Типы идеологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 23:14, реферат

Описание

Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма общественного сознания. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или «лучше» или «хуже», в зависимости от того, чему придается большее значение, что в данный момент служит ценностью. Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в её характеристике.

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

типы идеологий.docx

— 57.11 Кб (Скачать документ)

   Термин  «консерватизм» происходит от латинского слова conservare, что означает сохранять. Впервые он употреблен французским писателем Ф Шатобриано для описания реакции феодальной аристократии на Великую французскую революцию (1789 г. ). В 1818 г. Ф. Шатобриан начал издавать журнал под название!» «Консерватор». Сущность консерватизма как идейно- политического течения заключается в защите существующих порядков, господствующего положения определенных социальных групп и классов и в широком смысле слова существует в многих странах. У истоков консервативной идеологии помимо Ф. Шатобриана стол ли такие мыслители, как Э. Берк, Ж. де Местр, и другие апологеты феодализма монархизма.

   Консерватизм  прошел длинный путь развития, но основные его принцип1 остаются неизменными.

  1. Нравственный абсолютизм. Консерваторы всегда выступали и выступай сторонниками объективности и неизменности нравственных ценностей, главная из которых является бог, религия. Свобода, по их мнению, не есть освобождена от моральных предписаний. Деятельность общественных систем, правительства, частных лиц должна оцениваться в соответствии с неизменными нравственным стандартами (порядочность, честность, дисциплинированность, ответственность и т. д. ). Легитимация (узаконение) политического руководства должна основываться на его этических достоинствах.
  2. Традиционализм. Этот принцип выводится из теологической концепции историй Консерваторы — приверженцы обычаев, традиций и ценностей прошлого. К таки» абсолютным, незыблемым, «вечным» ценностям и социальным институтам он относят брак, семью, религию, частную собственность, традиции, национальный опыт и культуру. Это те «киты», на которых держится общественная жизнь.
  3. Антиэгалитаризм, т. е. отрицательное отношение к идее социального равенства и вера в естественную иерархию общества. Люди не равны в своих способностях, различаются по степени трудолюбия, активности, предприимчивости.

Существующее разделение труда требует сохранения различий в социальном положении людей, находящемся в прямой зависимости от профессии,квалификации, качества труда, уровня самодисциплины.

  По мнению консерваторов, политика социального выравнивания опасна тем, что разрушает естественные и необходимые различия в образе жизни, творческих способностях и надеждах людей. Социальное выравнивание может привести к господству посредственностей, моральной деградации общества, резкому снижению стимулов к творческому и напряженному труду. Вместе в тем они признают равенство людей перед богом, законом, политическое равенство.

  4 политический реализм. Консерваторы воздерживаются от идеализации социального планирования, социальных абстракций, рациональных проектов и их воплощения в жизнь. Любое сознательное переустройство общества противоестественно т.е. формы общественной жизни, та социальная система, которые формировались естественным путем, веками, не должны произвольно изменяться или разрушаться. Они ценны уже потому, что прошли проверку временем. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивые они ни были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты.

    Отрицание мелиоризма, т. е. веры в неизбежность социального прогресса, осторожное отношение к изменениям в обществе. По мнению консерваторов, человеческая история вовсе не представляет собой цель неуклонного совершенствования во всех сферах человеческой деятельности и самого человека. Они рассматривают природу человека как неизменную и прочную, нуждающуюся в

постоянном держивании общественной моралью и специальными институтами,

полагая, что выгоды стабильного существования намного превосходят результаты радикальных реформ. Реформы консерваторы признают как возможность избегать социальных потрясений, как меньшее зло по сравнению с революциями.

6. критическое отношение к активному участию в политике широких народных масс. Главная опасность, которая появилась на горизонте человевечества в хх в , по мнению испанского философа Ортеги-и-Гасета, — политизация человека влияние на него политических идеологий, превращение его в политическое животное. Человеку необходимы другие ценности — семья, творчество, спорт и т.д.Отвергая примат политики и идеологии в жизни человека, консерваторы выступают за сильное авторитетное правительство, которое необходимо как преграда против возможных социальных беспорядков, как инструмент социального контроля.

  Консерваторы недоверчиво относятся к демократии, особенно к демократии популистского толка. Они считают, что такая демократия ведет к потере нравственности, распущенности, господству посредственностей. Исходя из этих посылок они выступают за понижение уровня участия масс в политике.

    В тоже время это не значит, что консерватизм антидемократическая идеология. Политический процесс, по мнению консерваторов, — это смена демократических элит у власти на основе строгого соблюдения демократических правил. Суть демократии как раз и состоит в том, что управление обществом отдано

Профессиональным  элитам, которые и являются подлинными защитниками ценностей.

   7. Консерваторы — сторонники местного  самоуправления, локальных ценностей  и патриотизма. С их точки зрения, основные прерогативы власти должны перейти от центральных органов государства к органам местного самоуправления, т. к. провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого. Кроме того, сам процесс социально-экономического развития объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого сбалансированной перераспределения властных полномочий между центром и периферией.

