Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, контрольная работа

Описание

В науке обозначился все увеличивающийся интерес к культурологии. Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных дисциплинах «вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни » . Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области «возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему».

Содержание

Вопрос 1.
Предмет и методы культурологии

Введение
1.Предмет культурологи
2.Методы культорологии
3.Список использованной литературы
3
5

10

Вопрос 2.
Архитектурные ордера Древней греции

Введение
1. Понятие ордера, основные стили в архитектуре Древней Греции

2 Список использованной литературы
10
11


13

Вопрос 3.
Особенности мифомышления первобытных людей.
1.Введение

2.Религия первобытных культурах

3.Миф

4Миф и религия

5. Заключение

6. Список использованной литературы



13
13

14

16

18

19




Вопрос 4.
Гуманизм как идеология эпохи возрождения: характерные черты и проявления
1.Введение

2. Гуманизм как идеология Возрождения

3. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

кр культурология.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

Кафедра «Государственно-правовые и гуманитарные дисциплины»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  дисциплине: «Культурология»

    Вариант 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент гр. ФС-109

    Сабиржанова Н.В. 

    Проверил  преподаватель:

    к.соц.н., доц. Якутина О.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2010 

 

    

Содержание

Вопрос 1.

Предмет и методы культурологии

 

Введение

  1. Предмет культурологи
  2. Методы культорологии
  3. Список использованной литературы
3

5

10

Вопрос 2.

Архитектурные ордера Древней греции 

Введение                                           

1. Понятие ордера, основные стили в архитектуре Древней Греции

2 Список использованной литературы

10

11 

13

Вопрос  3.

Особенности мифомышления первобытных  людей.

1.Введение

2.Религия первобытных культурах

3.Миф

4Миф и религия

5. Заключение

6. Список использованной  литературы

 
 
 
13

13

14

16

18

19 
 
 

Вопрос  4.

Гуманизм  как идеология  эпохи возрождения: характерные черты  и проявления

1.Введение

2. Гуманизм как  идеология Возрождения

3. Список использованной литературы.

19

20

21

      1. Культурология, ее предмет и метод

      Введение

      В науке обозначился все увеличивающийся  интерес к культурологии. Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных  дисциплинах «вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни » . Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области «возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему».

      Как правило, попытки построить обобщающую концепцию культуры связаны с  анализом культуры или рассмотрением  других явлений, в которые она входит: «культура и духовное (материальное) производство», «культура и природа», «культура и сознание», «культура и язык» и т. д. Такой подход безусловно расширяет область знаний о культуре, но не дает решения проблемы ПРЯМОЕ сопоставление определений и признаков культуры само предполагает некоторый содержательный критерий отбора, своего рода концепцию Поэтому попытки прямого определения культуры приводят лишь к еще одному (наряду с другими) представлению культуры. Методологически целесообразен обратный ход-от предмета и метода к объекту. Итак, начать, вероятно, нужно с обсуждения предмета и метода культурологии.

      Предмет культурологии.

      Предмет культорологии -объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

      Объектом  культурологи являются культурные авспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей  и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденции и процессов в современной социокультурной среде.

      В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисциплины: антропология, социология, психология, история, философия. От естествознания культурологию отличает  внимание к искусственным объектам и процессам.  И если мы представляем социальную философию как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю – как теорию о событийно - деятетельностном содержании общественного бытия, то характеризуя культурулогию, мы говорим о том что это наука изучает конкретные исторические формы этого бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-исторического типа.

      В развитии культурологи как области  научного знания можно выделить следующие  периоды : этнографический (1800-1860), эволюционистский 1860-1895), исторический (1895-1925). В эти  периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий.  Полученные знания требуются и применяются в самых разных сферах – в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т.д.       

      Рассмотрим  для примера антропологию и социологию, оказывающие на культурологию наибольшее влияние.

      Антропология  в одном из своих главных направлений  занимается сравнительным изучением  общества и человека. Понятие «культура» в антропологии выражает по меньшей  мере три момента: культурное становление (просвещение) общества и человека (первичное значение слова «культура»-возделывание, культивирование)'; совокупность (целостность) общественных и человеческих обычаев, традиций, привычек, учреждений и т. п.; естественная целостность (система), противостоящая другим культурным целостностям. Теоретики культуры подчеркивают эмпирический характер антропологических представлений (они «описательны» и «перечислительны»). Вместе с тем они отмечают, что «социальная антропология» тяготеет к социологии и заимствует из нее основные схемы и методы. Остальная часть антропологии, иногда называемая «культурной антропологией», тяготеет к психологии и истории. Ориентация на столь разные дисциплины, естественно, ведет к столкновению установок и ценностей в самой антропологии, а также к различным трактовкам культуры. Действительно, несмотря на почти вековое развитие, социология по-прежнему ориентируется на идеал положительной, естественной науки, противопоставляя научное мышление философскому (социологическую науку - социальному философствованию). Эта установка явно или неявно смыкается с ориентацией на практическое, квазиинженерное использование социологических знаний. Идеал же антропологии, особенно культурной, иной, он ближе к гуманитарной науке.

