Культорология,как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, реферат

Описание

. Возрастание в 20 веке роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. «Культура» - слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории.

Содержание

1. Введение в культурологию.
1. Понятие культуры. Взаимосвязь культуры, природы и человека.
2. Этапы становления культурологии. Структура.
3. Предмет, цели, задачи, методы культурологии.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 414.50 Кб (Скачать документ)

Классификация верхнепалеолитских культур ведется на основании археологического материала юга Франции, части севера Испании, по критерию техники обработки кремниевых пластин и технологии ретуши.

Перигорд (35-20 тыс. лет до н.э.) представлен кремниевыми  пластинами с ретушированными краями, наконечниками копий. В позднем перигорде появляются изображения животных и человека.

Ориньяк (30-19 тыс. лет до н.э.) помимо кремниевых полностью  ретушированных пластин представил скребки, резцы, многочисленные лампы  – светильники и искусство  малых форм. Появляется резьба, мелкая скульптура, гравюра на кости, рисунки контуров рук. Обнаруживается много знаков женского пола. Это первый в истории символ. Конец ориньяка отмечен массовым изготовлением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола. Так что весь период выделяют в качестве эпохи палеолитических Венер.

Салютре (18-15 тыс. лет до н.э.) продемонстрировал самую  высокую технику обработки кремния. Появляются наконечники в виде лаврового  и ивового листа, кремниевые проколки, костяные наконечники и иглы, многочисленные статуэтки, гравюра.

Мадлен (15-10 тыс. лет до н.э.) это верхнепалеолитная культура в условиях нового наступления ледника. Кремниевые наконечники и высокая  технология ретуши исчезает. Появляется изображение изделий из кости. 
Обнаруживается богатый символизм: круг, спираль, свастика. Вершиной мадленского и всего первобытного искусства становится пещерная живопись. 
Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: альтамира, ласко, монтеспан. В большинстве это изображения животных, которые воссозданы абсолютно точно в целом и в деталях. Редкие изображения человека во многом схематичны. В целом пещерная живопись во многом схематична и рисунки напоминают «фотографически» запечатленный образ без эстетических обобщений. Эти рисунки выявляют суть мироотношения палеолитического человека, его охотничьи, хозяйственные основы. Зверь в это время заслоняет самого человека. Охотничья магия выступает первоосновой духовной жизни, а мышление носит магико-тотемный характер. Оно оперирует повторами, подражанием и не разделяет вещи и ее образа. Человек еще не способен к построению стройного сюжета, поэтому связная картина мира отсутствует. Коллективный психический опыт верхнего палеолита закладывает основные символы коллективного бессознательного.

В эпоху мезолита человеческое сообщество перестает быть чисто охотничьим. Лабиринты водных протоков ограничивают странствия. Люди начинают заниматься больше собирательством, рыбной ловлей, изобретают лодку. Жизнь становится более спокойной, человек живет дольше, становится заметнее и приобретает право на имя. Идет дальнейшее совершенствование основных элементов культуры. Преобладающим в искусстве мезолита становится орнамент на керамике – это достижение женщины.

Наступивший неолит принес в  первобытную культуру переворот, названный неолитической революцией. В местах произрастания дикого ячменя, пшеницы, риса зарождается земледелие и животноводство. Человек перешел к произ. хозяйству. Производящая экономика укрепила экономические возможности, ослабила родственные связи, стимулировала переход к сельской территориальной общине.

3. Виды первобытных  искусств: музыка, танец, слово, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладные  художества, пронизаны культурным  синкретизмом (первоначальное единство). Основой этого единства было мифическое сознание архаичного общества. У всех известных этнографам первобытных народов магический ритуал, так или иначе, слит с мифом. Миф выступает как сценарий ритуального действия. Поэтому энциклопедическим определением мифа служит указание на собственно повествование, сказку, особую историю Богов. Но в пору первобытности миф выступил формой культуры, способом человеческого бытия и ощущения, целиком основанным . на смысловом породнении человека с мифом. Без такого породнения существование раннего человека немыслимо. Поскольку иное мироощущение в условиях отсутствия объективных знаний о мире повергло бы его в состояние отчаяния и бессилия. Только чувствуя грозные природные стихии, родственными себе, одушевленными существами, человек может программировать свою деятельность, ибо грозные силы можно умилостивить, заговорить, даже запугать. Такие особенности первобытного мышления, как неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно- конкретный характер, эмоциональность превращали миф в очень своеобразную систему в терминах которой воспринимался и описывался весь мир.

