Понятие и значение культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:34, реферат

Описание

Целью работы – исследование культуры, которая была создана до нас.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие значению «Культуры»;
- раскрыть виды культуры;
- рассмотреть формы культуры;
- выявить основные функции культуры;
Раскрывая, тему бытия человека и культуры пользовалась литературой — Бердяев Н. А. «Смысл истории», Межуев В. М. «Культура как философская проблема», А.Н.Марковой «История мировой культуры».

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТОРОЛОГИИ.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение.     ………………………………………………………… 2 стр.      1. Понятие «Культура».    …………………………… ..……….…   3 стр.                                                  2. Сущность и  структура культуры.   ……………………………..  5 стр.                                       3. Функции культуры.   ………………………………………….......  9 стр.                                                                                                                4. Формы культуры.   ……………………………………………… 12 стр.   5. Человек как творец и творение культуры.  …………………   13 стр. Заключение.        ………………………………………………….    15 стр.              Список литературы.    ……………………………………………    18 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          В настоящее время становится все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в практике вузов, а ее собственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все социальные цели образования.

Плодотворное вхождение в современный мир возможно только тогда, когда человек усваивает знания, в которых сконцентрированы все выдающиеся достижения человечества, когда обеспечивается преемственность поколений. Такой подход предполагает разностороннее преподавание гуманитарных наук, т.е. наук, имеющих отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию.

           Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности  становится таковым. Раскрывая  эту тему бытия человека, культура  одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Образование и воспитание  - это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи его от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека  к социуму, обществу.                                                       

           Любой человек, прежде всего,  овладевает той культурой, которая  была создана до него, тем самым  он осваивает социальный опыт  предшественников.  Но одновременно  в культурный слой он вносит  и свой вклад, тем самым, обогащая его.

             Овладение культурой может осуществляться  в форме межличностных отношений  и самообразования.  Процесс социализации  можно представить как непрерывное  овладение культурой и вместе  с тем индивидуализации личности. Так как культурные ценности накладываются на конкретную индивидуальность  человека: его характер, психический склад, темперамент, его менталитет.

            Именно культура отличает человека от всех остальных существ.  Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

          Целью работы – исследование  культуры, которая была создана  до нас.

            Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-дать  понятие значению «Культуры»;

- раскрыть виды культуры;

- рассмотреть  формы культуры;

- выявить  основные функции культуры;

           Раскрывая,  тему бытия человека и  культуры пользовалась литературой — Бердяев Н. А. «Смысл истории», Межуев В. М. «Культура как философская проблема», А.Н.Марковой  «История мировой культуры». 

     1. Понятие  «Культура».

         Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Раскрывая эту тему бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Образование и воспитание  - это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи его от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека  к социуму, обществу.                                                       

           Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников.  Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его.

            Овладение культурой может осуществляться  в форме межличностных отношений и самообразования.  Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой и вместе с тем индивидуализации личности. Так как культурные ценности накладываются на конкретную индивидуальность  человека: его характер, психический склад, темперамент, его менталитет.

           Именно культура отличает человека от всех остальных существ.  Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

          Понятие «Культура» - центральное в культурологи. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли во второй половине 18 века, хотя представление о культуре возникло значительно раньше.

           Слово «Культура» произошло от латинского, означавшее возделывание почвы, ее культивирование,  т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека  в отличие от тех изменений, которые  названы естественными причинами.  Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятии «Культура» вкладывали и   вкладывают самый различный смысл.       

           Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

           Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности  самого понятия культуры, но из-за того., что слово «Культура» объединяет различные точки зрения.  Существует, около тысячи, определений культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства  общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру, как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается в своем обществе. Ценностная концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни – должного в жизни общества, и культуры в ней рассматривается, как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.    

          Понятие «Культура», - отмечается в Философском словаре, - означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 

         Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой.

           Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.    

2. Сущность и структура культуры.

           Если рассмотреть этимологию, т.е. выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия». «Логия» в переводе с древнегреческого означает наука, знание, учение. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что культурология это наука о культуре.

Разные  представления о человеке и человеческом обществе обусловили, при всем своем многообразии, два основных философских подхода к пониманию культуры.

          Первый делает главный акцент на духовных началах культуры, усматривая источник самодеятельности человека в духе, в духовной сфере жизни, понимая материальную деятельность как несвободную, подавляющую человеческие способности и дарования. В рамках данного подхода человеческое представляется как деятельность духа, который обеспечивает освоение действительности. Именно дух - творец культуры. Феномен духовного порядка, сфера духовного творчества в данном случае отождествляется культурой.

Второй  подход базируется на материалистическом понимании человека и общества. Суть его заключается в том, что мир понимается как продукт материальной деятельности. Она и служит источником культур, которая истолковывается как результат и процесс общественного развития людей, их производящей деятельности, материального производства.

Ни в  первом, ни во втором случае не существовало и не существует единства в истолковании сущности и содержания культуры. Проблема понимания культуры была и остается предметом постоянных дискуссий.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры. Это такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.

          Говоря о структуре культуры, следует обозначить две сферы ее существования - материальную и духовную. Такие проявления культуры связаны с двумя сферами человеческой деятельности: материальной и духовной. В них, с одной стороны, происходит выражение человеческих сил, с другой стороны, их формирование и совершенствование. Материальную сферу культуры обычно связывают с материальным производством и в соответствии с этим, с реализацией, удовлетворением и возвышением материальных потребностей людей. Духовную же - с духовным производством, цель которого видят в изменениях духовного порядка, качественных переменах мира сознания, ведущих к подъему духовных начал в жизни личности и общества.

          Провести грань между материальной и духовной культурой по принципу: «из чего сделан предмет» невозможно. Так пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-либо вещественной форме, к материальной культуре, а знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

В человеческой деятельности, в реальной жизни практически  невозможно разделение на чисто материальное и духовное, т.к. самое примитивное материальное действие неотделимо от сознательного акта, от работы духа, а духовная сторона жизнедеятельности имеет материальную оболочку. Поэтому о выделении в культуре материальной и духовной сфер существования можно говорить лишь условно и относительно, постоянно учитывая их единство и целостность. Вместе с тем единство не исключает различий, отделяющих умственную деятельность от физической, дающих основание для относительного разграничения двух сфер культур.

          По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры. Это такие виды культуры, как  экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.

          В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытания временем и передающаяся следующим поколениям, носит название культурного наследования.

Кроме  культурного наследования, в  культурную статику входит и понятие культурного  ареала – географического района, внутри которого у разных культур  обнаруживается сходство в главных  чертах.

          В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии -  нормы ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Информация о работе Понятие и значение культуры