Происхождение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:54, контрольная работа

Описание

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.
Времена прославляются войнами, скандалами и конфликтами. Но что не требует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и убедительны.

Содержание

Введение 3
Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном - возникновение религии. 4
Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции. Европейское язычество. 7
Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство. 13
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ_Происхождение религии_.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)
 

Министерство образования и науки РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

МАГАДАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Факультет Социального управления

Кафедра Гуманитарных наук и социального управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине « Археологические памятники России »

            Тема: Происхождение религии  
 
 
 
 

                                                Выполнила:

                                                студентка 6 курса

                                                группы 8-6531/6-6

                                                Тищенко А. А.

                                                Проверил

                                                Преподаватель:

                                                д.и.н. Орехов А.А. 
 
 
 

Магадан

2011 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

 
 

     Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого  комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

     Времена прославляются войнами, скандалами и конфликтами. Но что не требует  познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и убедительны.

     Если  брать нашу страну, то большинство, наверное, ходит в церкви и "верит  в Него". Многие утверждают, что  верят во что-то своё, непонятное никому.

     Молодёжь  и коммунисты говорят, что Всевышнего нет и быть не может. Наверно только в наше время, после "перестройки", можно сказать, что всё стало на свои места: кто хочет - верит во что хочет, кто хочет - не верит. Но сколько раз мы удивлялись и называли, например, своего соседа, который, ударясь в восточную религию, ест одно травяное и одевается очень странно, глупцом или помешанным. И эти религиозные праздники, как Рождество и Пасха.

     Ведь  для всей страны это праздники. И  многие старики утверждают, что в  старости все в любом случае приходят к вере. Вспомним только, что во всех сложных и даже страшных ситуациях мы просим Его о спасении. И даже иногда даже самый ярый атеист, в сложную ситуацию или просто в размышлениях с собой, сам себе посомневается в Его существовании.

     И все-таки это хорошо, что в наше время можно выбрать любую религию и следовать ей, ведь, в конце концов, каждый находит для себя самый оптимальный вариант веры. Нет, наверно религии, которая что-то оставила без внимания. Одна говорит о бессмертии, другая - о тьме, третья - о свете.

     Одна - что-то позволяет, другая - всё запрещает. В своей работе я постараюсь разобраться во всем многообразии верований и преданий и их планомерном преобразовании в современные ветви религиозных учений. 
 
 
 
 

       Начальная  стадия  развития  представления человека о сверхъестественном - возникновение религии.

 
 

     "Бог  в религиозных учениях и представлениях  сверхъестественное всемогущее  существо, сотворившее мир и управляющее  им... Теология использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие  Бога в виде  абсолютной  идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала" - так трактует это понятие философский словарь, а  значит мировой  опыт  выработал  такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в несколько столетий, чтобы  прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из  них  над природой  и человеком существуют силы, управляющие миром в целом. С момента возникновения в сознании человека представления о сверхъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не может возлагать на себя  права управителя  в  первую  очередь потому что он не властен над самим собой, а затем и над всем окружающим.

     Для начала необходимо  рассмотреть - каким образом возникло у человека понятие «Бог». О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки  воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. Наиболее  известны  из  них  погребения в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по  этим  небольшим  свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду (40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции - Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пещере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной Франции  и  Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило, на рисунках изображены животные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческие изображения очень условны,  схематичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропоморфных существ,  либо  людей, наряженых в звериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны с религиозными  верованиями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и земледелием  и  зачастую  они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. По  рисункам и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь  между человеком и животным или предметом). Также существовал культ женского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается,  что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.

     Есть  некоторые свидетельства  существования  культа  Солнца. Солнце  изображалось в виде диска, колеса с лучами или  без них, в виде креста в круге  и т.п. Культ связан  с  занятием  земледелием человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.

     Таким  образом, Бог для тех людей  представал в обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном  виде, и  поклонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.

     Также можно судить о религии первобытного человека по племенам  настоящего  времени, находящимся в похожих условиях. И опять основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма  религии, заключается  в  том,  что  каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена может быть  свой  тотем, существует также половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже - растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с его территориальным положением и образом  деятельности.  Животное-тотем,  - как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается прежде  всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в  скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.

     Некоторые  проявления тотемизма мы можем встретить  у народов Меланезии: родовые  группы носят тотемические имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки -  встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.

