Культорология,как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат

Описание

. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.

Содержание

1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 414.50 Кб (Скачать документ)

Реферат: Культурология

1. Введение в  культурологию.

1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и  человека.

2. Этапы становления  культурологии. Структура.

3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.

1. Возрастание  в 20 веке роли культуры как  фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии. Пытаясь отразить сущность культуры исследователи предложили много определений, но во всех вариантах культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, т.к. она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание. Немецкий философ Гегель назвал культуру второй природой, второй реальностью, надстроенной над естественным мирозданием. Это определение выражает действительную суть культуры, ее человеческое начало, которое предполагает неразрывное единство природы, человека и его деятельности по целенаправленному преобразованию естественного порядка в природных объектах и в состоянии самого человека. 
При этом обратное природное воздействие на возникновение и развитие культуры можно проследить начиная от воздействия на производства простых орудий труда и саму технологию трудовой деятельности до особенностей духовной жизни народов.

Человек и его  культура несут в себе природу  земли, свою биологическую предысторию. Культура – природное продолжение  и преобразованное человеческой деятельностью. Только в такой связи она надприродна и внебиологична. Осмысление культуры с т. зрения ее противопоставления природе как исключительной сферы обитания человека в среде ест. предполагает учет их взаимной обусловленности, взаимовлияния и сл. связи. 
При первом рассмотрении мир культуры видится совокупным результатом материальных и духовных достижений общества, имеющих ценностную окраску. Но главная составляющая и ценность культуры – сам человек. Вне рамок культуры не существует человек и в мировом смысле человек и есть культура. Как биологическая особь он всего лишь один из представителей мира животных. 
Человеческая сущность в том, что это существо мыслящее, нравственное, обладающее эстетическим чувством, т.е. культурное. Отсюда становится ясно, что содержание культуры и ее главная характеристика имеют измерением гуманизм.

Культура –  непрерывный процесс самовоспроизводства  человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным  субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве как единство многообразного.

В истории этот принцип демонстрируют культурные эпохи, проблема границ которых и есть поиск культурного единства. В поисках основ этого единства культуру анализируют как смысловой мир человека. Ведь отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл следует отличать от значения, т.е. предметно выраженного образа или понятия. Смысл не всегда осознается человеком: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей, и выступая основой их мысли и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру. Человек наделяет этими смыслами весь мир, вносит свои оценки, создает коллективными творческими усилиями и сохраняет некую идеальную реальность и мир выступает для человека в своей человеческой значимости. Таким образом, культуру можно определить также через понятие смысла. В этом случае она – универсальный способ смысловой самореализации человека, стремление скрыть и утвердить смысл человеческой жизни.

Как производство смысла культура вдохновляет людей  и сплачивает их в некоторые сообщества – нация, религиозная группа и  др. В смысловом плане культуру следует понимать как средство превращения  мира в дом человеческого бытия. Поэтому постижение, изучение культуры приближает человека к истине о себе самом. Еще Сократ определил человека существом, которое постоянно ищет самого себя.

2. Развитие культуры  сопровождается становлением ее  самосознания. В мифах и преданиях  народов, в учениях мыслителей  содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять и оценить культуру как единый процесс. Эти догадки и учения не только регистрировали те или иные достижения в культурном развитии человека, они были частью культурного процесса и не могли не оказывать на него влияние. Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Становление культурологии включает три этапа.

1. донаучный  (предыстория культурологического  знания от древности до момента возникновения науки) Нового времени. Познание собственно культуры приводило к сбору информации о разных народах, обычаях и образе жизни, ее описанию. В этом периоде сложились стихийные представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса.

2.

Ученые стремятся  понять как целостное явление, построить  единственную картину культурного  развития людей, найти общие основания  истории.

3. Научно-философский  этап (середина 19 века до настоящего  времени).

Исторический  подход к культуре сохраняется и  усугубляется, но становится очевидным  различие между историческим и культурным развитием.

В целом это  различие состоит в той мере, в  какой замыслы и идеалы людей  совпадают с результатами. Культура – совпадение человеческих замыслов и достижений. В общем, мировом плане под культурологией понимают всю совокупность знаний о культуре, накопленных в отраслях гуманитарного, социального и естественного научного знания. Но в узком и строго определенном смысле «культурология» понимается как наука о культуре. Термин введен в оборот Уайтом.

Попытки создания науки о культуре в 19 веке наблюдались  в Англии, 
Германии, Франции. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в области археологии, этнографии, искусства. Позже – социологии. Одной из первых работ посвященных культуре стала книга Тайлора «Первобытная культура».

Наиболее значительных результатов достигли в социальной и культурной антропологии. В становлении  этого знания выделяют: этнографический (1800- 
1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). Они стали временем формирования представлений о предмете исследования, выделения основных категорий и исходных оснований культурологии. Но решающие изменения в становлении культурологии были сделаны в 20 веке, что и определило ее как мировоззренческую науку и теорию культуры. Эти изменения были обусловлены следующими факторами:

1. Очевидностью  того, что разнообразие культур  определяется их своеобразием, а не отставанием в развитии.

