Классицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:50, реферат

Описание

В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции.
В классицизме выделяются «высокие» жанры (трагедия, ода, живопись), мифологические (религиозные и исторические темы) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).
Идеологию классицизма составляют мотивы патриотизма, государственного служения.

Работа состоит из  1 файл

Классицизм аська шишова.docx

— 36.21 Кб (Скачать документ)

Классицизм

Классический стиль относится  к так называемым историческим стилям в архитектуре и декоре. Как  направление в искусстве этот стиль возник в Европе в XVII в. в  результате влияния итальянского Возрождения. К этому времени искусство  Ренессанса уже распространилось на континенте. Именно поэтому классицизм опирается на античное наследие и  архитектуру Древнего Рима. Во Франции  классицизм наибольшего расцвета достиг во времена правления Людовика XIV, и получил название "стиль Людовика XIV". Это был период строительства  архитектурного шедевра Франции - Версаля. Для французского классицизма характерно стремление к внушительности, парадности, декоративному блеску интерьеров и  в то же время строгая геометрическая планировка в архитектуре, упорядоченность, композиционная стройность. Полноправное господство классического стиля (собственно классицизма) можно увидеть в  интерьерах дворцов французской  знати Использование в оформлении помещений и фасадов элементов  античной архитектуры, разработка, так  называемой, «ордерной» организации  декора – его основная черта. Французский  классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и  симметричной общей композицией  со стремлением к импозантности  и внешнему блеску интерьеров. Классический стиль оправдал свое первоначальное название - "правильный образец для  подражания".Все было строго определено, четкие и прямые линии, правильные симметричные формы, начиная от колонн, оконных  проемов, мебели и кончая строгими геометрическими  формами подстриженных кустов в  саду. Французы, добавив к классицизму  немного роскоши и позолоты, введя  в отделку военную символику: знамена, шлемы, шпаги в барельефах, лепнине и резьбе, золоченые кисти, напоминающие генеральские эполеты, создали  во времена Наполеона стиль ампир.

В целом для классицизма  характерны рационализм, нормативность  творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции.  
Идеологией классицизма во Франции стали рационалистическая философия Р. Декарта (1546-1650), драматургия П. Корнеля (1606-1648), Ж. Расина (1639-1699), Ж.Б. Мольера (1622-1673), поэтика Н. Буало (1636-1711).  
Художественное произведение в классицизме воспринимается как создание искусственное — сознательно сотворе и разумно организованное.  
В классицизме выделяются «высокие» жанры (трагедия, ода, живопись), мифологические (религиозные и исторические темы) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).  
Идеологию классицизма составляют мотивы патриотизма, государственного служения.  
 
Возвышенным этическим идеям искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея» ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, ).  
 
В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. Ломоносова и Г. Державина, трагедии А. Сумарокова и Я. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы.  
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673). Творчество крупнейшего английского поэта XVII века Джона Мильтона (1608 – 1674) может рассматривать как пример  английского классицизма  (особенно его поздние поэмы). Мильтон родился в Лондоне, в семье нотариуса, формировался как личность под влиянием пуритан (в семье, в школе св. Павла, в Кембриджском университете). После окончания университета в 1632 г. Мильтон поселился в местечке Хортон, где начал литературную деятельность. Здесь он написал диптих «L’allegro» (Жизнерадостный) и «Il penseroso»(Задумчивый), где живописал согласие чувств и разума, отдавая разуму пальму первенства. В 1638 - 1640 гг. Мильтон путешествует по Европе, в Италии его принимают как крупного поэта и учёного. Но весть о созыве парламента в Англии, начале революции заставляет его вернуться на родину и активно включиться в борьбу за обновления общества.

Второй период в творчестве Мильтона (1640 – 1660) связан, прежде всего, с его участием в  английском буржуазной революции и  публистической деятельностью.

Мильтон был замечательным  поэтом. В его стихах ощущается  влияние классической эстетики. Так, в стихотворении «Шекспиру» Мильтон  повторяет образ «Памятник» Горация: Шекспир воздвиг себе памятник выше и прочнее пирамид. Поэт сравнивает творчество Шекспира с современной  литературой,  о которой говорит  с грустью: «С твоей свободной  песней что сравниться? // А в наши дни искусство только мниться // Свободным  быть».

Последний период творчества Милтона охватывает 1660 – 1674 гг. С поражением революции и  началом реставрации Стюартов для  поэта наступает мрачное время. Он едва избегает казни и тюрьмы. В августе 1660 г. По указу короля публично сжигаются публицистические книги Мильтона «Иконоборец» и «Защита английского народа». В этот период написаны самые знаменитые произведения писателя – поэмы «Потерянный рай! (1658 – 1667) и «Возвращённый рай» (1671), трагедия «Самсон-борец» (1671).

 

Основные требования классицизма  в литературе

   1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

Герою своему искусно сохраните  черты характера среди любых событий. 
От недостойных чувств пусть будет он свободен 
И даже в слабостях могуч и благороден! 
Великие дела он должен совершать.

2. Исключалось использование  простонародного языка

Бегите подлых слов и грубого  уродства. 
Пусть низкий слог хранит и строй и благородство

3. Требование композиционной  строгости

4. Соблюдение в произведении  трех единств: времени, места  и действия .

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести. 
Единство местав нем вам следует блюсти. 
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: 
Одно событие, вместившееся в сутки, 
В едином месте пусть на сцене протечет; 
Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на  жанры. 

