Происхождение и значение термина идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:41, контрольная работа

Описание

Идеология – понятие многозначное отсюда немало различ¬ных, подчас противоположных определений этого понятия.
Термин «идеология» (от греч. idea- понятие и logos - уче¬ние) ввел французский философ и экономист А.Дестют де Траси (1754-1836) («Элементы идеологии», т. 1-4, 1801¬1815). Систематизируя и обобщая взгляды Ф. Бэкона, Э.Кондилълка, K.Гельвецuя и других философов XVIII в., он обосновал целесообразность формирования специфической те¬ории об идеях - идеологии.

Работа состоит из  1 файл

Происхождение и значение термина идеология.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)


Происхождение и значение термина идеология

Идеология – понятие многозначное отсюда немало различ­ных, подчас противоположных определений этого понятия.

Термин «идеология» (от греч. idea- понятие и logos - уче­ние) ввел французский философ и экономист А.Дестют де Траси (1754-1836) («Элементы идеологии», т. 1-4, 1801­1815). Систематизируя и обобщая взгляды Ф. Бэкона, Э.Кондилълка, K.Гельвецuя и других философов XVIII в., он обосновал целесообразность формирования специфической те­ории об идеях - идеологии. А. Дестют де Траси рассматривал идеологию как науку об общих законах происхождения чело­веческих идей исходя из чувственного опыта, науку, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и человеческом обществе. Главные принципы идеологии, со­гласно А. Дестюту де Траси, должны быть основой политики.

Группа «идеологов» (П.-Ж. Кабанис, М. Кондорсе и др.) во главе с А. Дестютом де Траси занимала оппозици­онное положение по отношению к режиму Наполеона, и он впоследствии возложил именно на них всю вину за про­счеты во внутреней и внешней политике, включая пора­жение в войне с Россией в 1812 г.

Негативное отношение Наполеона и существующей власти в целом к школе идеологов, данная ими интерпрета­ция термина «идеология» как поверхностного философ­ствования, оторванного от конкретной действительности и реальной практики, положили начало традиционной для многих мыслителей XIX–XX вв. критики идеологии как ложной формы сознания, извращающей действительность.

Для всей последующей истории развития идеологии харак­терно как позитивное, так и негативное отношение к ней.

В марксистской концепции (к. Маркс, 1818-1883, и Ф. Энгельс, 1820-1895) всякая мысль, либо теория, высту­пающая в форме идеологии, не может иметь практическо­го значения и искажает социальную реальность в угоду классовым интересам. Понятие «идеология» в марксист­ской концепции используется в трех смыслах: ложное, извращенное сознание; вид теоретического сознания; со­знание определенного класса.

По Марксу, идеология включает широкий спектр ду­ховных образований - религию, идеалистическую фило­софию и т.д. И служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют фун­кцию идеологического производства.

В марксистской доктрине существует не только крити­ческая оценка идеологии как ложного сознания. В своем знаменитом труде «К критике политической экономии» К. Маркс дает позитивную трактовку идеологических про­цессов, увязывая их с классовыми интересами, а классовые интересы - с диалектикой производственных отношений, с характером и уровнем развития производительных сил.

В.И.Ленин (1870-1924) в своей теоретической и практи­ческой революционной деятельности уделял большое внима­ние идеологии, которая, по его убеждению, способна просветить, сплотить и мобилизовать пролетарские массы на рево­люционную борьбу за свержение капитализма и построение социалистического общества. Он счел необходимым ввести уточняющее понятие «научная идеология», противопостав­ляя ненаучной и реакционной буржуазной идеологии. В по­нимании В.И. Ленина, идеология представляет собой систе­му идей, теорий, взглядов, отражающих социально-эконо­мическое и политическое развитие общества и выражающих интересы определенного класса - буржуазии или пролетари­ата, в силу чего она носит классовый характер.

Критические оценки идеологии как ложного, иллю­зорного сознания, сознательно. или неосознанного искажаю­щего реальные факторы действительности, свойственны таким различным по своим философским, социологическим взглядам и политическим предпочтениям мыслителям, как Э. Дюркгейм, М. Шелер, М. Вебер, К. Манхейм, В. Парето, П. Сорокин, Ю. Бохеньский, Т. Парсонс.

Э.Дюркгейм (1858-1917) противопоставляет идеоло­гии как «ложному сознанию» рациональные доводы и объективные методы (по образцу естественных наук) на­учной социологии с ее строгими социальными фактами. Вместе с тем особое внимание он уделял анализу ценност­но-нормативных систем общества, их социальным истокам и функциям, обосновывал, в частности, социальную функцию религии в воссоздании сплоченности и выдвижении идеалов, стимулирующих развитие общества, и рассматри­вал религию в этом плане как синоним идеологии.

В. Парето (1848-1923) - итальянский социолог и по­литэконом (учитель Муссолини) считает идеологию мас­кировкой действий. Парето отождествляет идеологии с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и полагает, что их социальной функцией является прида­ние силы и агрессивности бессознательным инстинктам и эмоция индивида.

К. Манхейм (1893-1947) в своей известной работе «Идеология и утопия» пишет, что понятие идеологии (и утопии) связано с пониманием того, что помимо обычных источников заблуждений существуют ложные структуры сознания. Одни из них опережают «современное» им бы­тие, другие отстают от него. В обоих случаях эти структуры сознания маскируют бытие.

По К. Манхейму, идеология - способ понимания общественно-политических явлений правящим классом; признаваемый единственно истинным. Однако ученый подчеркивает важные характеристики идеологии - ее сис­тематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действий.

 

 

ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ

Английский политэконом Л.Фойер сформулировал законы, определяющие функционирование идеологии,- это:

       закон постянных ингредиентов;

       Закон «левого» и «правого» крыла;

       Закон генерационной идеологической волны.

