Русская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:23, лекция

Описание

Культура Древней Руси. Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Лекция Русская культура.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

           К началу второй половины XIX в. в музыкальной культуре России уже сложились прочные национальные традиции, ведущие начало от творчества Глинки и Даргомыжского. В это время четко обозначаются пути развития русской оперы, симфонизма, русского романса и других важных направлений музыкального творчества. Развитие русской национальной музыки происходило разными путями, подтверждавшими самостоятельность формирования композиторского мастерства. Во главе Петербургской композиторской школы стояла "Могучая кучка", в Москве - гениальный русский композитор П.И. Чайковский. Блестящие успехи русской исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной культуры. Европейские страны и далекая Америка смогли ознакомиться с мастерством выдающихся русских музыкантов и с лучшими произведениями русских композиторов. Множество концертных поездок за границу совершил Рубинштейн, завоевав мировую славу величайшего пианиста. Большим успехом пользовалось концертирование замечательной русской пианистки А.Н. Есиповой, выступавшей в Австралии, Германии, Франции, Венгрии, Бельгии, Англии. Блестящий расцвет русской культуры второй половины XIX в. ярко проявился и в изобразительном искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальным. Посвященное народу, оно говорит с ним правдивым, простым и ясным языком.

         В изобразительном искусстве второй половины XIX столетия четко обозначены два периода: Первый начинается с конца 50-х годов и охватывает все 60-е годы. Второй этап - передвиженческий - от 70-х годов до начала 90-х. Он связан с деятельностью художников, членов Товарищества передвижных художественных выставок, которые вывели изобразительное искусство из Петербурга и Москвы на широкую дорогу всероссийского признания. Перед изобразительным искусством встала важнейшая задача - быть выразителем передовых идей эпохи. Вторая половина XIX века — расцвет реалистической живописи. Передвижники развивают в живописи направление критического реализма, их работы часто наполнены социальной тематикой. Наиболее известный художник критического реализма И. Е. Репин. К концу XIX века в России развиваются тенденции, родственные Французскому импрессионизму. Не порывая с реалистическим направлением, художники становятся более свободными и виртуозными в своих приёмах, что наиболее ярко воплотилось в работах Валентина Серова.

        Кризис архитектуры как искусства начался еще в 30-40-е годы, кода благородный русский классицизм выродился под высочайшим покровительством Николая I в сухой, казарменный, казенный стиль. Так возникли унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами - колодцами. Так постепенно менял свой стройный строгий вид Петербург, его прекрасные, уже сложившиеся улицы и площади. Таким образом, если вторая половина XIX в. для русского изобразительного искусства стала эпохой расцвета, то эти же годы для русской архитектуры были годами ее деградации в художественном отношении.

     Культура  России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

     Россия  в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов  на планете. 0ктябрьская революция привела  к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

     Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.

           В начале XX века художники России  ведут активный поиск новых  выразительных форм, формируется  множество новых направлений,  например, символизм (Врубель), декоративные направления, соответствующие модному стилю «модерн», авангардное искусство (Василий Кандинский, Казимир Малевич).

     С развитием советского государства  в России появился архитектурный  стиль конструктивизм, оказавший влияние на дальнейшее развитие архитектуры в мире.

     Эпохи гражданской архитектуры СССР получили названия от фамилий правителей страны: сталинские дома, брежневские хрущёвки. С приходом советской власти стиль построек изменился — они стали более монументальными. Однако впоследствии при решении задач улучшения жилищных условий граждан СССР была сделана ставка на массовость застройки. В результате чего архитектура позднего СССР лишилась различных декоративных архитектурных элементов, таких как лепнина.

     Пять  российских поэтов и писателей были удостоены Нобелевской премии по литературе: И. А. Бунин (1933, в эмиграции), Б. Л. Пастернак (1958), М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970) и И. А. Бродский (1987, в эмиграции).

     Однако  именно в XX веке в России была создана  тотализированная социокультурная  мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета  российской научной и художественной интеллигенции. 

Культура Современной России. Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого, в существующую культуру приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран.

2. Народное творчество. Художественные промыслы

     Народные былины, сказки, характерные для народов, населяющих Россию, донесли до нас народную мудрость из глубин веков.

     Часту́шка — короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой.

     Художественные промыслы в России формировались на основе народного творчества, которое, благодаря профессиональным художникам и деловым людям в начале XX века трансформировалось в профессиональное декоративное искусство.

     Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами. Этот символ России появился на свет не в старинные времена, как это принято считать, а лишь в 1891 году в Абрамцеве. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

     Хохлома́ представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

     Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

     Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

     Вологодское кружево — русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

     Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписаная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла: хохлома, Вологодское кружево, Палехская миниатюра

     Скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали. Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.

Информация о работе Русская культура