Мифологический  мир выступает магическим космосом, где все одушевлено и связано  со всем мистическим связями и  магическим влиянием. Миф выступил отрицанием индивидуальности и свободы. Человек в нем – часть целого, вписанная в его незыблемый порядок. Община также часть божественной природы и порядок ее не менее священен, чем природный. Миф тотально подчиняет человека, исключая любые шаги не предписанные священным обычаем.

Таким образом, миф выступает и формой сознания и универсальной системой ориентации человека в природе и обществе. Ярче всего основы мифологического  мировоззрения выявил ритуал. Он явился основным средством обновления мира ради выживания человека в экстремальных ситуациях. Ритуал в первобытную эпоху был основной формой бытия человека и воплощением человеческой способности к деятельности. Из него в последствии развилась производственно-экономическая, духовно-религиозная, общественная деятельность человека.

В основе ритуала  лежал принцип подражания явлениям природы. Благодаря этому человек  ощущал себя неразрывно связанным с  космосом и космическими ритмами. В  эпоху архаики человек интуитивно «схватывал» беспредельную диалектику, логику развития космоса, улавливливал его ритмичность. 
Ритуальное действо включало танец, песнопение, молитву. Мифическое сознание важную роль отводило магии. Не влияя на объективные свойства вещей, магия в полной мере овладевала психикой первобытного человека, внушала людям сплоченность, оптимизм, «программируя» бессознательно на успех в трудном деле.

Особый интерес  представляет феномен шаманизма. Он предстает как комплекс реальных знаний и умений, фантазии, спонтанных реакций, иллюзионистского и гипнотического искусства. «Шаман» - обозначает тот, кто знает.

Мекка была местом паломничества для арабов еще  до ислама. Ислам ….. идеи жесткого предопределения, что сближает его с протестантизмом. 
Экономическая деятельность человека так же оценивается с точки зрения морали. Ислам не осуждает богатство. Характерная черта ислама в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд, и не создание материальных ценностей, а расширение контролируемых территорий путем захвата. Основной политической идеей и является создание халифа.

Дух месопот. культуры отразил сокрушающую силу природы, которая здесь более своенравна и жестока и иной, отличный от Древнего Египта, общественный порядок. Космический порядок здесь предстает  как что-то постоянно достигаемое  в процессе столкновения пугающих космических волн. В месопот. Вселенной вст. облад. полей и хар.-. Описывается такой порядок в терминах гос-ва Судьбы. Великие предст. события, создаются, утверждаются на собрании Богов, пока не возникает единодушие. Оно обеспечивается единством мнений у самых выдающихся богов.

Такое представление  о действительности возникло в месте  с шумерской культурой около 4 тыс. лет до н.э. и оформлено в  разнообразной мифологической литературе. При этом одной из мифологических концепций возникновения человека в этом мире было его сотворение из глины и замешивание на крови богов. Человек был создан, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Главной его добродетелью выступает послушание и безоговорочное принятие власти во всех ее проявлениях. Путь службы, покорности выступает средством обретения покровительства, защиты со стороны богов и достижения земного успеха.

Принципиально по-иному культура Месопотамии решает проблему смерти, которую рассматривает  как неправомерное наказание  человека и высшее зло. 
Надежду на счастливую жизнь после смерти культура Двуречья исключает.

В знаменитом эпосе  в Гильгамеше, проводится мысль, что  смерть не может перечеркнуть ценность жизни, прекратить во всех своих обыденных  проявлениях. Смерть лишь стимулирует  человека жить мудро, осмысленно и в борьбе со злом. В награду за это «имя» и благодарная память потомков. Так впервые появляется идея вечной славы, заменившая мечту о бессмертии. 
Культура Двуречья сделала попытку нравственного преодоления смерти.

