Русская культура 14-15 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:42, доклад

Описание

Расцвет русской культуры в XIV—XV веках связан не только с экономическим и политическим развитием страны, с ростом народного сопротивления, с победоносной Куликовской битвой, но и с проникновением Предвозрождения на русскую почву, которое породило новое видение мира, усилило интерес к человеческой личности и духовному развитию.

Высокого уровня развития достигло искусство русской живописи. Создалась замечательная школа, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев.

Работа состоит из  1 файл

Русская культура 14.docx

— 32.43 Кб (Скачать документ)

Русская культура 14-15 веков:

 

 
 

 

Расцвет русской культуры в XIV—XV веках связан не только с экономическим  и политическим развитием страны, с ростом народного сопротивления, с победоносной Куликовской битвой, но и с проникновением Предвозрождения на русскую почву, которое породило новое видение мира, усилило интерес к человеческой личности и духовному развитию. 

 

Высокого уровня развития достигло искусство русской живописи. Создалась замечательная школа, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев. 

 

Использовав и переработав художественное наследие предшествующего периода, Андрей Рублев довел его своим гением до невиданного совершенства. Кисти Рублева пренадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря и замечательный иконостас владимирского Успенского собора. 

 

Преподобный Сергий Радонежский, под ллиянием идей которого сформировалось мировоззрен е Андрея Рублева, был выдающейся личностью своегс времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, всячески способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содейстовал объединению русских земель вокруг Москвы.  

 

Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы. Своими советами и духовным опытом он помогал Дмитрию  Донскому, укреплял в нем уверенность  в правильности избранного пути. Наконец, именно он благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение  людей эпохи Куликовской битвы. Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.  

 

Замечательным творением  Рублева является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» и «Жены-мироносицы у гроба Христа». 

 

Другом и ближайшим  помощником Андрея Рублева был Даниил Черный. Ими была воспитана целая плеяда русских живописцев. 

 

Работы Андрея Рублева и художников рублевской школы были созданы в пору наивысшего расцвета московской живописи в XV веке. Приобщившись в силу исторических условий к византийскому искусству, оказавшему воздействие на культуру большинства стран восточнохристианского мира, московские мастера сумели преодолеть византийское наследие, усвоив его отдельные элементы и приемы. 

 

Андрей Рублев и художники его школы отказались от аскетизма и суровости византийских образов, от их отвлеченности, однако их античную, эллинскую основу претворяли в своем искусстве. Традиционные образы они наполняли новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.  

 

Ведущая роль во всем русском  изобразительном искусстве того времени принадлежала иконописи, без  которой не могла обойтись ни одна церковь. В 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи, появляется выходец из Константинополя —  Феофан Грек. Огромна роль этого  художника в развитии сначала  новгородской, а затем московской школы живописи. 

 

Преемником высоких традиций живописи Андрея Рублева стал художник Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром. Они расписали церковь в Паф-нутьево-Боровском монастыре и Собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря. 

 

Эпоха, когда творил Дионисий, была отлична от рублевской. Раздробленная Русь уступила место централизованному государству. Искусство было призвано выражать величие и славу Московской державы, и особенно ее верховной власти, что во многом определило творчество этого художника.  

 

Формирование Русского централизованного  государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в Москве возводить храмы  и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого в столицу были приглашены зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. 

 

Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший  в себя резиденцию великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был  расширен до нынешних размеров, а посад  охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. 

 

Возникла Красная площадь, часть посада — Китай-город —  была окружена каменной стеной, а затем  каменная стена Белого города и дерево-земляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами. Это и определило радиально-кольцевую планировку Москвы. 

 

Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу, были созвучны Кремлю по своему силуэту. Со временем они  стали композиционными центрами окраин Москвы. 

 

Радиальные улицы с  бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая  застройка городских улиц состояла в основном из двух-трех этажных домов.  

 

Кремли других городов, как  и в Москве, следовали в своих  планах рельефу местности, а на ровных местностях имели правильные прямоугольные  планы. Навесные бойницы и зубцы  в виде ласточкиного хвоста, примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в Кремлях Новгорода, Тулы, Коломны и других городов. 

 

Свободнее от новых влияний  были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Их мощные стены и башни сложены из крупных  валунов и почти лишены декоративных украшений. 

 

Сохранившаяся часть великокняжеского дворца в Москве, созданная архитекторами  Марком Фрязиным и Петром Соларио, наделена чертами западной архитектуры, но по композиции близка к деревянным хоромам. 

