Серебряный век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:11, реферат

Описание

Охватившая мир в конце XIX в. естественно-научная революция влияла на российское общество, вторгалась в сферу быта, досуга людей. В облик городов вписались огромные заводы и фабрики, многоэтажные здания, вокзалы. В городской быт вошли трамваи, электричество, телефон. Росла численность населения. Уходила в прошлое деревенская Русь. Доживали свои последние годы «дворянские гнезда». Менялась расстановка общественных сил, обострились социальные противоречия, шел процесс формирования политических партий. Россия переживала период войн и революций, которые принесли немало жертв.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................3
ЛИТЕРАТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ ................................................................4
ЖИВОПИСЬ.......................................................................................10
ТЕАТР.................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................18

Работа состоит из  1 файл

Серебряный век.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     В общей своей направленности футуризм выступал как своеобразный бунт против респектабельного буржуазного миросозерцания, против мещанства, хотя сам он и не выходил за границы буржуазного миропонимания. Не создав какой-либо стройной теории, русский футуризм, лишь чисто внешне связанный со своим предтечей — футуризмом итальянским, ближе всего в понимании языка оказывался к позитивистским веяниям в русской общественной мысли.

Их парадоксальное сознание и мышление было и молодым эпатажем буржуазных ценностей, и стремлением к созданию «своей» формы выражения новой знаковой системы (язык, цвет, звук), и надеждой, что будущее станет вселенским, космическим обвалом, которое поглотит дряхлеющее общество. Вот почему в их многочисленных манифестах («Пощечина общественному вкусу», «Садок судей II») так много социокультурного нигилизма, призывов «сбросить с парохода современности» Пушкина, Достоевского, Толстого.

     Одновременно  зарождалась литература, связанная  с развертывающейся борьбой рабочего класса. В расцвете таланта находилась целая плеяда художников, по праву называемых гордостью русской литературы:

М. Горький,  А. А. Блок (1880—1921),  И. А. Бунин (1870—1953),

В. В.Маяковский (1893—1930),  В. Я. Брюсов (1873—1924).  В  XX в. продолжали работать Л. Толстой, Чехов, Короленко — классики русского реализма. Плодотворной была деятельность В. В. Вересаева (1867—1945), А. И. Куприна (1870—1938), Л. Н. Андреева (1871—1919).

     Со  стороны разных литературных лагерей  раздавались требования более активных вторжений в жизнь и воздействия на нее. Эту критическую работу начал Л. Толстой, последние годы призывавший к резкому усилению «учительного», проповеднического начала в литературе. Продолжая творить в духе реализма, ставший всемирно известным писателем, Л. Н. Толстой создал новые замечательные произведения — «Воскресенье», «Хаджи-Мурат».

     В новых условиях продолжал развиваться «традиционный» реализм, еще далекий от революционной идеологии. Ярко проявился талант                А. П. Чехова,  В. Г. Короленко,  Д. Н. Мамина-Сибиряка. Появились новые выдающиеся писатели, глубоко и правдиво отражавшие жизнь народа, его страдания и чаяния. К ним в первую очередь относится одухотворенный реализм А. И. Куприна,  И. А. Бунина. Замечательным  явлением  в русской  поэзии  было творчество А. А. Блока, оставившего глубокий след в истории русской литературы. Очень сложный путь прошел В. Я. Брюсов. Он стал одним из основоположников советской поэзии. В творчестве Куприна ярко звучит протест против уродливой буржуазной действительности, калечащей человека («Монах», «В цирке», «Поединок», «Яма»); писатель воспевает природу, силу и красоту человека, высокую всепоглощающую любовь («Олеся», «Изумруд», «Листригоны», «Гранатовый браслет»). Ощущение общественных перемен характерно для рассказов из жизни городской окраины И. С. Шмелева (1873—1950) («Гражданин Уклейкин», «Человек из ресторана»). Вырождение усадебного дворянства запечатлел в острогротескной прозе, продолжавшей гоголевские традиции, А. Н. Толстой (1882—1945): цикл «Заволжье», роман «Хромой барин» и др.

     В литературе 10-х годов заметно усиление сатирического начала. На страницах журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» выступают талантливые сатирики и юмористы Саша Черный (1880—1932),                     А. Т. Аверченко (1881 — 1925), Н. А. Тэффи (1872—1952). В «Новом Сатириконе» публикуются обличительные гимны Маяковского.

     С ростом революционного движения все  громче заявляют о себе писатели —  выходцы из беднейших пролетарских и крестьянских слоев:       С. П. Подъячев (1866—1934), И. Е. Вольнов (1885—1925), Ф. С. Шкулев (1868—1930). Появляются стихи  пролетарских поэтов Л.  П.  Радина (1860—1900),  А. Я. Коца (1872—1943) и др. Большую роль в собирании сил новой пролетарской литературы сыграли в эти годы большевистские газеты: «Звезда» и «Правда», на страницах которых печатались Горький и Серафимович, с актуальной политической сатирой выступал Демьян Бедный (1883—1945); публиковали первые  произведения начинающие поэты, преимущественно из рабочей среды, А. И. Маширов-Самобытник (1884—1943), А. К. Гастев (1882—1941), И. Г. Филипченко (1887—1939) и др.

