Серебряный век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:11, реферат

Описание

Охватившая мир в конце XIX в. естественно-научная революция влияла на российское общество, вторгалась в сферу быта, досуга людей. В облик городов вписались огромные заводы и фабрики, многоэтажные здания, вокзалы. В городской быт вошли трамваи, электричество, телефон. Росла численность населения. Уходила в прошлое деревенская Русь. Доживали свои последние годы «дворянские гнезда». Менялась расстановка общественных сил, обострились социальные противоречия, шел процесс формирования политических партий. Россия переживала период войн и революций, которые принесли немало жертв.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................3
ЛИТЕРАТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ ................................................................4
ЖИВОПИСЬ.......................................................................................10
ТЕАТР.................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................18

Работа состоит из  1 файл

Серебряный век.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     Вскоре  многие участники объединения отошли от группы; некоторые из них, однако, сохранили в реалистических работах последующих лет черты той манеры, что была ими найдена в годы существования «Голубой розы» (П. Кузнецов, Н. Крымов). После «Голубой розы» прошли родственные ей выставки «Золотое руно» и «Венок».

     В 1910—1911 годах состоялась первая выставка общества «Бубновый валет», просуществовавшего до 1917 г. В объединение входили художники П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский, Р. Фальк. Члены группы отрицали как традиции живописного академизма, так и современное понимание реализма, и находились в резком противостоянии мистико-символическим тенденциям русского искусства      1-го десятилетия XX в. В своих программных заявлениях члены группы провозглашали неприятие академии, передвижников, мирискусников, «голуборозовцев» и др. Они требовали в живописи осязаемости, предметности, призывали к возвращению примитивных форм.

     Своей задачей они ставили использование  в живописи только ей присущих средств  — цвета, линии, пластики; участники объединения стремились освободить ее от литературности,  стилизаторства, измельченности форм. На художественный метод «Бубнового валета» существенное влияние оказали представители европейского постимпрессионизма — Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и др.

     Для художников «Бубнового валета» характерны живописно-пластические поиски в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также обращение к приемам русского лубка и народной игрушки. Ограничив сферу деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, представители группы утверждали идею «самоценной живописи». В центре эстетических и творческих исканий художников «Бубнового валета» находились формальные проблемы передачи объема на плоскости, построения формы цветом, выявления изначальной материальности, «вещности» натуры. В подчеркнутой деформации и обобщенности объемов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников «Бубнового валета» проявились и ноты протеста против мещанского вкуса, свойственные всем направлениям русского авангарда, и стремление утвердить в живописи полнокровную красочность бытия.

     В 1912 г. группа художников, отколовшаяся от «Бубнового валета» и тяготевшая к кубофутуризму и абстрактному искусству, организовала выставку «Ослиный хвост» (В. и Д. Бурлюки, Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич и др.). В 1916 г. объединение окончательно распалось, и организованная в 1917 г. выставка «Бубнового валета» не содержала работ ушедшей группы художников.  После Октябрьской революции многие члены «Бубнового валета» отошли от экспериментаторского искусства.

     В 1925 г. по инициативе бывших представителей «Бубнового валета» возникло объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в Общество московских художников (ОМХ).  Ядро объединения составила группа художников, ставших его организаторами и сохранивших верность ему до конца. Это П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, А. Куприн, В. Рождественский, А. Осьмеркин и др.

     Заметным течением, получившим развитие в 20-е годы, стал русский авангард — явление сложное и пестрое. Его отличали от предшественников необычайная динамика, стремительная смена стилей направлений; изобилие групп и художественных объединений; «манифестационный» характер процесса утверждения новых принципов; оттенок анархизма в деятельности самих художников. В русской живописи 1910-х годов можно различить две тенденции: одна тяготела к экспрессионистической концепции творчества, другая шла через кубизм. Ведущими фигурами русского авангарда стали В. Кандинский (1866—1944), К. Малевич (1878-1935), М. Шагал (1887—1985) и др.

