Понятие репрезентативной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:26, контрольная работа

Описание

Цель работы: с помощью учебной литературы изучить материал. Составить план и подробно раскрыть пункты плана контрольной работы.

Задачи работы: дать определения понятию репрезентативная культура, раскрыть тему, рассмотреть типологию культур.

Содержание

Введение


Что такое социология культуры?
Понятие культуры в системе социологического знания
Типология культур
Идея репрезентативной культуры Ф. Тенбрук: движение от монополистической к политической культуре
Понятие репрезентативной культуры Контом и Тенбруком
Репрезентативные формы культуры; русская история репрезентативных культурных форм



Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

к.р. культура 4курс.docx

— 65.54 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Понятие репрезентативной культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

 

    1. Что такое социология культуры?
    2. Понятие культуры в системе социологического знания
    3. Типология культур
    4. Идея репрезентативной культуры Ф. Тенбрук: движение от монополистической к политической культуре
    5. Понятие репрезентативной культуры Контом и Тенбруком
    6. Репрезентативные формы культуры; русская история репрезентативных культурных форм

 

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие  связано с сознательной преобразующей  деятельностью человека. Понятие  «культура» фиксирует общие отличия  человеческой жизни от биологических  форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных  общностей.

Понятие «культура» может  использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и  деятельности людей в определенных сферах жизни. Понятие «культура» может  фиксировать способ жизнедеятельности  отдельного индивида.

Каждый элемент культуры функционально необходим для  удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются  с точки зрения их места в целостной  культурной системе. Система культуры – характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоничное единство. Именно с точки  зрения этого «нормального» состояния  и оценивается функциональность элементов культуры.

Цель работы: с помощью учебной литературы изучить материал. Составить план и подробно раскрыть пункты плана контрольной работы.

Задачи работы: дать определения понятию репрезентативная культура, раскрыть тему, рассмотреть типологию культур.

Изучая материал контрольной  работы понять разницу между понятиями  культура вцелом и репрезентативная культура. Рассмотреть общепринятые понятия культуры.

Сам термин культура берет  свое начало в Древнем Риме и происходит от латинского culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Сама же репрезентативная культура была развита Ф. Тенбруком. Он считал, что репрезентативная культура общественное явление, так как вырабатывает цели, значения и ценности, она охватывает убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение. Основной формой репрезентативной культуры является способ, каким культура высказывает наиболее важные для себя мировоззренческие идеи.

Репрезентативная культура репрезентирует, представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов. И означают они для них именно то и только то, что дано в культурной репрезентации. 

 

 

I. Что такое социология культуры?

 

Социология культуры − одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно «социологии культуры» и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.

Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как «отраслевую социологию» более или менее широкого охвата, изучающую «сферу культуры», «культурные процессы». В этом качестве социология культуры трактуется то, как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то, как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ «культуры». Почему мы относим к «культуре» религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами?

Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий «сегмент» или «сферу» социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.

Различия между подходами  к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно «культура». Как известно, «культура» − это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой нагруженностью термина «культура», многие исследователи вообще стараются его не использовать.

Трудности, возникающие при  определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук − в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой «культура» является основным объектом изучения − культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры − крайне сложного и многообразного феномена, «естественным образом» тяготеют к междисциплинарности.

Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний  со стороны философии, культурной и  социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и  эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.

Не только предмет изучения, но и время возникновения социологии культуры может трактоваться по-разному. А. Согомонов, в частности, утверждает, что «как особое направление социология культуры в мировой социальной мысли  концептуально и категориально  оформляется постепенно, начиная  с рубежа 60-70-х гг., а в отечественной  науке и того позже. Отмежевавшись  как от чистой социальной теории, так  и от сопредельных областей …, социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь параллельно с развитием  постмодернистской социологической  парадигмы». Однако такая точка зрения может быть оспорена. Крупные проекты  социологии культуры были предложены Альфредом Вебером и Карлом Манхеймом  еще в первой половине ХХ века. С  другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая, согласно А. Согомонову, временем «концептуального и категориального  оформления» социологии культуры и  ее «размежевания с сопредельными  дисциплинами» характеризуется  как раз размыванием границ между  дисциплинами, тяготением к междисциплинарности, а также удивительной понятийной неопределенностью и многозначностью. Но эпоха постмодерна и возникшая  в эту эпоху постмодернистская  социологическая теория действительно  характеризуется повышенным интересом  к культурной проблематике, о чем  будет сказано ниже. Таким образом, и время возникновения социологии культуры как отдельной дисциплины мы не можем указать с определенностью. Тем не менее, с полной определенностью  можно утверждать, что анализ культурных феноменов − неотъемлемая часть социологии со времен Огюста Конта, и в этом смысле социология культуры − ровесница социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Понятие культуры в системе социологического знания

 

Культура очень сложное  и многогранное понятие. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось  возделывание земли.