2. Обнаружением  признаков глобального культурного  кризиса.

3. Выявление  несовпадения исторического и  культурного процессов.

4. Приданием  знаниям по культуре практической  ценности и их востребованностью  к применению в дипломатии, военном деле, практике массовых коммуникаций.

Сегодня культурологию  можно рассматривать как интегративную  научную общность знания, рожденную  потребностями эпохи на самом  стыке культурфилософии, культурпсихологии, социологии, культурологии, этнологии, антропологии, социологии культуры, теологии культуры.

Культурология – вид социально-гуманитарного  знания в котором часто используются методы естественных и технических  наук. От естествознания культурологию  отличает внимание к искусственным  объектам, от социологии – акцент на содержание совместной жизни и деятельности людей. Если социальная философия занята смыслом индивидуального и общественного бытия, а история – теория о событийно-деятельном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно историческими формами общественного бытия, рассматривая его в совокупности элементов культурно-исторического типа и содержания систем ценностей, регулирующих эти типы.

Как относительно новая научная дисциплина культурология  переживает трудности становления.

Сегодня отсутствует  единая теория культуры, их количество определяется числом крупных исследований культуры. Все множество учений и  концепций объединяются в различные  научные направления разделенные  по видам к-кого знания:

. Философия культуры, которую определяют как теория культуры в смысле осознания ее сущности и значения;

. История культуры, предполагающая конкретные знания  о культурах;

. социология  культуры, которую интересует реальное  функционирование культуры в  целом, сдвиги и изменения в  ней, их динамика и реакция на это общества;

. психология  культуры, изучает индивидуальные  особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения  человека в рамках культурного  поля.

На основе социально-психологических  исследований выделяют культурно- исторические типы личностей. В западных странах широкое распространение получили: этнология культурология, филология и структурно-семиотические концепции культуры. В самом же общем плане культурологическое знание по структуре делится на:

1) культурфилософию;

2) культурную  антропологию.

3. Изучением  культуры занимались и продолжают  заниматься большое количество  науки. Приблизительно до середины 19 века культура исследовалась  главным образом философией, историей  государства и права, этикой, эстетикой,  теологией. Затем к ним подключились этнография, филология и т.д. 
Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования. Культурология выступает систематизирующим фактором всего комплекса наук о культуре. При этом ставятся цели:

1. Выведение  на более высокую ступень достижений человека как творца с присущими его творчеству значениями;

2. Постижение  духа культуры;

3. Понимание  культуры как своей, так и  иной;

4. Восстановление  целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса.

5. Создание единой  и самоценной теории культуры.

6. Утверждение  общей методологии исследования  для всех дисциплин, изучающих  культуру.

В соответствии с этими ценностями культурология  вычленяет свой предмет исследования, имея объектом изучения культуру. Культурология  в качестве предмета берет: содержание общественной жизни, совокупность идей, ценностей, принятых сообществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций, особенности рождения, становления, развития и возможной гибели культуры.

Культурология имеет дело с конкретными многообразными культурами и их проявлениями, выявляя их генезис и развитие. В этой связи среди первоочередных задач культурологического исследования выделяют следующие:

1. анализ культуры  как системы конкретных феноменов;

2. выявление  типов связей между элементами культуры;

3. исследование  ментального содержания культуры;

4. исследование  типологии культуры и культурных  единиц;

5. разрешением  проблем социокультурной динамики;

6. исследование  культурных кодов и коммуникаций.

Обретая собственный  предмет исследования, культурология вырабатывается соответствующие ему методами. Отметим, что проблема метода культурологии остается открытой. Ситуация осложняется тем, что в сфере теоретического знания наблюдается научный скептицизм, плюрализм мышления и признание в равноценном качестве различных истин знания. К тому же наука о культуре 
(культурология) – один из видов социогуманитарного знания, где исследователь никогда не может дистанционироваться от объекта в такой мере, чтобы стало возможно строгое использование экспериментального метода. Это знание считается рефлексивным (знание о самих знаниях), а это предполагает адекватную интерпретацию и понимание таких текстов. Речь при этом часто идет не просто о действии психологической установки на понимание, а о диалоге, столкновении, конфликте исследователя и объекта.

В настоящее  время культурология широко интегрирует  методы эмпирического описания, сравнительного анализа, наблюдений и реконструкций  с методами логического обоснования, психоанализа, созерцания и мистического погружения. Большое распространение получил метод структурной лингвистики и культурно-мифологический. Все это многообразие методов реализуется в рамках в основном в 3-х подходах: философском, антропологическом, социологическом.

При философском  подходе анализ культуры сосредоточен на поиске тех черт, закономерностей, которые понимаются в качестве основания культуры или причины ее развития.

Суть антропологического подхода в признании самоценности культуры каждого народа, на каком  бы этапе развития он не находился и признании равноценности всех культур на земле.

Информация о работе Культорология,как наука