     В сложной и быстро меняющейся социально-политической обстановке на рубеже XIX — XX вв. культурно-исторический процесс в России как бы распадался на несколько течений: с одной стороны, он был отмечен развитием лучших демократических традиций, а с другой — сомнениями, мятежными и противоречивыми исканиями, борьбой в различных сферах культуры. Невероятный творческий подъем привел к возникновению мощного, но достаточно изолированного культурного пласта: в узком смысле — культуры "серебряного века" с присущими ему интеллектуализмом и элитарностью, в свое время далекого не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции, положившего начало новому направлению в культуре России. 
 
 
 

Театр 

     Серебряный  век — это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны.

     С 1909 г. в Париже начались гастроли русского балета — Русские сезоны, организованные С. П. Дягилевым (1872—1929). Этому предшествовала следующая история. В 1897 г. С. П. Дягилев попробовал свои силы, устроив выставку современных русских и западноевропейских художников, а через два года решил преобразовать искусство казенной сцены в качестве чиновника при дирекции императорских театров. Тогда же он стал редактором созданного при его непосредственном участии журнала «Мир искусства», ставшего рупором новейших течений в живописи. Идиллия длилась недолго. Мирискусники слишком рьяно посягали на репертуар и на иерархические порядки академических театров. Начальство придралось к случаю, и Дягилев был уволен без права вернуться на государственную службу. С тех пор он упрямо и дерзновенно соревновался с казенными театрами. Но главной была все же положительная часть дягилевской программы: пропаганда русского искусства за пределами России. Дягилев начал ее в 1906 г. выставкой в «Осеннем Салоне» Парижа. Он представил там историю русского изобразительного искусства от древних икон до работ новейших живописцев и скульпторов. В 1907 г. он познакомил столицу мира с русской музыкой. В исторических концертах исполнялись отрывки из опер, симфонические произведения и романсы Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова. Дирижировали Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов, Артур Никши. Пели Шаляпин, Касторский, Петренко, Збруева.  Летом 1905 г. Дягилев показал французам «Бориса Годунова» Мусоргского с Шаляпиным в роли Бориса. Избалованная публика «Гранд-опера» проявила неслыханный энтузиазм. И окрыленный успехом Дягилев отважился на новое смелое предприятие.

    В  1909 г. он дал первый сезон  русского балета на сцене известного  парижского театра Шатле. Этот  сезон открыл сокровища русского балета и для французов, и для самих русских, молодой хореограф Михаил Фокин, к которому осторожно приглядывалось начальство Мариинского театра, стал автором всей программы. Оформили ее художники Бенуа, Бакст и Рерих. Звездами первой величины стали петербургские танцовщицы и танцовщики Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Георгий Розай, москвичи Вера Каралли, Софья Федорова, Михаил Мордкин. Они исполняли одноактные балеты «Половецкие пляски» (2-е действие оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»), «Павильон Армиды», «Сильфиды», «Клеопатра» (два последних балета уже шли в Мариинском театре под названиями «Шопениана» и «Египетские ночи»). Балетные спектакли увенчали грандиозную кампанию русских сезонов, оттеснив все, остались постоянным и главным видом зрелищ прославленной антрепризы. Дягилев мудро рассудил, что балет способен быть лучшим проводником новых идей искусства: объединяя музыку, живопись, пластический сплав пантомимы и танца, он понятен зрителям любой страны. Каждый весенне-летний сезон приносил новые балетные премьеры. В 1910 г. гвоздем программы стала «Жар-птица» Стравинского и Фокина в декорациях Головина, в 1911г. — их же «Петрушка» по сценарию и в оформлении Бенуа. Дягилев расширил географию гастролей: в 1911 г. труппа посетила Лондон.