Мифология народов  Двуречья донесла до нашего времени характер месопотам. религиозности, сохранила сведения о Понтеоне самых ранних …. богов. Большинство из них имели антропоморфный характер, но гл. отождеств. с планетами. Восприятие божеств было связано со звездным небом и неизменным ходом небесных светил. В небесных темах усматривался первообраз земных событий и, поэтому большую популярность и развитие получила астрология. 
Храм-дворец был символом религиозной связи живых с мертвыми, обиталищем богов-покровителей и центром всей жизни города – государства.

Месопотамская культура оказалась более рациональной и светской по характеру. Религиозная  система не монополизировала духовную жизнь полностью. Об этом свидетельствуют  законодательные нормы, тщательно  разработанные для всех сфер жизни.

.Образец законодательства – кодекс старовавилонского царя Хаммурапи оставлял место для взглядов и поступков, не связанных непосредственно с религией. Особая религиозная предрасположенность выявляется и в представлениях шумеров, что жизнь во Вселенной управляется божественными законами «ме». Будучи созданы великими Богами, эти законы существуют вне 
Богов, проявляются в движении без личной материи, создают всю мудрость и науку. В общем плане они представляют совокупность закономерностей и правил, определяющих поведение человека и божеств, принцип ремесел и искусств, жизнь и смерть людей.

7. Культура ранних  цивилизаций (4 тыс. – 6 в до  н.э.)

1. Понятие цивилизации.  Признаки и классификация цивилизаций.

2. Культурные  характеристики ранних цивилизаций.  Особенности развития древневосточных обществ.

3. Сходства и  различия в культурах Древнего  Египта и Месопотамии.

1. Термин «цивилизация»  был введен в научный оборот  французскими просветителями для  обозначения гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй. Позже это слово приобрело более широкий смысл, а как научное понятие употребляется в трех значениях:

1. как идеал  прогрессивного развития человечества;

2. как стадия  в процессе всемирного, прогрессивного  развития;

3. как качественно  различные, уникальные, исторические, этнические, общественные образования.

Наука считает, что процесс зарождения цивилизации  был подготовлен неолистической революцией. Со временем перехода человека к производящей экономике возникают  искусственные центры его постоянного проживания, где происходят коренные изменения социально-политического строя и духовного мира. В своей основе они имели следующие моменты: выделение частной собственности; превращение в объект собственности человека, ставшего рабом, и возникновение рабовладельческого хозяйства; развитие регулярного обмена и появление денег; расширение структуры и организованности производства; дробление видов деятельности и подъем ремесел. Усложнившиеся социальные и экономические отношения не могли больше поддерживаться нормами нравственности и институтами общественного самоуправления. Возникло государство, выполняющее функцию внутреннего регулирования и внешней защиты. Выражение его организующей роли – города, письменность, писаные законы. Они и являются признаками общества – цивилизации, состоящего из множества сельских общин, низовая ячейка которых – семья.

Понятие «цивилизации»  применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, экономике  и т.д. Каждая из них высвечивает  определенную сторону цивилизационного процесса. Например, Бродель, выделяет логику экономического роста; Вебер – взаимосвязь ментальности и хозяйственного уклада; Сорокин – накопление социальных изменений; Шпенглер 
– смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль; 
Данилевский и Тойнби – культурно-эстетический тип. В зависимости от содержательного ядра понятий цивилизация определяется и их типология.

Цивилизации могут  различаться по господствующему  типу хозяйственной деятельности: земледельческие  и индустриальные, приморские и континентальные. Если в основе лежит принцип историко-географической среды, то в цивилизации делятся, в зависимости от того, выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями, или нет, на «открытые» и 
«закрытые», или «интравертные»; т.е. те, чья творческая энергия обращена 
«вовнутрь» и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов. 
Существует также концепция о двух типах цивилизационного развития в истории человечества: традиционном (Восточные цивилизации) и техногенном (Западно- 
Европейские цивилизации).

2. Первые цивилизации  возникают в бронзовом веке (4-3 тыс. до н.э.). Аграрное производство, поставленное на прочный фундамент,  предопределяло направление духовной  эволюции этих обществ. Их мироощущение  приобретает четко выраженный религиозно-мифологический характер. В нем доминируют религиозные представления, хотя сознание еще прочно удерживает магико-тотемные пласты.

Информация о работе Культорология,как наука