Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание

Ответы на вопросы по "Культурологии".

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.07 Кб (Скачать документ)

Контрольная по Культурологии. Автор Миронов А. В.

Вопрос1.

Как Вы понимаете, что является культурой? Как менялось содержание понятия

культуры в истории  науки?

Понятие "культура" включает все, создаваемое трудом и творческой энергией

человека: средства труда, технические  изобретения и научные открытия; язык,

письменность и литература; религиозные или атеистические  представления, нормы

морали и политические системы; произведения искусства и  способы общения людей и

т.п.

Однако культура - это не только система ценностей (или совокупность достижений), но и

динамичный процесс раскрытия  и развития способностей личности в ее сознательной

деятельности в определенном историческом  контексте.

Культура - это исторически  развивающаяся, многослойная, многоликая,

многоголосая система  созданных человеком материальных и духовных ценностей,

социокультурных  норм и  способов их распространения и потребления,  а также процесс

самореализации и самораскрытия  творческого потенциала личности и  общества в

различных сферах жизни.

2 . Какая национальная  культура является для Вас  родной? Укажите ее

важнейшие особенности. В  чем проявляется у Вас чувство  национальной

культурной идентичности?

Как мы видели, культура российской цивилизации представляет собой  сложное,

многоуровневое, противоречивое образование, формирующее обустройство большого общества

на огромном геокультурном пространстве Евразии. Поэтому всякое полноценное, подлинно

научное рассмотрение современных  или прошлых проблем этого  общества, а равным образом и

выявление перспектив его  изменения требует учета разных сторон, измерений, уровней и

компонентов. Соответственно, и всякая практическая работа по налаживанию, поддержанию или

модернизации социокультурных  компонентов общественной регуляции  должна происходить на

основе взаимодействия различных  институтов и с учетом тех разнообразных  компонентов,

которые и составляют культурную систему. В общем плане среди таких компонентов следует

выделить хозяйственные, социальные и управленческие структуры, в том числе рыночные,

государственные и кооперативные, этнонациональные и конфессиональные, комплекс

отношений город - деревня, центр - периферия, классовые, стратификационные,

профессиональные и т.д. На культурные аспекты регуляции  этих отношений воздействуют не

только государственные  органы, как это было прежде, и  не только коммерческие структуры, на

которые столько надежд возлагается  теперь. Воспроизводство духовной деятельности

обеспечивается системой образования, научными учреждениями, церковными институтами,

структурами масс-медиа, творческими  организациями и т.д. Вместе с  тем, как мы видели,

культура в значительной степени создается в духовном пространстве личности и межличностных

отношений. Именно взаимодействие всех этих компонентов и обеспечивает постепенное, но

полноценное и устойчивое решение сложных проблем культурной трансформации.

Настойчивая, постоянная, упорная  работа по самоорганизации на всех уровнях и в самых

различных сферах и является процессом формирования срединной культуры, обеспечивающей

поддержание всех значимых жизненных  функций, а вместе с тем сочетание  факторов

интеграции и дифференциации, необходимое для успешной модернизации. В этой сети

отношений создается то взаимодействие различного рода компонентов и структур, которое так

или иначе включает всех, хотя и разводя по разным местам, уровням и блокам общественной

регуляции. В нем и достигается  взаимная адаптация социальных слов, этнических,

национальных и конфессиональных компонентов, реализуется симбиоз  и синтез разнородных

структур, распределяются функции  центра и периферии, формируется  устойчивое региональное

и местное самоуправление, находящееся в органическом соотношении  с целостной системой

общецивилизационных связей.

1. Что изучает культурология?  В каких областях социальной  практики и каким

образом можно использовать культурологические знания? Как можно

использовать эти знания в Вашей будущей профессиональной деятельности?

Предметом истории культуры - одной из составных частей мировой  культуры -

является изучение общих  закономерностей историко-культурного  процесса, а также

выявление и исследование частных, национальных  закономерностей  развитиякультуры и особенностей ее функционирования в данных исторических условиях.  Но

история культуры, в отличие  от теоретических наук (философии, социологии), изучает

явления культуры в их  конкретности - не только закономерные, но и случайные наряду с

высочайшими взлетами творческого  гения -  повседневную жизнь обычного человека и

т.п.

2. Что является культурной  динамикой? Укажите разновидности  и формы

культурных изменений, из которых складывается эта динамика?

Существуют очевидные  расхождения среди разных научных  школ в подходе к

объяснению того, как и  почему меняются культура и цивилизация. В рамках как

религиозного, так и просветительского  сознания было принято утверждать приоритет

«законов духа», либо восходящих к божественному источнику, либо к человеческому

Разуму. Философию Гегеля можно считать теоретическим  завершением такой

концепции.

Но на протяжении большей  части XIX в. доминирующим можно считать

материалистическое направление  в объяснении культурной и цивилизационной

динамики, которое мы рассматривали еще в главе 11. Цивилизованный уровень и

означал прежде всего переход от примитивного к урбанизированному, диффе-

ренцированному обществу, перешедшему к производящему хозяйству,

осуществляющему устойчивый торговый обмен, разделенному по социальному

признаку и т.д. Именно этот подход стал основой как марксистской, так и других школ,

отдающих приоритет материальным факторам. Ученые материалистического направ-

ления полагают, что изменения в культуре происходят в зависимости от роста

производительных сил, внедрения  новых технологий, перемен в социальных

отношениях, через классовую  борьбу, отраженную в господствующих идеологических и

морально-правовых системах. Перемены в состоянии общества и соответствующие им

изменения в культуре происходят по восходящей линии, что и составляет содержание

общественного прогресса.

Широкая критика прогрессистских  концепций (см. главу 11), которая развертывалась на

протяжении всего XIX в. и  получила яркое воплощение уже в  работах мыслителей XX в.

