Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:05, контрольная работа

Описание

В науке обозначился все увеличивающийся интерес к культурологии. Н. С. Злобин отмечает, что в самых разных областях социального знания и научных дисциплинах «вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а иной раз и одни и те же) аспекты культурной жизни » . Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в этой области «возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему».

Содержание

Вопрос 1.
Предмет и методы культурологии

Введение
1.Предмет культурологи
2.Методы культорологии
3.Список использованной литературы
3
5

10

Вопрос 2.
Архитектурные ордера Древней греции

Введение
1. Понятие ордера, основные стили в архитектуре Древней Греции

2 Список использованной литературы
10
11


13

Вопрос 3.
Особенности мифомышления первобытных людей.
1.Введение

2.Религия первобытных культурах

3.Миф

4Миф и религия

5. Заключение

6. Список использованной литературы



13
13

14

16

18

19




Вопрос 4.
Гуманизм как идеология эпохи возрождения: характерные черты и проявления
1.Введение

2. Гуманизм как идеология Возрождения

3. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

кр культурология.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)
lign="justify">      6. Усиливается экономический регионализм.  Успешный экономический регионализм  будет усиливать цивилизационное самосознание. В то же время экономический регионализм может быть успешным, только если он укоренён общей цивилизацией. Европейское сообщество покоится на общем фундаменте европейской культуры и западного христианства. Напротив, Япония сталкивается с трудностями в попытке создать сравнимое экономическое сообщество в Восточной Азии, поскольку японское общество и цивилизация уникальны. В обозримом будущем единой цивилизации не будет. Будет мир разных цивилизаций и культур, которым придется научиться сосуществовать друг с другом.

      Приведенные выше рассуждения показывают, что  несмотря на то, что метод моделирования  способен вызвать множество критических  замечаний, потребность в нем, несомненно, есть. Построение схематического изображения  культуры, как в целом, так и ее отдельных структурных элементов, позволит лучше понять общее и различное, специфику ее целостности. Этот метод помогает найти пути разрешения культурно-цивилизационных конфликтов современного общества, уяснить законы истории культуры.

      Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом. Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка.

      Применение  психологического метода позволяет  через уяснение характера той  или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий. Понимание  мысли известнейшего западноевропейского  богослова XV в. Фомы Кемпийского, автора книги «О подражании Христу», о том, что не следует гордиться своими добрыми делами, ибо Суд Божий отличен от суждений человеческих и то, что радует человека, часто не радует Бога, должно основываться на символическом характере средневековой культуры. Символизм как характеристика мироощущения того времени предполагал в качестве критериев истины:

      а) доказательство авторитетом Священного Писания

      б) доказательство чудом

      в) доказательство древностью.

      Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.

      Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Кроме указанного, синхронический метод также возможно понимать (В.А. Сапрыкин) как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом существующих связей и возможных противоречий.

      Список  использованной литературы 

      Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологии" 

      2.Архитектурные ордера Древней Греции

      Введение

      Наследие  древнегреческой архитектуры лежит  в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений.

      Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.

      Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

      Архитектура Древней Греции тесно связана  с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства  лежали представления о силе и  красоте человека, находившегося  в тесном единстве и гармоническом  равновесии с окружающей природной  и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.  
Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

      2. Понятие ордера, основные стили в архитектуре Древней Греции

      Древнегреческая архитектура развивалась двумя  стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие—антаблемент.

      Главные структурные элементы двух ордеров  один и те же. Основанием для них  служит обработанная по всему периметру  ступенями площадка—стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

      Дорический  стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера - строгость и простота.

      Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля—легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий-коринфский.

        Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

      В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие  храмы отличались небольшими размерами  по сравнению с древнеегипетскими  и были соразмерны человеку.

      Богослужения  происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

      Самым простым и самым ранним типом  храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища—целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

      Второй, также относительно простой тип  храма—простиль. Указанный тип храма сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

      Третий  тип—амфипростиль. Это как бы двойной простиль—портики с четырьмя колоннами находятся на переднем и на заднем фасадах здания.

      Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2р + 1, где р—количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.

      Существовал в Греции еще один вид храма—круглый периптер, где святилище—целла—имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

      Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами  были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.

      Исключительное  значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

      Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием  масс, продумано взаимодействие отдельных  сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом.

      Афинский  акрополь («верхний город»)-- природная  скала удлиненной формы с плоской  вершиной. Ее размеры—около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

      Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить  свои сооружения в окружающий пейзаж. «Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма.

      Именно  поэтому Парфенон является одним  из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.  
Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора -- «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

      Жилые дома часто имели в центре прямоугольный  дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей—женская часть дома. Основное помещение—андрон—предназначалось для пиров и трапез. 
В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения.

      Здания  обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных  принципов древнегреческого искусства  стремятся разработать пути рационального  строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы.

      Список  литературы

      1. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. - Нева -Л., 2001

      2. Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. - М.: Амфора, 1999

      3. Павсаний. Описание Эллады. - СПб., 1996

      4. Прохоров А.М., Гиляров М.С. и др. Советский энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1991 

      3.Особенности  мифомышления первобытных людей

      Введение

      Миф - это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе. В нём всегда присутствует обобщающее начало. Мифы объясняют появление различных природных и культурных особенностей, повествуют о происхождении космоса и человека, рассказывают о звёздах и планетах, о чудесных существах -- родоначальниках племени, о фантастическом сверхъестественном родстве между определёнными группами людей (родом, племенем) и тотемом, воспевают подвиги героев, предупреждали о конце мира и катастрофах. Мифы отражают самые различные стихии, свойственные природе, космосу, человеку. В них живут и действуют боги, одержимые человеческими страстями, обладающие теми же пороками и добродетелями. Мифы слагались в ту историческую эпоху, когда звери представлялись равными богам, боги -- людям, а люди -- зверям. В те далёкие времена человек не отделял себя ещё от природы и не проводил чёткого различия между разными сферами своей деятельности. Мифология того периода включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. В муках познания и преобразования природы люди сами создавали себе богов, одновременно полагаясь на их защиту, поддержку и всевидение. Мифологическое познание - это познание эзотерическое, или, иным словом, -- тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»