Культура XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:49, реферат

Описание

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Содержание

1. Понятие «Романтизм».
2. Периодизация.
3. Мироощущение романтиков.
4. Философия и эстетика романтизма.
5. Основные сферы культуры романтизма.
6. Художественные направления культуры ХΙХ века: критический реализм, символизм, импрессионизм: их сущность и проявления в различных видах искусства.

Работа состоит из  1 файл

Культура XIX века реферат.docx

— 15.96 Кб (Скачать документ)

Культура  XIX века.  

  1. Понятие «Романтизм».
  2. Периодизация.
  3. Мироощущение романтиков.
  4. Философия и эстетика романтизма.
  5. Основные сферы культуры романтизма.
  6. Художественные направления культуры ХΙХ века: критический реализм, символизм, импрессионизм: их сущность и проявления в различных видах искусства.

1.Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению. 

Романтизм сменяет  эпоху Просвещения и совпадает  с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских  окраин. Если Просвещение характеризуется  культом разума и основанной на его  началах цивилизации, то романтизм  утверждает культ природы, чувств и  естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются  феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается  образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Романтизм впервые  возник в Германии, в кругу писателей  и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

 

Теодор Жерико Плот «Медузы» (1817), Лувр 

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств. 

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный  эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы  и индивидуализма. 

Также к английскому  романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка. 

Романтизм получил  распространение и в других европейских  странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл). 

Также к французским  романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом  нечто иное, нежели большинство его  современников. В эпиграф романа "Красное и чёрное" он взял слова "Правда, горькая правда", подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право "отправляться на охоту за счастьем". Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

[править]

Романтизм в  русской литературе 

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к  предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. 

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась  в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева  является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. 

2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ - деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов.


Информация о работе Культура XIX века