступать исключительно в дни праздников. Бродячие скоморохи должны были поэтому иметь какой-то особый репертуар.

Разные  условия, в которых приходилось  действовать оседлым и бродячим скоморохам, породили значительные различия в характере их творчества и сказались  па итогах их деятельности. Если оседлые  были активными участниками процесса становления народного театра живого актера, то бродячие оказались почти монопольными хозяевами таких форм, как «театр Петрушки», «медвежья потеха» — форм мобильных, дающих возможность устраивать представления без долгих приготовлений, в любых условиях и в любое время.

Несмотря  па жестокую борьбу церкви против скоморохов, они пользовались постоянной любовью народа. Скоморохи были музыкантами, песенниками, плясунами, рассказчиками сказок, исполнителями былин и т. д. Старинные документы дают основание говорить, что деятельность скоморохов особенно активизировалась в моменты обострения классовой борьбы. В творчестве скоморохов отражались настроения и надежды народа, боровшегося за свою свободу. Тексты перечисленных М. Горьким лицедейств до нас, к сожалению, не дошли. Но известны другие описания скоморошьих игрищ, в которых откровенно и недвусмысленно выражено отношение простого народа к своим притеснителям.

Помещика, пишет автор публикации, скоморохи  изображали «толстяком с огромным брюхом». Два других скомороха, в лохмотьях и лаптях, гоняли толстого помещика из стороны в сторону прутьями, а остальные кричали: «Добрые люди, посмотрите, как холопы из господ жир вытряхивают!» Похожие сценки разыгрывались с купцом и воеводой. Купец считал деньги, «представляемые камешками». Другие скоморохи начинали «теребить его, выгребали у него из-под рук деньги, приговаривая: "Побрал с народа за гнилой товар, делись с нами, с голытьбою!"». Воевода наряжался в высокую шапку из дубовой коры, садился па колоду, подбоченивался и «распускал губы». Двое скоморохов сначала «униженно ему кланялись», подносили подарки. Воевода их бранил. Потом появлялись два других скомороха, садились воеводе па плечи и начинали его «тузить, приговаривая: "Ой, боярин, ой, воевода! Любо тебе было поминки брать, да людей безвинных обижать!.. Ну-ка, брат, вези нас на расправу с самим собой!"».

«Пробуждая в народе недовольство настоящим порядком, скоморохи поддерживали в нем желание лучшего...»  — так завершается итог любопытный рассказ о скоморошьих игрищах.

Народная  любовь к скоморохам зафиксирована и устным народным творчеством. О них сложены песни, о них рассказывают былины. В «Песне о госте Терентьище» скоморохи помогают обманутому мужу проучить неверную молодую жену. В былине «Вавило и скоморохи» крестьянин Вавило отправляется вместе со скоморохами «переигрывать» злого царя Собаку; от их игры царство Собаки «сгорело с краю и до краю» и место злого царя занял справедливый и добрый крестьянин Вавило.

В Древней  Руси были известны ремесла, связанные  с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, пантомимы, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники, «веселые ребята». http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/SKOMOROHI.html (Онлайн энциклопедия Кругосвет) Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской народной драмы.

Игра  на музыкальных инструментах, песни  и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.

Действия, производимые скоморохом во многом сходны с западноевропейскими способами  карнавального увеселения. Но На русской стороне они получили некоторые особенности:

1) русское скоморошество устраивало свои представления в обстановке гораздо большего противления со стороны официальной церкви, причиной чего служило отмеченная ранее бинарность русской средневековой культуры;

2) как следствие этого, существовала большая дистанция между скоморохом как устроителем зрелища и публикой как наблюдателем; и при открытом народном одобрении и явной поддержке, в праздничные дни, когда начиналось «ногам скакание, хребтам вихляние», разница между скоморохом и народом была весьма ощутима.

Сущность  скоморошеских действий направлена на деструкцию порядка и стабильности, выступающих в обличье довлеющей  над обществом необходимости. Он берет на себя смелость содеять запрещенное. Показывает, что свобода возможна даже в условиях жесткого запрета.

Если  в XI—XVI веках со скоморохами боролась главным образом церковь, то в XVII веке в борьбу против них активно  включилось и государство. В 1648 году появляется грозный указ царя, запрещающий  скоморошьи игры на территории всей страны и предписывающий бить ослушников батогами и ссылать в «украйные городы за опалу». Но и подобные меры не искоренили скоморошества.(интернет, 10) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Современное состояние народных театров в России. 

2.1. Формы бытования народных театров в современном состоянии в России.

Просуществовав  относительно недолго, народные представления, городские и ярмарочные гулянья  все же оставили в памяти нескольких поколений неизгладимый след и отразились на творчестве многих людей искусства. Но и для тех, кто не имел счастья видеть эти праздники в живом бытовании, они служат бесценным источником тем, образов, приемов, являются сокровищницей народного юмора, примером утраченного смехового отношения к себе и к жизни, своеобразной культуры и эстетики смеха, которой так недостает сегодня.     

Возросший в наши дни интерес к народным театральным традициям проявляется  в стремлении использовать их в современных  массовых праздниках, гуляньях, развлечениях. Фольклорные драматические и исполнительские приемы многопланово входят в спектакли самодеятельных коллективов, любительского и профессионального театров. Но фольклорных театров, как таковых, уже не существует. Можно говорить об ансамблях, которые занимаются синкритизмом фольклора, вбирая в свою деятельность все фольклорные элементы: песню, слово, танец, музыку, костюмы.

    Фольклорное направление вновь начало набирать обороты после возникшего в 60-е  годы так называемого «Молодежного фольклорного движения», которое сформировалось в рамках новой фольклорной волны в России. Понятийный срез данного явления восходит к феномену молодежной субкультуры. В нашей стране проблема молодежной субкультуры была осознана в 1960-е годы в связи с появлением рокеров и, следом, клубов самодеятельной песни (КСП). Фольклорное движение оформилось позже - в 1980-е годы, когда интерес к традиционному фольклору охватил достаточно широкие массы городской молодежи, выйдя за пределы узкого круга профессиональных деятелей. Оно выглядело как противодействие субкультурам, возникшим в рамках глобальных трендов (хиппи, рокеров и др.), поскольку было нацелено на освоение этнокультуры в ее локальных вариантах. Фольклорное движение стало называться «молодежным», поскольку с понятием «молодежности» связывалось все новое, в известной мере противостоявшее культурным образцам, которые пропагандировались официальными институтами. В возрастном отношении оно было не столь однородным как другие молодежные субкультуры: при явном преобладании молодежи, в нем участвовали и дети и люди, приближающиеся к зрелому возрасту.

Информация о работе Современное состояние народных театров в России