(О. Шпенглер, А. Тойнби), способствовала созданию гораздо  более сложного и

дифференцированного научного представления о динамике культуры. Прежде всего, эта

динамика была выделена в  самостоятельную сферу, отделена от других сфер общественной

деятельности, прежде всего  экономики и политики, были выявлен принципы саморегуляции

культуры и ее взаимодействия с другими сферами. Большая заслуга  в разработке этой

проблематики принадлежит  Л. Сорокину. В его фундаментальном  труде «Социальная и

культурная динамика»* (1937-1941), раскрывались этапы и содержание флюктуаций в культуре,

приводящих к смене чувственного, духовного и рационального типа культуры.

Хотя концепция П. Сорокина, отличавшаяся высокой аналитичностью и системной

законченностью, не получила широкого признания у ученых, изучавших  реальные культурные

процессы, в исследованиях  по истории культуры и сравнительному культу- роведению

основательно выявлено разнообразие вариантов эволюции культуры. Однако постоянно

возникавшая проблема заключалась  в том, чтобы объяснить эти  изменения в рамках общей

теории, раскрыть те подспудные механизмы, которые лежат за феноменами изменения и

сохранения культуры.

1.  Раскройте взаимосвязь  культурологии с сопредельными социальными и

гуманитарными науками.

Как мы уже видели, представляемая в этом учебнике дисциплина основана на применении

методов социальных наук к  предмету, воплощающему, казалось бы, чисто  гуманитарное

содержание. Это обстоятельство подчас вызывает недоумение или нарекания  со стороны

культуроведов, сопротивляющихся отстраненному рассмотрению своего предмета или

стремлению выявить культурное содержание «некультурных» сфер, например трудовой

деятельности или политики. В самом деле, в социологии все  элементы духовной жизни

«изымаются» из собственно духовной сферы и рассматриваются в  контексте реально

функционирующей системы  социальных отношений, деятельности и  производства. Впрочем, это

относится ко всем прочим сферам, входящим в орбиту внимания социологии: политика

(социология политики), организации  (социология организаций), труд (социология  труда),классовые отношения (социология рабочего класса, крестьянства, профессий, индустриальная)

и т.д.

Социальная культурология рассматривает духовные факторы регуляции социальной

жизнедеятельности как самостоятельную  и специфическую сферу, хотя и  находящуюся во

взаимодействии с другими сферами и формами регуляции. Она объясняет социальное

содержание, принципы и структуру  духовной деятельности, воздействие  культурных факторов на

экономическую активность и  политику, на типы социальной организации, место различных слоев

и классов в духовной жизни  общества, уровни и типы организации  духовной жизни и т.д.

Уже в силу того обстоятельства, что важным измерением культуры является время и именно в

культуре, прежде всего, обеспечивается «связь времен», решается проблема преемственности

и выхода в будущее, социальная культурология является также и исторической социологией. Но

в таком расширенном виде культурология выходит за рам- ки собственно социологии, хотя и

совпадает с ней по многим важнейшим параметрам. Она включает в себя и некоторые принципы

социальной философии, раскрывая  место духовных факторов в устроении  общества. Она

обращается к социальной антропологии при анализе культуры этнических общностей. Она смы-

кается с теорией цивилизаций  при рассмотрении социокультур- ных суперсистем.

Как и другие социальные науки, социальная культурология во многом по-разному выглядит в

зависимости от того, ведется  ли исследование на макро- или микроуровне. Повседневное непо-

средственное поведение индивидов и групп в локальных рамках и конкретных ситуациях

подлежит социологическому наблюдению, эксперименту и опросу, которые могут раскрыть нам

внутренний облик индивидов  или малых ячеек, нормативно-ценностные установки, действующие

в конкретных ситуациях. Однако даже в рамках отдельного учреждения, предприятия или тем бо-

лее современного города мы сталкиваемся со значительным и огромным разнообразием

культурных проявлений и  факторов, которые необходимо сравнивать и обобщать. С одной

стороны. обилие представителей иных культур в городе, а с другой - подчиненность действий

членов любой организации  некоторым общим принципам и  нормам, источник которых находится

где-то за ее пределами, - все  это заставляет нас выходить за рамки  конкретных наблюдений и

опросов и ориентироваться  на более общий уровень культурной жизни. Этот уровень

формируется национальной культурой, религией, городской средой, наукой, государством,

мировыми связями, а также  культурным наследием и ориентациями на будущее. В этой

познавательной ситуации мы должны обращаться к тем познавательным моделям, которые

вырабатываются в теоретической  социологии, общей теории культуры и теории цивилизаций.

В общественных науках длительное время проявлялась тенденция  рассматривать культуру как

начало, подчиненное либо хозяйственным факторам, либо властным отношениям. Такая точка

зрения подчас смыкалась  с идеологической концепцией «двух  культур в культуре каждой нации»,

разделенных по социально-политическим признакам. Естественно, что в противовес этой

позиции культурологи стремились максимально дистанцировать свой предмет от этих признаков,

что крайне затрудняло анализ социальных функций культуры. Однако совместные усилия

философов, социологов и культурологов  обеспечили возможность фундаментального и со-

держательного рассмотрения культуры как отдельной и самостоятельной сферы в общей

системе социальной регуляции.

2.Что такое духовные  ценности? Какими могут бит! духовные ценности в труде, в

политической практике, в  правовой деятельности?

Классификация ценностей. Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно

условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно

вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в

определенную графу. Тем  не менее мы можем дать следующую условно упорядоченную

классификацию ценностей. 

В и т а л ь н ы е: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое

состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная

среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень  потребления и

т.д.

С о ц и а л ь н ы е: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия,

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"