Контрольная работа по «культуралогия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:47, контрольная работа

Описание

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.

Содержание

1. Историческая периодизация древнего мира. Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества.
Периодизация первобытности………………………………………………...2

1.2 Культура в эпоху палеолита………………………………………..…………3
1.3 Культура в эпоху мезолита и неолита…………………………………………5
1.4 Культура бронзового века………………………………………………………..6
2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.
2.1 Орудия труда………………………………………………………………………..7
2.2 Жилища………………………………………………………………………………7
2.3 Культовое оружие……………………………………………………………………7
2.4 Первобытное искусство……………………………………………………………..8
2.5 Скульптура……………………………………………………………………………8
2.6 Религия первобытной эпохи…………………………………………………………9

Работа состоит из  1 файл

контрольная культуролог.docx

— 351.19 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

 

1. Историческая периодизация  древнего мира. Культура  собирательства и  охоты – наиболее  продолжительный  этап развития  человечества.

    1. Периодизация  первобытности………………………………………………...2
 

1.2 Культура  в эпоху палеолита………………………………………..…………3

1.3 Культура  в эпоху мезолита и неолита…………………………………………5

1.4 Культура  бронзового века………………………………………………………..6

2. Орудия труда и  основные технические  достижения. Образы  и сюжеты первобытного  искусства. Первобытная  скульптура и наскальная  живопись. Первобытная  письменность. Мифология,  образы и церемонии.

2.1 Орудия труда………………………………………………………………………..7

2.2 Жилища………………………………………………………………………………7

2.3 Культовое  оружие……………………………………………………………………7

2.4 Первобытное  искусство……………………………………………………………..8

2.5 Скульптура……………………………………………………………………………8

2.6 Религия первобытной  эпохи…………………………………………………………9 

 

1. Историческая периодизация  древнего мира. Культура  собирательства и  охоты – наиболее  продолжительный  этап развития  человечества.

1.1 Периодизация первобытности.

       Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

     Каменный  век  делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.

      Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее  десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков. Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при  выходе врагов в ту или иную широкую  долину. Пересеченная местность была удобней для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики  и рогатины), а сложная тактика  загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.

     Эти технические достижения – результат  длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.

     Вопрос  о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы  общество развивалось в более  совершенные формы хозяйства  земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки. В производимых учеными раскопках  были обнаружены признаки земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки.

     В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя по средствам  искусства. 

     1.2 Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его  шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура.  Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

     Для  третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы  можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и  мимики.

     Музыкальный элемент натуральной пантомимы  включал: имитацию звуков природы –  звукоподражательные мотивы; искусственную  интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

     В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.

     Тонкая  и мягкая традиция тонов, наложение  одной краски на другую создают порой  впечатления объема, ощущение фактуры  шкуры зверя. При всей своей жизненной  выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство  остается интуитивно спонтанным. Оно  состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

     Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные  минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные  из глины). Преуспели они и в  декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.

     Особая  область первобытного искусства  – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

     Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль  блестящим по реализму рисункам пещерного  искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что  они тоже состоят из зигзагообразных  узоров, очень похожих на зигзагообразные  орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

       На сосудах каменного века, найденных  на стоянках Урала, был богатый  орнамент. Чаще всего рисунки  выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

     Во  всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка.

     Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего  небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

     Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали  человека в природе.  

     1.3 Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

     В эпоху неолита и бронзовый  век подлинный рассвет пережил  орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее. 

     1.4 Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание петроглифов1 все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.

     Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном Кавказе характеризуются  существованием крупного очага металлургии  и металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

     В конце этого периода наравне  с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой  начало нового периода.

     Развитие  производительных сил приводит к  тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги среди племен.

     В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра. 
 
 
 
 
 
 

2. Орудия труда и  основные технические  достижения. Образы  и сюжеты первобытного  искусства. Первобытная  скульптура и наскальная  живопись. Первобытная  письменность. Мифология,  образы и церемонии 

 2.1 Орудия труда в первобытную эпоху изготавливались из камня, поэтому этот период также называют «каменным веком».  Сначала, в древнем каменном веке — палеолите основными орудиями труда служили массивные и грубые кремневые отщепы и ручные рубила - макролиты. В среднем каменном веке — мезолите широко распространяются разнообразные резцы, проколки, острия, предназначенные для обработки кости.  Новыми видами орудий стали лук и стрелы. В новом каменном веке — неолите - каменная техника достигла своего совершенства. Люди научились использовать твердые породы камня и изготавливали небольшие по размеру и почти безупречные по форме топоры, молоты, тесла, мотыги, кинжалы, ножи, серпы, наконечники стрел и копий - микролиты.  

 2.2 Жилища Первыми жилищами пралюдей были пещеры, ямы, кусты, шалаши, землянки. Затем, в эпоху палеолита люди стали строить большие дома, в которых помещалась вся община. Это были низкие, углубленные в землю постройки с туннелеобразным входом.  Обязательным их элементом были очаги - и не один, а несколько. В эпоху мезолита важной частью дома становятся ямы: ямы-хранилища, ямы для запекания пищи. В период неолита в Европе широко распространились свайные постройки – террамары. На сваях строили жилые дома, амбары, сараи, помещения для сушки хлеба. Вместо больших коллективных жилищ стали сооружать небольшие хижины, которые предназначались для отдельных семей. 

Информация о работе Контрольная работа по «культуралогия»