В последние десятилетия  понятие культуры вызывает все больший  интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти  пересекающихся контекстах.

1. Культура как противоположность  биологическому. Антропологи используют  это понятие в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические  аспекты человеческого общества. Это то, чему можно «научить»:  язык, обычаи и весь комплекс  условностей, которые позволяют  отличать человеческое поведение  от поведения других приматов. В этом контексте предполагается, что человеческое поведение имеет  не генетическую, не биологическую,  а культурную обусловленность.

2. Культура как противоположность  природы. (Данный подход был сформирован  еще в древнеримской империи  и долгое время господствовал  в средние века, сохранившись  до наших дней). В англо-французской  интеллектуальной традиции понятие  «культура» часто использовалось  в качестве синонима «цивилизации»:  культура противопоставлялась варварству  и дикому, природному состоянию.  Однако в рамках немецкой социальной  мысли культура представлялась  иначе − как совокупность всего самого лучшего в человеческом мире, средоточие художественных достижений и совершенства, тогда как цивилизация рассматривалась в качестве процесса материального развития, порождающего городское массовое общество и подрывающего, таким образом, индивидуальную духовность.

3. Культура как противоположность  структуре. С точки зрения некоторых  социологов, общество состоит из  ряда социальных институтов, образующих  социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим»  воздействием, которое позволяет  сохранить структуру общества. Такое  различие проводил, в частности,  Парсонс, полагавший, что культура  обеспечивает интеграцию и целеполагание  (постановку целей перед социальной  системой).

4. Культурное как противоположность  материального. Для многих марксистов  − это сфера убеждений, идей и практик, форма которых определяется экономической структурой или испытывает серьезное воздействие с ее стороны. В этом смысле понятие культуры имеет то же значение, что и понятие идеология.

5. Культура как образ  жизни. Социальные группы могут  отличаться друг от друга установками,  убеждениями, языком, одеждой, манерами, вкусами относительно пищи, музыки, интерьера и множества других черт, составляющих образ жизни. Подобная дифференциация может иметь место на разных уровнях. Часто утверждается, что современным обществам свойственна постоянно возрастающая культурная фрагментация. В этих условиях все менее очевидным становиться ответ на вопрос о том, обладает ли современное общество общей культурой.

6. Культура высокая и  культура популярная. Когда говорят  о «высокой культуре», социологический  смысл этого понятия сближается  с обиходным понятием. Под культурой  в данном случае понимается  социальная практика, имеющая художественный (в самом широком своем значении) характер, не зависимо от того, касается ли это музыкальных  или литературных вкусов, в области  моды или телевидения. Социологическое  исследование культуры в этом  смысле сосредоточивается на  различиях между высокой и  популярной культурой или на  способах производства, передачи  и получения культуры. Таким образом,  понятие культуры в широком  смысле можно определить как  способ организации и развития  человеческой жизнедеятельности  и результат его использования.  Это понятие отражает объект, которые включает все созданное  людьми, всю совокупность продуктов  человеческой деятельности, общественных  форм организации, процессов,  институтов, все, что уже сделано,  делается и будет сделано человеком  в будущем. В более узком  смысле, культура представляет собой  совокупность духовных и материальных  ценностей данного общества в  данный отрезок времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Типология культур

 

Социокультурный мир выступает  перед исследователями во всей своей  неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного  изучения феномена культуры применяется  метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры − метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.

Типология культуры − классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Эти термины происходят от древнегреческих приставок − «через» и «сейчас» и слова «время». Означают: 1) диахронный − подход к предмету через «временные ряды» (или исторический); 2) синхронный − рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п.

Немецким социологом, историком  и экономистом Максом Вебером (1864 − 1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую социокультурную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями, и использовалась М. Вебером для исследования причин и характера отклонения реальных культурных типов от идеальных.

М. Вебер различает три  «чистых» типа господства: обусловленное  рациональными интересами подчиняющихся  и господствующих; основанное на традициях, связанное с эмоциональным воспрятием власти. Рациональному типу господства соответствует правовой тип государства, который характеризуется подчинением  закону, а не авторитету. Традиционный тип господства основывается на святости существующих обычаев и традиций. Ему соответствует патриархальная общность, во главе которой стоит  господин, распоряжающийся своими подданными и слугами. Третий тип господства Вебер называл «харизматическим» («харизма» в переводе с греч. означает «дар»). Харизма − это определенные качества личности (приобретенные или врожденные), позволяющие вдохновлять людей и увлекать за собой. По Веберу харизмой обладают и основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммад), и великие полководцы (Александр Македонский, Навуходоносор, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), и выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, В.И. Ленин).

Информация о работе Понятие репрезентативной культуры