Типы идеологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 23:14, реферат

Описание

Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или «лучше» или «хуже», в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью. Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

типы идеологий.docx

— 57.11 Кб (Скачать документ)

 

План

Введение

Основная часть

Заключение

Литература 

 

         Введение

     За  прошедшие два десятилетия наше общество претерпело значительные изменения. Сдвиг, произошедший во всех сферах жизни, породил и рождает ряд внутренних проблем, охарактеризовать которые  можно как несоответствие между  новыми условиями жизни, поведения  и старыми нормами морали и  поведения, а также проблеме формирования каких-либо ориентиров и критериев  для выработки приемлемых в нынешнем обществе норм поведения. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные  понятия места и смысла, самореализации и социальной роли человека. Это  приводит к бессмысленности, не качественности общественной деятельности, к сбоям, «поломкам», неупорядоченности форм её протекания.

     Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма  общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или «лучше» или «хуже», в зависимости от того, чему придается  большее значение, что в данный момент служит ценностью. Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты  в её характеристике.

     На  этом фоне становится актуальной проблема формирования идеологии как некой  общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного  человека и общественного организма  в целом. Кроме того, изменения, происходящие в современном мире связанные  с формированием общего социального  пространства, становлением мировой  цивилизации, делают актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных идеологий а обществе и средствах интеграции различных культурных ценностей. Таким образом, идеология фактически перестает быть периферийной темой общефилософских рассуждений – она предстает в качестве конкретного предмета исследования. 

 

Типы  идеологий

     Основы  идеологии белорусского государства  официально сформулированы в Конституции  Республики Беларусь, где изложен  главный принцип проведения государственной  политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах  Беларуси.

     Однако  идеология должна вбирать в себя как ценности, сформированные самим  белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом  и не противоречащие национальным интересам.

    Либерализм (от лат. liberalis – свободный) своими корнями либерализм уходит в рационалистические и просветительские учения XVII–XVIII веков, сыгравших прогрессивную роль в деле критики западноевропейского феодально-сословного общества, политического абсолютизма и диктата церкви в светской жизни.

          Теоретическими основаниями  либерализма были учения о «естественных  правах» человека и «общественном  договоре» как фундаменте легитимного  политического устройства, категорический императив Канта и вытекающая из него концепция «правового» государства, идеи о самопроизвольной эволюции социальных институтов в сочетании с эгоизмом людей, связанных лишь «моральными  чувствами», утилитаризм с его  рассмотрением человека в качестве расчетливого коммерсанта собственной  выгоды.

          Либерализм никогда  не был единой и целостной теорией. Внутри либерализма существовали разные течения, порой диаметрально противоположные. Суть дискуссий внутри либерализма  разворачивалась вокруг проблемы взаимоотношения  государства и общества, выяснения  допустимых масштабов деятельности государства ради обеспечения свободы  развития индивида. К примеру, Ф.Хайек считал, что главная цель либерализма заключается в «ограничении принуждающей власти любого правительства». Другие идеологи либерализма считали это второстепенным вопросом и сводили все к проблеме «свободной практической реализации человеком своих способностей».

          В либерализме существовали два разных подхода и по отношению  к ценностям. Одни идеологи считали, что либерализм должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничто не должно интересовать. Ф.Хайек даже иронизировал по поводу выражения «социальное государство». Другие считали, что либерализм воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости.

          Существует принципиальное расхождение между либерализмом «экономическим» и либерализмом «этическим» (политическим). «Экономический»  либерализм сводит всю свою идеологию  к частной собственности. «Этический»  либерализм связь индивидуальной свободы  и частной собственности трактует очень осторожно, ставит ее в зависимость  от исторического контекста.

          Таким образом, у  либерализма нельзя найти единого  идеологического знаменателя, и  многие видные представители западной политической мысли отвергают саму возможность дать либерализму единое определение, поскольку, как утверждает Дж.Грей, его история открывает картину разрывов, случайностей, многообразия мыслителей, безразличным образом смешанных в кругу под вывеской «либерализм».

          Несмотря на неоднозначность  трактовок либерализма существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как целостном социально-политическом учении.

          Принцип частной  собственности. Частная собственность  рассматривается в либерализме  как основа свободы и независимости  личности, социального и духовного  прогресса. Как отмечал один из теоретиков «экономического» либерализма Л.Мизес, «если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет частная собственность. Все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования». Это один из устойчивых мифов либерализма. Еще Л.Н.Толстой со всей наглядностью разоблачал этот миф. «Что же такое собственность?» – спрашивал он. И отвечал: «Люди привыкли думать, что собственность есть что-то действительно принадлежащее человеку. Но ведь это, очевидно, заблуждение и суеверие. Мы знаем, а если и не знаем, то легко увидеть, что собственность есть только средство пользования трудом других. А труды других никак не могут быть моими собственными».

           «Истинная собственность,  – писал Л.Н.Толстой, – есть только своя голова, свои руки, свои ноги, и для того чтобы эксплуатировать действительно с пользою и радостью эту истинную собственность, надо откинуть ложное представление о собственности вне своего тела, на которое мы тратим лучшие силы своей жизни».

          Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы  человека перед любыми посягательствами на нее со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались.