      Внимательный анализ развития антропологии показывает, что, хотя она и пользуется иногда естественно» научной установкой, все же основная антропологическая ценность-понимание культуры (чужой или своей). Действительно, знания, получаемые в антропологии, не могут быть использованы в социально-инженерных целях, они для этого не приспособлены, поскольку не указывают (не моделируют) культурные процессы и механизмы, их обусловливающие. В то же время такие знания помогают понять чужую или свою культуру, их отличие от культурной традиции, в которую включен антрополог, облегчают выработку отношения к культурным феноменам. Следовательно, они помогают определить свое собственное культурно значимое поведение, осознать собственные культурные ценности.

      Таким образом, естественнонаучной установке социологии и социальной антропологии можно противопоставить понимающую установку, ориентированную на межкультурное, общение (или внутрикультурное общение при наличии в культуре разных субкультур) и одновременно ориентирующую антропологов на сравнительный анализ культур.

      Межкультурное общение и понимание-главная прагматическая ценность и антропологии, и культурологии. Эта ценность, в частности, влечет за собой релятивистскую установку  антропологии. Антропологи считают, что их подход является релятивистским потому, что, вместо того чтобы начать с наследуемой иерархии ценностей, он предполагает, что каждое общество посредством своей культуры ищет и в какой-то степени находит ценности; антропологии же следует заняться определением диапазона разнообразия, постоянства и взаимосвязей всех этих многочисленных ценностей.

      Однако  нельзя отрицать, что в культурологию  входят знания социальной антропологии, а также теоретические построения - психологические, лингвистические, дидактические, исторические. В этом смысле культурология не является дисциплиной с едиными установками и предметом. Налицо две группы установок и ценностей: одна ориентирована на мёжкультурное понимание и общение, на целостное, эмпирическое описание культуры, на сравнительный анализ культуры, а другая - на социально-инженерное воздействие истину, теоретическое описание культуры.

      Что же такое культура? Понятие «культура» -главное в культурологи. Это понятие с нынешней трактовкой вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя суждение о культуре возникло значительно раньше. Само слово «культура» произошло (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также воссоздаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие ""культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле -сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения  искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Это современная трактовка слова «культура». В средние века  слово «культура» ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования.  В эпоху возрождения под личными совершенством понимают соответствие гуманистическому идеалу. Просветители же подразумевали под понятием культуры- разумность. Цель культуры в этот период и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Концепция культуры получила название эвдемонической.

        Но со второй половины XIX в. Понятие «культура» приобретает статус научной категории. И это понятие начинает пересекаться  с такими понятиями как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация».На сегодняшний день существует около тысячи определений культуры. И окончательной формулировки нет, и это наталкивает на мысль о том что понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Можно сделать вывод, что культура не существует вне человека. Культура означает приобщение человека  к социуму, к обществу.

      Метод культурологии.

      Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры. 
 
В их ряду сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. Чрезвычайно широко распространенный обряд обрезания имеет несхожую символическую нагрузку. Так, в иудаизме значение обряда «б7рит мила», или обрезания буквально передается древнееврейским словом «брит» - завет. Он связан с наречением мальчика именем. Обрезание происходит через восемь дней после рождения. Первоначально операцию производил отец ребенка, впоследствии для этого появился специальный хирург - мохель. Мохель берет ребенка на руки после того, как он побывает на руках у всех присутствующих родственников, начиная с матери, которая находится в отдельной комнате. По обычаю, ей запрещено наблюдать за церемонией. Перед тем как передать ребенка «отцу в Боге», который будет держать его во время операции, мохель кладет ребенка на «стул Илии», символизирующий собой надежду на приход Мессии. Затем ребенка передают отцу либо кому-нибудь из почетных гостей и мохель произносит молитву с восхвалением Господа и просьбами о благоденствии младенца. Затем объявляется имя младенца. Тем самым подтверждается завет между Богом и потомками Авраама. Несомненно, совершение этого обряда замещает собой гораздо более древний обычай человеческого жертвоприношения. Точно так же с течением времени человеческие черепа превратились в маски. Кроме указанного, происхождение ритуала обрезания объясняется и гигиеническими соображениями: люди стремились предупредить возможные инфекции в условиях полупустыни, где вода являлась ценностью.

      В культуре папуасов Новой Гвинеи обрезание, являясь формой символической смерти знаменует собой инициацию, то есть переход мальчика во взрослое состояние. В исламе обряд обрезания семилетних мальчиков служит, как и у иудеев, символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует инициацию, взросление ребенка. Вытерпеть боль - дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность ее. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Обрезание обычно сопровождается праздником.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»