     Выступают в 10-е годы и группы так называемых крестьянских поэтов, продолжавших в новых условиях традиции Кольцова и Никитина, — С. А. Клычков (1889—1940),  Н. А. Клюев (1887—1937),  П. В. Орешин (1887—1938) и самый выдающийся из них — С. А. Есенин (1895—1925).

Творчество М. Горького (1868—1936) принесло в литературу стихийный протест народных масс против буржуазного миропорядка, народную мечту о социальной справедливости. Связанный с традициями русской демократической литературы, Горький изображал обездоленные, отверженные низы общества — «бывших людей», «босяков», «дно» жизни, где уродство капиталистической действительности проявлялось с особой ясностью.

 

Живопись 

     Развитие  изобразительного искусства  и прежде всего живописи происходило бурно и неравномерно. В последние два десятилетия XIX в. зрелые мастера русской живописи еще переживали пору своего расцвета. Однако именно в эти годы новое поколение художников впервые почувствовало необходимость поисков новых идей, обновления художественного языка, обогащения искусства новыми художественными формами и содержанием. Этими поисками отмечено творчество М. Врубеля, В. Серова, К. Коровина, М. Нестерова и др. Русская живопись начинает отходить от принципов передвижничества (от критического, аналитического психологического реализма) и совершает стремительный переход к новым системам художественного мышления, догнав и во многом опередив основные европейские художественные школы. Значительные успехи сделали портретная живопись, натюрморт, графика, театрально-декорационное искусство.

     Соперничество между различными художественными  группировками достигало подчас значительной остроты. Основные противоречия в поисках новых форм, нового изобразительного языка возникали между последовательно реалистическим и модернистским направлениями. В целом своеобразие отечественной художественной школы на рассматриваемом этапе ее развития утверждается не только благодаря ее новым открытиям, но и в контексте общих событий этого времени, радикально порывавших с традициями прошлого.

     В конце XIX в.  в Петербурге возникла творческая группа «Мир искусства» (1898—1924). Фактически она сложилась в 1890-х годах на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе  с  С. Дягилевым. Участники будущего объединения — А. Бенуа,  Л. Бакст, К. Сомов были знакомы с юности и называли свое сообщество «кружком для самообразования». Душой кружка был А. Бенуа. Именно здесь складывались те идеи, которые позднее стали основой программы «Мира искусства».                                                                                                           В 1898 г. возник «Мир искусства» как выставочное объединение и художественный журнал. В 1898 г.  С. П. Дягилев, впоследствии крупнейший художественный деятель, устроил в Петербурге "Выставку русских и финляндских художников", на которой впервые выступило объединение молодых русских живописцев, творчество которых было направлено против академической рутины и эпигонства отживших течений. Журнал "Мир искусства" выходил шесть лет под редакцией Дягилева и отличался широтой эстетических взглядов.

     Выставки "Мира искусства" совершили глубокий переворот в эстетических воззрениях значительной части русской интеллигенции. Наиболее активными членами объединения были А.П. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, Л.С. Бакст.

     Художники "Мира искусства" исходили из представлений о безграничной свободе творческой личности и искусства — отсюда их аполитичность, "чистая художественность". Журнал "Мир искусства" заложил основы планомерного изучения искусства XVIII в., обратился к наследию русских романтиков и сентименталистов. В Объединении возрождалась и формировалась русская книжная графика, а также русская театральная культура.

     Для художников этого объединения характерен интерес к исторической тематике, они хотели передать неуловимый аромат и очарование ушедших эпох, в образе прошлого воплотить душевный мир людей своего круга — с их надломленностью, неудовлетворенностью, разочарованием; это была форма романтического протеста против прозаической мещанской современности.

     Художников  интересует XVIII век, как европейский, так и русский. Древняя Русь остается за пределами их внимания. Исключение составляет Б.М. Кустодиев, который вошел в объединение позже, после 1910 г., когда выставки "Мир искусства" возобновились после длительного перерыва. Главной темой Кустодиева стала "уходящая Россия

     Выставки  «Мира искусства», в организации  которых главную роль играл  С. Дягилев, сплотили вокруг себя талантливую молодежь Петербурга и Москвы. Основное ядро группы составляли Л. Бакст,  М. Добужинский,       Е. Лансере,  А. Остроумова,  К. Сомов. В 1904—1910 гг. большинство художников «Мира искусства» входило в состав Союза русских художников. Помимо самих участников объединения в выставках принимали участие многие московские и петербургские живописцы и графики (В. Серов, И. Левитан, М. Врубель, М. Нестеров, К. Коровин, Н. Рерих, И. Грабарь, В. Борисов-Мусатов, А. Головин, И. Билибин, Б. Кустодиев и др.), а также некоторые иностранные художники.