          Принцип конкуренции. Конкуренция в либерализме рассматривается  одним из его фундаментальнейших устоев. Конкуренция распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. Конкуренция, переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи, превращает человека в «озабоченного автомата, который ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и свои ошибки и будет поэтому бесконечно обвинять всех и каждого». 

    Достижение  социальной гармонии предполагает признание  свободы всех индивидуумов следовать  собственным представлениям о счастье. Это признание технически реализуется  посредством процедурных и институциональных  механизмов, по которым происходит реализация людьми своих личных стремлений.

    Происходящие  на постсоветском пространстве социально-политические процессы зачастую именуются политикой  либерализма. Сегодня нет недостатка в публикациях о свободном  рынке, демократии, формировании правового  государства и гражданского общества, защиты прав и свобод личности. В  анализе этих явлений наблюдается  упрощенное, а иногда и искаженное представление, когда на неклассическую социально-политическую реальность постсоветского общества пытаются экстраполировать заимствованные извне идеологические схемы научного исследования. Должно быть понятно, что  только при условии не бездумного переписывания западной политической литературы, а вдумчивого изучения эволюции восточноевропейской истории возможно получить практически значимые результаты, которые можно использовать в разработке идеологии белорусского народа.

          Восточноевропейский либерализм несмотря на свою связь с западноевропейскими политическими учениями представляет собой самостоятельную политическую парадигму, обусловленную своеобразием исторического развития России в пореформенную эпоху. Важно не только описать основные принципы либерализма (индивидуализм, частная собственность, конкуренция, свобода), но на конкретном анализе восточноевропейского либерализма проследить его эволюцию от либерализма мальтузианского, антисоциального к либерализму этическому, социальному. Эволюция либерально-политической мысли в России от Б.Чичерина к П.Новгородцеву и Б.Кистяковскому кардинально изменяет представление о либерализме.

          В своей эволюции восточноевропейский либерализм пришел к признанию двух важных моментов. Во-первых, об определяющей роли государства  в развитии общества. Во-вторых, о необходимости активной социальной политики. Таким образом, либерализм существенно скорректировал само понятие правового государства, когда речь шла не просто о правовом государстве, о правовом социальном государстве. Социализация либеральных принципов внесла новое понимание в содержание исходных принципов либерализма.

          Взять, к примеру, трактовку принципа собственности. Если Б.Чичерин подчеркивает, что «собственность вытекает из природы человека как разумного существа», то П.Новгородцев этот принцип либерализма фактически отрицает. Он отмечает: «Правосознание нашего времени выше права собственности ставит право человеческой личности и, во имя свободы, устраняет идею неотчуждаемой собственности, заменяя ее принципом публично-правового регулирования приобретенных с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения». Если для Б.Чичерина «гражданское общество есть совокупность всех частных отношений между людьми, управляемых гражданским или частным правом», то для П.Новгородцева «гражданское общество – это не только идеал, выражающий свободу и разнообразие частной жизни, но и историческая форма сотрудничества, покоящаяся на почве совместной деятельности и взаимных интересах людей, форма, утверждающая возможность достойного человеческого существования».

          В восточноевропейском  либерализме наполняются новым  содержанием старые принципы и вводятся в политическую науку новые понятия  либерализма. Б.Кистяковский считал неоспоримым тот факт, что человеку всегда и везде присуще чувство справедливости. Поэтому «для всякого нормального человека существует известное принуждение не только судить о справедливости, но и признавать, что идея справедливости должна осуществляться в социальном мире». П.Новгородцев вводит в понятийный аппарат либерализма принцип солидарности, который «утверждает, что у личности, кроме прав, есть еще и обязанности».

          Восточноевропейский либерализм обосновал важную роль государства  в жизни общества. Эта особенность  либерализма в истории политической науки получила название «охранительного  консерватизма». Проблема здесь заключается в том, что восточноевропейский либерализм начала ХХ века не мог идти по линии мальтузианского либерализма с его принципом отстранения государства от экономической и социальной жизни, поскольку такая идеология в новых исторических условиях объективно отвечала интересам транснациональных корпораций и всем прозападным силам, которые как раз и начали складываться на рубеже XIX–XX веков. Идеология отстранения государства от решения экономических и социальных проблем объективно вела к разрушению самой страны. Представители восточноевропейского либерализма чувствовали это противоречие, а поэтому они в своих концепциях осуществили самую радикальную корректировку всех принципов классического либерализма в сторону признания решающей роли государства в жизни общества.

          Этот аспект имеет  важное значение для понимания логики идейно-политической борьбы в настоящее время, для уяснения политической позиции современных либеральных идеологов в России и других постсоветских республиках, которые под видом «защиты бизнеса и прав человека» стремятся максимально ограничить роль государства в жизни общества.

Лишь  только опираясь на традиции восточноевропейского либерализма, можно использовать определенные элементы либеральной идеологии  в стратегии развития Беларуси и  России в современных условиях. В  этом смысле Президент А.Г.Лукашенко и подчеркивал, что «черты либерализма, хотя в меньшей степени, должны быть и нам присущи».

Консерватизм выступает (в течение двух столетий) как одно из наиболее влиятельных политических течений, во многом определяющих характер и направление общественного развития в странах Запада, выступает консерватизм.

Информация о работе Типы идеологий