     Двадцать  лет балетной антрепризы Дягилева много значили для судеб мировой хореографии. Балетный театр Западной Европы влачил жалкое существование уже с конца XIX в. Он возродился в 1920-х годах в той или иной зависимости от антрепризы Дягилева и связанных с ней деятелей русского искусства. Беспокойный искатель больше не увидел родины. Он умер в 1929 г. в Венеции. Сделанное им навсегда осталось в русской и мировой культуре. Недаром в 1964 г. именем Дягилева названа улица в центре Парижа. В хронике русского искусства это имя тоже занимает одно из самых почетных мест.

     Конец XIX в. ознаменовался рождением сценического реализма нового типа. Оно было связано прежде всего с возникновением художественно-общедоступного театра. Реалистическая драматургия и, прежде всего произведения Чехова и Горького, создала необходимую основу для этого. Театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко — Московский Художественный театр (МХАТ), основанный ими в 1898 г., — стал одним из центров художественного движения  НОВОЙ ЭПОХИ. Уже в ранних работах Станиславского «О цензуре» (1905), «Начало сезона» (1907—1908), «Речь труппе после прочтения «Синей птицы» (1907) намечаются принципы обобщения реалистического искусства.

Драматургия пьес Чехова, Горького, Ибсена, Гамсуна и др., имевших большой успех у зрителей, явилась источником формирования новых принципов актерского искусства и режиссуры, новых приемов оформления спектаклей. Все это оказывало большое влияние на деятельность режиссеров, актеров других театров (В. Ф. Комиссаржевской, Е. Б. Вахтангова, частной русской оперы).

     Театр этой эпохи не остался в стороне  от влияния символизма. В начале нового столетия формировалась эстетика условного символистского театра. Теоретическим манифестом нового направления в сценическом искусстве явилась статья В. Я. Брюсова «Ненужная правда», направленная против Художественного театра и его стремлений передать на сцене правду жизни. Создание условного театра связано с деятельностью Мейерхольда после ухода его из Художественного театра в 1902 г.

     Режиссерское  искусство В. Э. Мейерхольда (в театре Комиссаржевской, в Александрийском  театре), связанное с поэтикой символизма, с принципами условного театра, и  А. Я. Таирова (в организованном им в 1914 г. Камерном театре), с его неприятием натурализации, нередко сближалось с модернистскими тенденциями. В этот период возникает ряд экспериментальных студий: Студия                                Ф. Ф. Комиссаржевской (1910), 1-я Студия МХАТ (1912) и Студия                 Е. Б. Вахтангова (1913) в Москве, Студия Мейерхольда на Бородинской улице в Петрограде (1914) и др. Много для театра сделали художники-мирискусники Сомов, Бенуа, Лансере, Судейкин, Добужинский. Оформление ими спектаклей превращалось в подлинный праздник красок, масок, метафор, взаимодействия веков, событий, героев.

     Одной из примечательных черт культуры «серебряного века» стали поиски нового театра — его формы, средств выразительности, выхода к «иным реальностям» XX в. Именно эта социокультурная эпоха дала миру художников, чье наследие и сегодня питает искусство театра разных стран и народов. К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов стояли у истока этого процесса. Если с К. Станиславским связаны поиски углубленного психологического реализма, переживания сверхзадачи сценического воплощения, то В. Мейерхольд — родоначальник условного, метафорического, обобщающего театра, где национальные традиции (театр масок, балаган) сочетаются с символами, с экспрессивными конструкциями. Театр как выразительное, зрелищное, радостное творчество характерно и для поисков молодого Е. Вахтангова в 1911—1912 гг. Понимание потребностей нового сценического искусства XX в. объединяет трех великих режиссеров России, давших миру новый взгляд на театр, актера, зрителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. История мировой  литературы и искусства : учеб. пособие / Н.В. Кирьянова. – М. : Флинта : Наука, 2006.
  2. История и культура Отечества : учеб. пособие для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
  3. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ,2003.
  4. Русская культура: история и современность: учеб. пособие / Т.С. Георгиева. – М.: Юрайт, 1998.

Информация о работе Серебряный век