Закон постоянных ингредиентов означает, что всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента: представление о собственной миссии избавления и раскре­пощения народа; догмат, дающий идеологии философское обоснование; наличие определенного слоя людей, кото­рый призван воплотить идеологию в действие.

Суть закона «левого» и «правого» крыла заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии происходит различные политические и социальные стадии - «слева направо», и наоборот, т.е. обслуживает различные политические и социальные силы.

Смысл закона генерационной идеологической волны со­стоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию.

В современной идеологической мысли идеология рас­сматривается как система ценностей и предпочтений лю­дей, вовлеченных в политическое действие. Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и веро­ваний о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, Волевых актах, побуждающих человека в своих действиях стремиться к целям, которые он поставил перед собой.

Идеология - это не механическое объединение идей, взглядов, чувств, верований, а сложная система с харак­терными Признаками и особенностями, функциями и структурой.

Функции идеологии:

       ориентационная;

       мобилизационная;

       интегративная;

       амортизационная;

       • функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы (социальная);

       когнитивная (познавательная);

       легитимизирующая (оправдывающая);

       нормативная.

Ориентационная функция - задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

Мобилизационная функция - побуждает к активной политической деятельности и организует общество на их реализацию.

Интегративная функция - наделяет смыслом любое политическое действие и придает ему значимость.

Амортизационная функция - служит ослаблению со­циальной напряженности в ситуации при возникновении несоответствия между потребностями общества и реаль­ными возможностями их удовлетворения.

Функция выражения и защиты интересов определен­ной социальной группы (социальная) - возникает на основе­ интересов какой-либо социальной группы и выражает­ся в противопоставлении интересов этой группы интере­сам других групп.

Когнитивная (познавательная) функция - отражает, с одной стороны, в процесс е формирования социально-поли­тических теорий, концепций и доктрин объективную ре­альности, а с другой - дает возможность социальным служ­бам получить определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своём месте в системе общественных отношений.

Легитимизирующая (оправдывающая) функция - состо­ит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству.

Нормативная функция - задает социальному субъекту систему норм социального поведения и тем самым очерчи­вает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов.

Для реализации функции идеологии важное значение имеет определение уровней политической идеологии.

Уровни политической идеологии:

       теоретический, концептуальный уровень;

       программно-политический уровень;

       актуализированный уровень.

Теоретический, концептуальный уровень - наиболее абстрактный (научный уровень), на котором раскрывают­ся идеалы и ценности определенного класса, нации, госу­дарства, формируются основные положения:, касающиеся главных сфер жизнедеятельности общества и человека.

Программно-политuческий уровень - на нем с языка соци­ально-философских принципов переводятся на язык про­грамм и лозунгов требования элиты или контрэлиты, форми­руется нормативная основа для принятия управленческих ре­шений и политического поведения граждан. Требование это­го уровня - максимальная доступность возможно большему числу людей, ориентирование их на политические действия.

Актуализированный уровень - позволяет элите (через изучение общественного мнения) определять степень ос­воения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияние на практическую деятельность людей, их поли­тическое поведение.

Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

В современных демократических обществах идеология тесно связана с пропагандой.

Смысл пропаганды - соединение теоретического и обыденного уровней познания, формирование ориента­ций, которые выражаются в готовности к определенному типу политического действия.

В зависимости от содержания информации, способов распространения различают пропаганды: научную; мас­совую; практическую.

Научная пропаганда - воздействует на массовое созна­ние с помощью теорий и концепций в процессе гуманитарного образования, политического обучения граждан.

Массовая пропаганда - оказывает влияние посредством образных суждений и наглядных представлений. Она прово­дится через систему воспитания, профобразования, средств массовой коммуникации (телевидение, радио, печать), об­щественную рекламу (монументальная1 пропаганда, исто­рические связи, мировые рекорды), производственную рек­ламу,. массовое общение (праздники,· демонстрации). Этот вид пропаганды оперирует житейскими истинами и допол­няет научную пропаганду, затрагивая не только разум, но и чувства, когда Политические знания трансформируются в политическую веру, лояльность, приверженность.

Практическая пропаганда - всегда дополняет науч­ную и массовую. Для руководящих кругов, политических партий важно формировать приемлемые условия жизни, которые не вступали бы в Противоречие с предлагаемыми политическими идеологиями.

Пропагандистская деятельность органично связана с агитационной. Под агитацией понимается устная, печат­ная и наглядная идеологическая деятельность, воздейству­ющая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политической активности в желаемом направлении. Основные средства агитации - встречи кандидатов в депутаты­ и их доверенных лиц с избирателями, листовки, митин­ги, призывы, публикации в газетах и журналах, выступле­ния по радио и телевидению. Агитация по сравнению с про­пагандой предстает как более популярный и доступный способ внедрения в сознание и поступки людей определен­ных идей, принципов, взглядов, побуждения их к активном­у действию, прежде всего в политической сфере общества.

Если все описанные выше структурные компоненты и функции идеологии привести в хорошо скоординированное и эффективное действие, то в результате сформируется определенная идеологическая позиция конкретной лич­ности или социальной общности. Такая позиция выража­ется в мировоззрении, в интересах и предпочтениях, в ценностных ориентациях человека, в его жизненной стра­тегии и способах ее практического осуществления.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

Направление идеологии для современной Беларуси оп­ределяется потребностями разработки государственного курса, что предполагает распространение знаний о задачах­ государственного курса для восприятия его боль­шинством населения. Это создает предпосылки для выра­ботки целостной политики в экономике и социальной сфере белорусского государства.

Информация о работе Происхождение и значение термина идеологии