Особенности цивилизаций индо-буддийского Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:48, шпаргалка

Описание

Особенности искусства индо-буддийского Востока
Религия в индо-буддийской культуре
Культура ислама
1. Ислам: Направления, течения, секты
1.1 Основатель ислама
1.2 Направления, течения, секты

Работа состоит из  1 файл

культ-я семинар № 5.docx

— 32.44 Кб (Скачать документ)

   №2                       Искусство индо-буддийского Востока

Особенности искусства индо-буддийского Востока

1. «Эстетика тождества»: регламентация типов сюжетов,  характеров героев, языка, стиля  и т.д. Нормы буддийской иконографии  лимитируют мельчайшие детали  в размерах лица, тела, его атрибутов  (позы, положение рук и ног,  жест, прическа, одежда, предметы в  руках или рядом находящиеся  и т.д.) Нарушения регламента якобы  влекли за собой болезни, смерть, разорение мастера, его семьи,  страны.

  • 2. Искусство глубоко символично. Наиболее яркие символы – жесты в танцевальном искусстве, элементы скульптурных изображений и архитектурные детали. Символы учения буддизма – многорадиусное колесо, ступа (символ пустоты, мимолетности бытия), священное дерево – широко представлены в индо-буддийском искусстве. Колесо – символ дхармы, буддийского учения. Кроме того круг – символ движения времени и движения от центра к четырем сторонам света (до появления буддизма круг – символ солнца, могущества, всеведения, власти). Жесты в скульптуре и танце – «жесты души» – символы моральной красоты, одобрения, власти, силы и проч.
  • 3. Назначение искусства усматривается в воспитании воздержанности. Рабиндранат Тагор выразил этот так: «Прекрасное учит воздержанности». Но чтобы убедиться в суетности всех соблазнов жизни, не мешает испытать их. Поэтому искусство не дает ощущение отрешенности, оно жизнелюбиво. Наслаждения жизни представлены в индусских храмах, украшениях буддийских архитектурных памятников и т.д. Хотя в целом буддийское искусство направлено к идеалу умиротворенности, а индуистское выражает великолепие божественного в самой жизни.
  • 4. Провозглашаемая цель искусства – вызвать бхава (эмоцию) и создать раса (настроение). Там, где появляется эмоция, возникает настроение. В частности, в театральном искусстве выделяется 8 бхава-эмоций (любовная страсть, смех, горе, гнев, энергия, страх, отвращение, изумление) и 8 раса-настроений, возникающих из слияния эмоций: любовное, комическое, трагическое, яростное, героическое, устрашающее, отвращающее, волшебное. Кроме того выделяется 33 дополнительных эмоции.
  • 5. Индо-буддийское искусство глубоко религиозно. Традиционная архитектура, живопись, скульптура неразрывны с религиозно-культовой практикой. В нем представлена тема мироздания, осмысливаются ситуации из мифического жизнеописания Будды, бодхисатв. В буддийском искусстве часто изображается «древо просветления» и колесо судьбы (дхарма). Любимые темы современных кинофильмов – эпизоды из древней мифологии. Самый популярный герой таких фильмов – Кришна. Тиражи пластинок и записей священных гимнов Вед носят массовый характер.
  • 6. Искусство носит преимущественно прикладной характер: традиционная скульптура, стенопись, архитектура имеют не столько собственно эстетическое значение, сколько религиозно-культовое. Широко распространены прикладные искусства.
  • 7. В искусстве распространен эротизм. Лингам, спаренные фигуры животных и людей, любовные игры Кришны и Радхи, обнаженные фигуры богов и богинь плодородия – якшини – широко распространенные персонажи искусства.
  • Искусство индо-буддийского Востока – это мир богатой фантазии, творящей бесконечное разнообразие сцен из жизни богов, людей, животных, растений, находящихся в едином космо-человеческом круговороте.

Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.

Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.

Ступа – это в типичном варианте культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.

Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.

Наиболее характерные  архитектурные формы индуизма – наземныеиндусские храмы – здания с шаровидным или башневидным поднятием и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем камневой кладки. Индусский храм осмысливается как центр мира (княжества, царства) или как центр в себе. В первом случае храм возвышается над владениями правителя и якобы дает ему покровительство богов. Во втором – он размещается в изоляции. Из наиболее известных – храм Солнца или храм «на колесах», храм-колесница. Известен своей эротической скульптурой храмовый комплекс в Кхадрурахо ( X - XI вв.). Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений. Внутри храма предполагались ритуалы-оргии с привлечением танцовщиц и куртизанок.

Помимо религиозных сооружений в архитектуре индо-буддийского  Востока представлены яркие образцы дворцовых зданий и – под влиянием мусульманского завоевания – мавзолеи и мечети. Самое известное сооружение, представляющее синтез индийских и мусульманских архитектурных традиций, – мавзолей Тадж Махал, построенный в 1650 г. на реке Джамна близ Агры, одной из столиц империи Моголов. Это – могила Мумтаз Махал – горячо любимой жены правителя империи Великих Могов Шах-Джахана. По предсмертной просьбе жены он построил усыпальницу, какой еще не видывал мир. 