 

В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который  было предложено строить наподобие одноименного собора во Владимире с целью подчеркнуть преемственность власти Москвы, архитектор Аристотель Фьораванти существенно переосмыслил традиции владимиро-суздальского зодчества. Собор в Москве мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. 

 

Попытку перенести в русский  храм мотивы раннего венецианского  Возрождения предпринял архитектор Алевиз Фрязин при строительстве Архангельского собора. 

 

От XIV—XV веков сохранилось  несколько деревянных церквей. Более  ранние — «клетские» — напоминают избу с двухскатной крышей и пристройками. Более поздние — высокие, восьмигранные, крыты шатром. Их стройные пропорции, контрасты суровых рубленых стен и резьбы галереек и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем — свидетельства высокого мастерства народных мастеров. 

 

Росту научных знаний и  просвещения способствовал процесс  централизации Русского государства. Широкое гражданское и церковное  строительство помогало развитию навыков  в области техники. Введение в  практику стенобитных и метательных  орудий и артиллерии требовало расчета силы и дальности полета камней и ядер. Стенобитные орудия действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес. 

 

Кузнечное дело, оружейное  производство, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших  при помощи поршневого насоса, составление  известкового грунта для стенной  живописи — все это было связано  с ростом прикладных знаний. 

 

В России делались попытки  реального объяснения явлений окружающего  мира, появлялись работы, посвященные отдельным отраслям знаний. Летописцы отмечали наблюдаемые астрономические явления — описывали прохождения комет, солнечные затмения. Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе зимой», расстоянии между небом и землей» и тому подобные. Развивались медицинские знания. 

 

Включение новых земель в  состав Русского государства способствовало повышению интереса к географическим наукам. Русские торговцы и путешественники, налаживая связи с ближними и дальними странами вносили значительный вклад в развитие географических знаний, оставляя записи о виденных ими странах. 

 

Таковы записи о путешествии  новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смольнянина в Константинополь, Палестину и Афон. Существовал дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор в 1439 году и описание поездки посла Толбухина в Венецию. 

 

Новгородец Стефан уделяет  в своих записках большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства и  цвет. Автор описания путешествия  русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек. Люнебург, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Он интересно описывает существующие там ремесла, торговлю, благоустройство городов и строительную технику. 

 

Одним из выдающихся путешественников второй половины XV века был тверской купец Афанасий Никитин. В 1466 году вместе с другими купцами он отправился в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз он сумел добраться до Индии. Афанасий Никитин оставил интересное яркое описание своего странствия на основе личных наблюдений Индии и Ирана, а на основе расспросов — также Цейлона, Китая и других стран. 

 

В Русском государстве  были известны произведения античных писателей и философов. Автор «Жития» Дмитрия Донского был хорошо знаком с философскими идеями Пифагора и Платона, архиепископ Вассиан Рыло — с идеями Демокрита.

 

16 Век

Живопись

Конец XV- начало XVI в. в русской  иконописи - это время Дионисия. Гениальный художник, он не только продолжал традиции Андрея Рублева, но и создал свой собственный художественный метод, во многом остающийся загадкой даже для исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины XVI века усилился контроль за соблюдением канонов иконописи, одновременно с этим с этим в церковную живопись привносятся мотивы прославления государства. В иконописи зародилась т.н. Строгановская школа, отличающаяся особой миниатюрностью, тонкостью рисунка, изяществом. Все более усиливаются декоративность живописи, усложняется ее композиция. Наиболее известные мастера - Прокопий Чирин, Истома Савин. Заметной становится и светская живопись: росписи Золотой палаты в Кремле (1552 г.); не сохранившиеся фрески Грановитой палаты (аллегорические сюжеты на основе библейской истории об Иосифе Прекрасном, возвышающие Бориса Годунова).