     Эстетические  взгляды деятелей «Мира искусства» основывались на стремлении противопоставить тревожной современной реальности вечные духовные и художественные ценности. Своей задачей они объявляли консолидацию художественных сил, выступающих против антиэстетизма современной жизни, под знаком возрождения идей романтизма. Теоретики «Мира искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль главного импульса жизненных преобразований.

     Просветительский  пафос деятелей «Мира искусства» проявился в их стремлении пробудить всеобщий интерес к искусству прошлого, особенно XVIII — началу XIX в., в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также в желании ознакомить русскую публику с новейшими течениями современного искусства. Они предстают убежденными сторонниками чистого искусства, при этом их позиция отчетливо полемична.

     Взгляды членов «Мира искусства» во многом родственны западноевропейскому направлению  модерна. Образность их творчества также  формировалась в тесной связи  с поэтикой символизма, хотя для  них были особенно значимы историко-культурные реминисценции. Вместе с тем ностальгия  по галантному веку или Петровской эпохе у лидеров «Мира искусств», как правило, наполнена духом иронии, пародийности, карнавала, что само по себе несовместимо с традициями исторического жанра. Особенно ярким примером такого сочетания является искусство К. Сомова, для которого XVIII в. стал своеобразной лейттемой всей творческой биографии.

     Поиски  мастерами «Мира искусства» новых  принципов художественного единства выразились в опытах создания произведений, построенных по законам синтеза искусств. Наиболее полно эти опыты были реализованы в оформлении книг. Любое печатное издание должно стать произведением искусства — таков один из девизов объединения. Мастера «Мира искусства» постоянно создают журнальные обложки, титульные листы, заставки, концовки, иллюстрации, виньетки, разрабатывают разнообразные шрифты, делают программы, афиши, экслибрисы.  Мирискусники исключительно много сделали для развития в России книжного дизайна. Нельзя не отметить, что помимо основных участников объединения в этой важнейшей для «Мира искусства» области работали также представители второго поколения мирискусников: Г. Нарбут, Д. Митрохин, С. Чехонин.

Другой областью, в которой «Мир искусства» сыграл поворотную роль, была театрально-декорационная живопись.

     Она также представляла собой сферу  синтеза различных искусств и уже по этой причине вызывала особый интерес. Некоторые мастера «Мира искусства» (Л. Бакст) или близкие к объединению по своим взглядам (А. Головин) были профессионально связаны с театром.

     Мирискусники  утверждают самостоятельную ценность рисунка, стремясь вернуть ему то значение, которое он приобрел в начале XIX в. в творчестве А. Иванова, К. Брюллова, О. Кипренского.

     Со 2-й половины 1910-х годов в эстетических взглядах ведущих художников «Мира искусства» происходят существенные изменения. В эпоху революции 1905 г. многие из них приняли участие в организации и работе сатирического журнала «Жупел»; Е. Лансере, М. Добужинский выступают как мастера политической сатиры. Главной сферой деятельности «Мира искусства» становится театр и пропаганда современного русского искусства за границей. Во 2-й половине 1910-х годов С. Дягилевым были организованы «Русские сезоны» и Русский балет, гастролировавшие в Европе. В их оформлении участвовали многие представители «Мира искусства». С 1920-х годов жизнь некоторых мирискусников проходит за границей (К. Сомов); другие обращаются к музейной и реставрационной деятельности (А. Бенуа, И. Грабарь).

     Высочайший  профессионализм мастеров «Мира  искусства», своеобразие и яркость дарования каждого из них, пропаганда ими лучших образцов русского и западноевропейского искусства, стремление обновить эстетические и стилевые основы многих сфер изобразительного творчества сыграли огромную роль в развитии русской культуры начала XX в. 

     Крупным художественным объединением стал «Союз русских художников» (1903—1923). Основатели и многие участники союза вышли из среды Товарищества передвижников: А.Е. Архипов, СБ. Иванов, A.M. Васнецов, СВ. Малютин, Л.О. Пастернак и др. Активным членом союза был К.А. Коровин (1861 —1939), которого многие считали его лидером. У объединения были принципиальные расхождения с «классическим передвижничеством». Опираясь на национальные эстетические традиции, здесь осваивались достижения западноевропейского импрессионизма и постимпрессионизма.

     Постепенно  в русском искусстве начала XX в. складывается новое общее направление — модернизм, представленный различными группами. В 1907 г. состоялась выставка «Голубая роза», в которой приняли участие П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, СЮ. Судейкин, Н.П. Крылов и др. Выставка явилась отражением декоративных тенденций и интереса к символике, характерных для русского искусства рубежа эпохи. Работы ее участников отличались плоскостностью, орнаментальностью, преобладанием лирических образов и восточной тематики, трактованных с позиций символической многозначности. В становлении стиля «Голубой розы» большую роль сыграло творчество В. Борисова-Мусатова.

Информация о работе Серебряный век