 

Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение в убранстве храмов.

Буддийская скульптура более  строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится  Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей  эры. Традиция насчитывает 32 отличительных  признака тела Будды, в т.ч.:

Являясь деталью  архитектурных сооружений, скульптура часто сочетается с горельефом – высоким рельефом и барельефом – низким рельефом.

Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.

Музыку Индии  можно рисовать: каждой расе соответствует  определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.

Царица инструментов – вина, подобная арфе.

Танец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.

Театр . Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.

Живопись. В Древней Индии развита живопись, существовали специальные картинные галереи, было развито искусство стенных росписей. После VIII в. живопись развивается сравнительно слабо. Как и другие сферы деятельности, она была заключена в оковы кастового устройства. Существовали специальные касты живописцев и толкователей изображений. Тем не менее среди выдающихся явлений индийской живописи – средневековая миниатюра, развившаяся под мусульманским влиянием и представленная книжными иллюстрациями. Ее ведущие школы – Могольская ( XVI - XVIII вв.) и школа Кангра (середина XVIII в. – начало ХХ в.).

Интерес к живописи возродился под влиянием западной культуры. На рубеже XIX -ХХ вв. возникает школа  «Бенгальского возрождения» в Бенгалии. Во главе – Тагоры, организационно сплотившие художников национальной школы. Все последующие течения живописи выросли на ее основе. Основоположник новой индийской живописи – Обониндронатх  Тагор и Нондолал Бошу.

Пейзаж полон  религиозно-философского смысла. Горные вершины, река Джамна – религиозные  символы.

Живопись на тему любви связана с мифами о Кришне и Радхе, Шиве и Парвати, Раме и  Сите. Шива изображается белым с  шеей, синей от яда. Брахма изображается красным с четырьмя руками, четырьмя головами. Вишну изображается синим, четырехруким. В руках он держит диск, раковину, лотос и булаву. Имеет  множество эпитетов, один из них  – Нараяна (лежащий на водах). Это  Вишну в период сна, когда мир  залит океаном, а он лежит на огромной змее. Кришну изображают синекожим  юношей с флейтой, ребенком-ползунком  и юношей-пастухом.

Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фолклорная традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.

Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и  стариц, буддийских подвижников.

Распространена  любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.

 

  Религия в  индо-буддийской культуре

Индо-буддийская культура –  это царство религии:

  • религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения;
  • большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве. Праздник Басора – в честь богини Ситла, спасающей от оспы. Наг-панчли – в честь бога-змеи, кобры. Есть праздник победы Рамы над демоном. Их элементы – праздничные богослужения, жертвоприношения цветов, фруктов, сластей, домашних животных и т.д.;
  • философия, искусство, литература глубоко религиозны;
  • традиционный индийский календарь носит религиозный характер, в нем выделяются год ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы, год Ишвары и т.д.;
  • в постройках представлено множество храмов, иногда тысячи в одном городе;
  • существует бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, мифическая птица Гаруда, слон, белка, тотемные животные); источники вод (Ганг и Джамна – места самых многолюдных паломничеств, совершающихся раз в 12 лет); камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы (риши, первое место среди них занимают 7 главных авторов ведических гимнов – махариши); полубоги и духи (гандхавы – небесные воины, апсары – небесные красавицы и танцовщицы, якши – покровители лесов, ракшасы – демоны хорошие и плохие); боги и богини.

Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм. Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры –  Индии нет понятий «религия»  или «индуизм». Религией европейские  ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как  космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным Во-вторых, условность определяется размытостью  многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. Буддизм впитал в себя предшествующие проиндуистские учения и в свою очередь учение Будды срослось с учением индуизма. В храмах Ориссы джайнские и буддийские святые помещены рядом с брахманистскими богами. Индуизм заимствовал элементы культа, искусства и даже святилища буддизма. Народные версии буддизма неотличимы от индуизма. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию. Тем не менее сохраняется европейская традиция разделения этих религий.

№4. Культура ислама

Ислам-третья и последняя  из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что  христианство и иудаизм. Это религиозная  система, сложившаяся на базе двух ее предшественников, так что заимствования  в плане общекультурном, но и чисто  теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими  наполнена священная книга мусульман - Коран. Они сказываются в символе  веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях, морали и т.п.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов  средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов  «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта морали, мифо - поэтические и эпические  образы и предания, которые и сегодня  во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и народы сохраняли и развивали собственные  доисламские культурные традиции - и тем более это относится  к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако, на протяжении веков  почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько  преобразовывались, что практически  свелись лишь к национально- культурной специфике. Разумеется, эта специфика  весьма дорога каждому из народов  исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный облик. И в этом смысле ее нельзя недооценивать, считать второстепенным. Однако, важно подчеркнуть, что у  любого из мусульманских народов  она с лихвой перекрывается комплексом норм и предписаний общего для  всех них ислама.   

Информация о работе Особенности цивилизаций индо-буддийского Востока