Архитектура

Общегосударственный подъем, связанный с успешным объединением русских земель, привел к массовому строительству по всей территории государства городов и крепостей. Росло мастерство российских строителей. Их труд был необыкновенно почетен. Об этом свидетельствует тот факт, что о самых выдающихся зодчих упоминают летописи. В церковном зодчестве XVI в. утвердилось строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, вся масса постройки держится на фундаменте. Шедевры русской национальной архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор (собор Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани (авторы Барма и Постник). В XVI в. многие русские города и монастыри украсились пятиглавыми храмами, построенными по образцу кремлевского Успенского собора. Это Успенский собор в Троицко-Сергиевской лавре, Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных городах: Суз-дали, Туле и др. Разрасталась Москва: вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, купеческие и боярские усадьбы, постепенно сложилась характерная радиальная московская застройка, были построены Китайгородская стена, защищавшая прилегавшие к Красной площади слободы; белокаменные стены Белого города (современное бульварное кольцо); Земляной город (современное Садовое кольцо). По словам константинопольского патриарха Иеремии II, «Это был не город, а скорее громадный, раскинувшийся вплоть до самых пределов горизонта, монастырь. Глаз разбегался, желая пересчитать колокольни и вызолоченные, посеребренные или лазурные, звездами испещренные, главы церквей, поднимающихся к небу. На каждой из бесчисленных церквей сверкали пять металлических куполов. Между церквами виднелось множество кровель, выкрашенных по большой части в зеленую краску, что придавало городу вид медной зелено-серой шахматной доски. Здесь можно было различать несколько концентрических, мелкозубчатых оград, с возвышающимися на них через известные расстояния башенками, совершенно как в городах отдаленной Азии. Та из этих оград, которая составляла центр остальных, заключала в себе треугольную площадь Кремля, господствующего над Москвою, наподобие акрополя греческих городов. На этой площади привлекали взор выкрашенные в белую краску храмы со множеством раззолоченных глав и крестов; тут же виднелись, между прочим, постройки теремного дворца, с их совершенно еще свежею эмалированную штукатуркою. Затем, несколько вправо от Кремля и книзу от его ограды, глаз невольно переносился на церковь Василия Блаженного, - этот монумент, представляющий собою кучу поставленных одна на другую церквей, поднимался наподобие фантастического животного, со своими разноцветными чешуйчатыми кровлями, со своими двенадцатью разубранными множеством привесок главами, которые могли напоминать нашим грекам каук, огромный парадный тюрбан пашей и янычарских офицеров. Между церковью Василия Блаженного и святыми воротами Кремля виднелась Красная площадь, с виселицами Ивана Грозного. Переходя от центра города к его окружности, взор за второй каменной оградою уже не различал ничего более, как только лабиринт переулков и беспорядочно наставленных домов, да деревянные, ярко раскрашенные избы, терявшиеся в садах, изрезанных прудами. На краю горизонта и на крутых берегах реки этот благочестивый и воинственный город опоясывался рядом больших, защищенных валами монастырей, представлявших собой крепости, служившие для молитвы и для войны. Монахи этих монастырей посвящали свое время храму и воинским упражнениям в ожидании татарских полчищ. И над всею этою необъятною панорамой носился гул сотен колоколов, так что и на ухо, как на глаз, город производил впечатление скорее гигантского монастыря, чем столицы, с ее кипучею человеческою деятельностью». С 1505 по 1508 гг. в Кремле строилась Ивановская колокольня. Ее возвел на месте старой церкви Иоанна Лествичника итальянский архитектор Бон Фрязин. Звук колоколов Ивана Великого разносился по всему Кремлю; он стал архитектурной доминантой, главенствовавшей над всей кремлевской застройкой.

Литература

Летописание продолжало оставаться одним из распространенных литературных жанров. Однако свою задачу летописцы XVI века видели уже не только в том, чтобы фиксировать факты - они составляли летописные своды в исторической ретроспективе, стремясь обосновать те или иные важные для государства идеи. Так, «Степенная книга», содержавшая портреты описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, утверждала нерушимость союза церкви и государства. «Летописец начала царства», повествующий о первых годах правления Ивана Грозного, обосновывал необходимость установления царской власти. Своеобразной исторической энциклопедией того времени стала Никоновская летопись (один из ее списков, содержащий около 16 тыс. великолепных миниатюр, получил название Лицевого свода). Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения («Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о зачале Москвы»), в которых возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась мировая роль России. Среди сочинений, затрагивающих проблемы морали, наиболее известны были «Житие митрополита Филарета», «Четьи-Минеи» (12-том¬ное собрание житий святых и других религиозных текстов) и «Домострой» - свод правил и норм поведения, охватывающий буквально все стороны жизни человека: от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей, отношений в семье, до кулинарных рецептов.

17 век

Политические и экономические  изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта  новой культуры - отход от религиозных  канонов и обращение к ценностям  людского бытия и человеческой личности.

В 1533 г. начинается русское  книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия  Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые  повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Информация о работе Русская культура 14-15 веков