     Помимо этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев  есть  зачатки анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать  дождь,  лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.

     У Меланезийцев тоже есть представления  о духах. Особенно яркие анимистические понятия в Центральной части  Меланезии - верующие довольно отчетливо  различают две категории духов: духи  умерших  и  духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии  является мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая верующими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и людей.  Она  может действовать во вред и на пользу, и присуща людям, которые имеют успех в жизни, может  также  принадлежать  отдельным предметам.

     Шаманизм  мы  встречаем  у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции шаманства - лечение, охотничья и земледельческая  магия.

     У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый верующий имеет  своего духа-покровителя, который  приобретался  во время  видений,  возникших  в  процессе  посвятительского обряда. Кстати, у индейцев очень сильна вера в вещее значение сновидений.

     Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских  верованиях мы опять  встречаем анимистические представления: домовой - дух,  покровительствующий  семье, леший - дух леса, водяной – дух водяной стихии, полудница - полевой  дух,  образы  вил  (особенно распространены  у  сербов)  -  лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного  поведения, и т.д.

     Но  наряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог,  Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь -  богиня  женских работ, прядения и ткачества.

     Само  понятие  "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени представление  об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим  удачу.  Другое  общеславянское обозначение сверхъестественного существа - бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное.

     К  древнейшей  эпохе восходят корни  лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной.  Таким образом,  славянам помимо  анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.

     Многобожие  мы встречаем у  ацтеков,  народа  майя.  Особенно жестока  религия  у ацтеков, по которой богам приносились  кровавые человеческие жертвы.

     Любопытна религия в древнем Китае, где  упор в  основном  делался на настоящую  жизнь человека, на необходимые правила поведения и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: даосизм и конфуцианство,  которые тесно переплетены между собой. По-китайски дао - путь, метод, принцип. Основателем этого учения был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно стать  бездействие.  Всякое стремление что-то сделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель -  воздержание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем в  других  религиях.  За основу здесь берутся традиции поколения, устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием стал культ предков. Каждая крупная  родовая  группа  имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами  родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит в символ,  хранящийся  в храме (в раннее время - кукла, затем - табличка). По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - сыновняя почтительность  и почитание предков. Главным правилом жизни, опорой существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле  установленных обрядов,- говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то  все  перемешается  и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов, и разовьется  разврат  со  всеми  его преступлениями... Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь -  исчезнут  различия между  государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие".

       Политеистические  верования в Древнем  Китае, Индии, Египте и Греции. Европейское  язычество.

 
 

     Китайский пантеон богов весьма обилен и  сложен. Главным  богом  в древности  считался Шан-ди, а затем его заменил  Тянь (в переводе "Небо"). Из второстепенных богов видное место занимали бог богатства - Цай-шен и покровители  профессий  для  ремесленников. Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества. Видное  место в верованиях китайцев занимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.

     Необычна  и оригинальна религия Индии. В ранний период за основу берутся  религиозные тексты - Веды. В них  записаны  гимны  и предания,  посвященные  различным  богам. Одним из ранних образов богов можно считать Индру - бога-воителя и бога  грома  и  молнии (двойственная натура), также мы встречаем здесь других богов: Варуна - олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус - бог дневного неба. В виде олицетворения  солнца  выступает  целая вереница божеств - Сурья - значит просто солнце, Савитри - "восстановитель",  "оживитель", Пушан - божество солнечного жара, Ушас - богиня зори. Довольно расплывчато представление об  Адити:  это олицетворение  беспредельного пространства.

     В  более поздний брахманский период религия Индии меняется с изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты: брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста  воинов, вайшьи - каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры - каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй был закреплен в памятнике законодательства и религии  Индии  -  в Законах  Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог - Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из ног - шудры.  Усложняется и сам пантеон богов - теперь боги принадлежат кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший свое  значение) - бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстранены от официального культа.

     Была  широко распространена идея перевоплощения: душа человека  после его смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во что именно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешней жизни, и прежде всего от соблюдения  им кастовых  правил. Теоретическое обоснование учения о перевоплощении - идея кармы. Карма в переводе на русский - это причинность и судьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в  будущем воплощении. В этом и заключается закон кармы.

Информация о работе Происхождение религии