Контрольная работа по «культуралогия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:47, контрольная работа

Описание

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.

Содержание

1. Историческая периодизация древнего мира. Культура собирательства и охоты – наиболее продолжительный этап развития человечества.
Периодизация первобытности………………………………………………...2

1.2 Культура в эпоху палеолита………………………………………..…………3
1.3 Культура в эпоху мезолита и неолита…………………………………………5
1.4 Культура бронзового века………………………………………………………..6
2. Орудия труда и основные технические достижения. Образы и сюжеты первобытного искусства. Первобытная скульптура и наскальная живопись. Первобытная письменность. Мифология, образы и церемонии.
2.1 Орудия труда………………………………………………………………………..7
2.2 Жилища………………………………………………………………………………7
2.3 Культовое оружие……………………………………………………………………7
2.4 Первобытное искусство……………………………………………………………..8
2.5 Скульптура……………………………………………………………………………8
2.6 Религия первобытной эпохи…………………………………………………………9

Работа состоит из  1 файл

контрольная культуролог.docx

— 351.19 Кб (Скачать документ)

 2.3 Культовые сооружения Неолитические племена также оставили после себя монументальные мегалитические сооружения, величайшим из которых является Стонхендж (Англия). 

   
 
 
 
 

 Стонхендж, Англия, 2 тыс. до н.э.

 Мегалиты - сооружения, имеющие культовое назначение и составленные из блоков дикого или грубо оббитого камня: это дольмены, менгиры, кромлехи. Мегалитические постройки широко распространены в разных странах мира, но особенно много их во Франции и Англии. Возведение мегалитических построек было сложной инженерной задачей, так как вес плит мог достигать 300 тонн, а строительная техника отсутствовала. Дольмены похожи на большие каменные ящики, накрытые плоской плитой. Для их строительства использовали каменные глыбы и массивные плиты огромного размера. Стены и потолки внутри дольменов иногда покрывали орнаментом. Предполагают, что первоначально дольмены были родовыми святилищами, а позднее стали местами погребений родовых старейшин. Менгиры представляют собой огромные,  продолговатой формы неотесанные камни, поставленные вертикально. Обычно они достигают 4-5 м в высоту; самый большой менгир – 21 м в высоту и около 300 кг веса – находится во Франции. Иногда менгиры составляют целые аллеи, длина которых может достигать километра. Кромлех - ритуальное сооружение,  служившее для погребения и религиозных церемоний, складывался из отдельно стоящих огромных камней, образующих круг; в центре этого круга ставился дольмен или менгир. При раскопках в кромлехах находили погребения, каменные топоры, зернотерки, лепную глиняную посуду.  

 2.4 Первобытное искусство Важнейшей частью искусства палеолита являются пещерные изображения. Палеолитические художники рисовали животных, на которых охотились – зубров, лошадей, оленей, мамонтов. Самыми прославленными памятниками являются росписи пещер Альтамира (Испания) и Ляско (Франция). В пещере Альтамира на потолке имеются изображения 25 фигур разнообразных животных – зубров, кабанов, ланей, чьи фигуры иногда достигают 2 метров в длину. Рисунки полихромные, и краски хорошо сохранились. Настенные росписи пещеры Ляско показывают раненого бизона, убитого человека с птичьим клювом, стилизованную птицу на длинном шесте и уходящего от места убийства носорога. Для палеолитического искусства характерен реализм: зверя изображали точно — от точности зависел успех охоты. Но художники еще не умели правильно передать пространство, а изображаемые сцены не имели композиции в полном смысле этого слова. В эпоху мезолита и неолита меняется характер наскальной живописи — художники теперь стремятся передать смысл действия, и изображают события во взаимосвязи, в движении. Это достигается за счет некоторой утраты правдоподобия и переходе к абстракции — символизму. Среди наскальных изображений эпохи неолита кроме обычных изображений зверей, птиц, рыб и охотничьих сцен, встречаются и фигуры разных видов домашних животных  - в одиночку, в виде стада, в упряжке, с всадником. Встречаются сцены обработки земли мотыгой и вспашки поля, изображения домой, поселков, лодки с гребцами, жертвоприношений, караванов вьючных животных.  