   Однако  эти основополагающие идеи и принципы консерватизма не оставались неизменными. Они заметно модифицировались в  процессе общественного  развития, испытывая на себе влияние тех  или иных исторических событий.

    Все это обусловило попытки западных идеологов сформулировать современную  консервативную идеологию – неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма. Первая трактовка объясняет неоконсерватизм  как современный консерватизм, приспосабливающий  традиционные для него ценности и  представления к реалиям современной  постиндустриальной эпохи. Вторая трактовка  рассматривает неоконсерватизм  как идеологическое течение, обогащающееся  и развивающееся в процессе соперничества  с либерализмом и социал-демократизмом.

          Возникновение неоконсерватизма относится к 60–70-м годам ХХ века, когда ясно обозначились глобальные проблемы современности и возник серьезный кризис в смысле жизни  человеческой деятельности, выразившийся в неспособности западного общества к дальнейшему социальному прогрессу. В этих условиях неоконсерватизм  актуализировал те традиционные принципы своей идеологии, которые оказались  адекватными настроениям людей  в крепкой и добропорядочной  семье, в необходимости смыслообразующих целях человеческой жизни, государственного порядка и стабильности, уважении к закону, ориентации на религиозные нравственные установки, препятствующие духовной деградации личности, моральной взаимоотвественности гражданина и государства.

          Неоконсерватизм способствовал  значительному теоретическому обновлению традиционного консерватизма. Так  из противника научно-технического прогресса  неоконсерватизм превратился в  убежденного его сторонника. В  отличие от традиционного консерватизма, манкировавшего идеологией, неоконсерватизм  жестко обозначил себя как идеологическое учение, потому что, по мнению неоконсерваторов, «неидеологическая политика – это  безоружная политика».

    Неоконсерватизм превратился в инициатора инноваций, но без «антиисторической спешки сверху» и не «методами толпы  – снизу». Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отношений  между личностью и обществом, гражданином и государством. По мнению неоконсерваторов, в современных  условиях личность должна, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и  местную солидарность граждан, в  то время как государство, основываясь  на нравственных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия  на основе правопорядка, сбалансированного  взаимоотношения общества и природы.

          Неоконсерватизм выступает  защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет  их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.

    В этнокультурной сфере неоконсерватизм  исходит из убеждения, что под  любым глобализмом скрывается тот  или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание. Как считают неоконсерваторы, каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют человеческую цивилизацию.

          Неоконсерватизм представляет собой сложное и противоречивое образование, порой конфликтующие  между собой идеи, принципы и концепции. Как отмечал Л.Аллисон, консерваторы являются одновременно «индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми». В этой связи выделяют неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов.

          В 1983 году был создан Международный демократический  союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М.Тэтчер приветствовала новый «консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа».

          И здесь возникает  вопрос: в каком плане консервативная идеология может войти в состав идеологии белорусского народа? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не как идеология охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев. Именно в этом смысле Президент А.Г.Лукашенко и говорил, что хотя «наше поколение не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют свою актуальность. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма». Следует отметить, что консерватизм в наших сегодняшних условиях во многом, как это ни парадоксально, совпадает с идеологией социализма и коммунизма. Такова диалектика переживаемого исторического момента.

Социал-демократизм возник в последней трети XIX – начале ХХ веков в качестве выразителя интересов рабочего класса. В настоящее время под социал-демократизмом понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический Интернационал. Социал-демократизм можно определить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое учение. Причем внутри социал-демократизма существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, политических и идеологических течений. Применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморский социализм». Существуют «скандинавская» или «шведская» модель социализма, «интегральный социализм»; выделяют «фабианский социализм», «гильдейский социализм». «Все названные разновидности социал-демократизма с теми или иными оговорками, как правило, объединяются общим понятием «демократический социализм».

          Социал-демократизм  возник как альтернатива западному  капитализму и первоначально  разделял важнейшие принципы марксизма  относительно общественной собственности  на средства производства, социального  равенства, социальной справедливости, ликвидации капитализма и перехода к социализму.

          Но, учитывая специфику  функционирования социал-демократизма в западных странах (наличие колоний, доминирование на международных  рынках, высокие сверхприбыли, возможность  для буржуазного класса обеспечивать значительно более высокий уровень  материального благосостояния своих  рабочих по сравнению с трудящимися  в незападных странах и, как следствие, обуржуазивание значительной части рабочего класса на Западе), на практике социал-демократизм стал на путь отказа от марксизма и признания приемлемыми существующие социально-политические институты и общепринятые в западных странах того времени правила политической деятельности.

          Лидеры социал-демократизма провозгласили своей целью построение демократического социализма. Само понятие  «демократический социализм» вошло  в научный и политический оборот в конце XIX века и включало в себя идею политической, экономической и  культурной интеграции рабочего движения в существующую капиталистическую  систему. Для социал-демократизма характерно признание правового государства  как позитивного фактора в  постепенном реформировании и трансформации  капиталистического общества.

Информация о работе Типы идеологий