 2.5 Скульптура  Первые в истории человечества скульптурные образцы были созданы в эпоху палеолита. Это так называемые палеолитические «венеры» -  изображения обнаженных женщин, обладающих подчеркнутыми признаками женщины-матери, и скульптурные изображения животных – мамонта, медведя, пещерного льва. Фигуры нередко раскрашивались красками - черной, красной, коричневой и желтой.

 «Палеолитические  венеры»

 

 Домашняя  утварь и украшения В период неолита изготавливалось большое количество глиняной посуды и сосудов, на поверхность которых наносились разнообразные узоры - спиральный, дугообразный, зигзагообразный, «угловой», «нотный» или «радиальный». Помимо традиционных горшков начинают изготавливать сосуды в виде фигур людей и животных. С большим вниманием теперь относятся и к одежде - ее расшивают пластинками из расколотых клыков животных. Из перламутровых раковин делают бусины, а из них — ожерелья.  

 2.6 Религия первобытной эпохи Большинство ученых полагают, что время существования питекантропов, синантропов и неандертальцев относится к   безрелигиозному периоду в человеческой истории; первые религиозные верования стали зарождаться лишь тогда, когда на Земле появился человек современного типа. Тогда же формируются похоронные обряды. Религиозные представления древних людей существовали в форме анимизма, фетишизма и тотемизма.

 В основе анимизма (от латинского анима – дух, душа) лежала вера в существование души и духов. Дух – это душа, отделенная от тела. Считалось, что души есть не только у людей и животных, но и растений, любых предметов, явлений природы. Объектом религиозного поклонения становились те природные явления, которые были особенно важны для жизни общины. Так человек пришел к идеи обожествления природы, созданию ее культа. Культ природы – один из самых древних в человеческой истории. Тогда же формируется и культ предков.

   Тотемизм (от индейского тотем – его род) основан на идее о родстве группы людей (рода) и каких-либо животных или растений. Каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать или употреблять в пищу.  В качестве тотема могли также выступать определенные предметы. Тотемизм был присущ всем народам мира и его пережитки сохранились во многих религиях. На этой базе сформировался еще один важнейший культ - культ зверя.

  Фетишизм (от французского – талисман, идол, амулет) – культ неодушевленных предметов, которые, по мнению древних, обладали сверхъестественными и сверхъчувственными свойствами, так в них обитала душа. Фетишизм был распространен у всех первобытных народов. Он проявлялся в вере в силу талисманов, амулетов и оберегов и отражал стремление людей посредством фетишей воздействовать на ход событий: эти особые предметы должны были защитить людей от бед и несчастий, болезней, дать здоровье, принести удачу на охоте. Фетишизм, тотемизм и анимизм были тесно связаны с магией, так как воздействие на окружающий мир обычно осуществлялось при помощи колдовских обрядов и заклинаний. Магия  (от греческого – волшебство) возникло в древнейшую эпоху, со временем магические обряды становились все разнообразнее: они исполнялись для обеспечения удачи на войне, для «вызывания» дождя, при начале пахоты и уборки урожая. В первобытной общине выделилась особая группа людей - шаманы, которые, по мнению членов общины, обладали способностью общаться с духами. Ритуал общения сопровождался пением, плясками и ударами в бубен. Одной из основных функций шаманов являлось  лечение больных.  Шаманство было повсеместно и  широко распространено. 

 Формы религиозных  верований в первобытную эпоху  существовали в смешанном, нерасчлененном виде. Такое состояние принято  называть синкретизмом (от греческого – соединение). Синкретизм был характерен не только для первобытной религии, но и для первобытной культуры в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

   1.Культурология.  История мировой культуры. Под  ред. Н.О. Воскресенской.   М.: ЮНИТИ, 2003

 2.Культурология.  История мировой культуры. Под  ред. проф. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1995.

 3.Культурология.  История мировой культуры. Под  ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд.,  М.: ЮНИТИ, 1998.

 Культурология. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 3-е изд.,  М.: ЮНИТИ, 2000. 

Информация о работе Контрольная работа по «культуралогия»