“Высокие”: трагедии, эпические  поэмы, оды, гимны

Они должны разрабатывать  важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера –  жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами  и мифологическими параллелями, эпитетами

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Их тематика – жизнь  частных лиц, народный быт. Язык –  просторечный.

Смешивать жанры считалось  недопустимым!

 
Для театрального искусства (М. Шанмеле, в Санкт-Петербурге А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественность спектаклей, размеренное чтение стихов.  
В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (оперы К. Глюка в Австрии).  
 
Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. Габриель, К. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Приемы барокко сочетаются с традициями французской готики и новыми 
классицистическими принципами понимания красоты. Многие культовые 
сооружения, построенные по установившемуся в итальянском барокко типу 
базиликальной церкви, получили пышные главные фасады, декорированные 
ордерами колонн и пилястров, с многочисленными раскреповками, 
скульптурными вставки и волютами. Примером может служить церковь 
Сорбонны (1629-1656, архитектор Ж. Лемерсье) - первое культовое здание 
Парижа, увенчанное куполом. 
 
Преобладание классицистических тенденций сказалось в таких 
сооружениях, как церковь де ла Визатасьон (1632-1634) и церковь 
монастыря Минимов (начата в 1632г.), созданных Ф. Мансаром. Для этих 
построек типична простота композиции и сдержанность форм, отход от 
барочных образцов базиликального плана и трактовки фасадов как пышной 
архитектурной декорации. 
 
Одним из ранних дворцовых сооружений был уже упомянутый Люксембургский 
дворец (1615-1620/21), построенный Соломоном де БИОСом (после 1562-1626) 
для Марии Медичи. Около дворца был разбит великолепный парк, считавшийся 
в начале XVII века одним из лучших.  
 
Композиция дворца характеризуется размещением основного и более низких 
служебных корпусов-флигелей вокруг большого парадного дворца 
(курдонера). Одна сторона главного корпуса обращена в парадный 
внутренний двор, другая - к парку. В объемной композиции дворца четко 
проявились характерные для французской дворцовой архитектуры первой 
половины XVII века традиционные черты, например выделение в главном 
трехэтажном корпусе дворца угловых и центрального бешнеобразных объемов, 
увенчанных высокими кровлями, а также расчленение внутреннего 
пространства угловых башен на совершенно одинаковые жилые секции. 
 
Облик дворца, в некоторых чертах которого еще сохраняется сходство с 
замками предшествующего столетия, благодаря закономерному и ясному 
композиционному построению, а также четкому ритмическому строю 
двухъяросных ордеров, расчленяющих фасады, отличается монументальностью 
и представительностью. 
 
Массивность стен подчеркивается горизонтальным рустом, сплошь 
покрывающим стены и ордерные элементы. Прием этот, заимствованный у 
мастеров итальянского барокко, в творчестве де Броса получил 
своеобразное звучание, сообщающее облику дворца особое богатство и 
великолепие. 
 
Среди других произведений де Броса видное место занимает церковь 
Сен-Жерве (начата в 1616 г.) в Париже. В этой церкви, построенной по 
плану церквей итальянского барокко, традиционные элементы церковных 
барочных фасадов сочетаются с готической вытянутостью пропорций.  
 
К первой половине XVII столетия относятся ранние образцы крупных 
ансамблевых композиций. Создателем первого в архитектуре французского 
классицизма ансамбля дворца, парка и города Ришелье (начат в 1627 г.) 
был Жак Лемерсье. 
 
Планировка ныне не сохранившегося ансамбля была основана на 
пересечении под углом двух композиционных осей. Одна из них совпадает с 
главной улицей города и парковой аллеей, соединяющей город с площадью 
перед дворцом, другая является главной осью дворца и парка. Планировка 
парка построена на строго регулярной системе пересекающихся под прямым 
углом или расходящихся из одного центра аллей. 
 
Расположенный в стороне от дворца г. Решелье был окружен стеной и 
рвом, образующими прямоугольник в плане. Планировка улиц и кварталов 
города подчинена той же строгой системе прямоугольных координат, как и 
ансамбль в целом, что свидетельствует о сложении в первой половине XVII 
века новых градостроительных принципов и преодолении средневековых 
приемов застройки города с кривыми узкими улочками, скученными 
строениями и маленькими тесными площадями. 
 
Дворец Ришелье, как и его регулярный парк с глубокими перспективами 
аллей, обширным партером и скульптурой, создавался как величественный 
памятник, призванный прославить всесильного правителя Франции. Интерьеры 
дворца были богато украшены лепниной и живописью, в которых 
возвеличивались личность Ришелье и его деяния. 
 
Ансамбль дворца и города Ришелье был еще недостаточно проникнут 
единством, однако в целом Лемерсье удалось создать новый тип сложной и 
строгой пространственной композиции, неизвестной архитектуре 
итальянского Возрождения и барокко. 
 
Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был 
Франсуа Мансар (1598-1666). Его крупным произведением является церковь 
женского монастыря Валь де Грас (1645-1665), построенная уже после его 
смерти. В основу композиции плана положена традиционная схема купольной 
базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, 
трансептом и куполом на средокрестии. Как и во многих других 
французских культовых сооружений XVII века, фасад здания восходит к 
традиционному решению церковного фасада архитектурой итальянского 
барокко. Приподнятый на высоком барабане купол церкви - один из трех 
наиболее высоких куполов Парижа. 
 
В 1630 г. Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища 
высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под желье 
(устройство, получившее по имени автора название "мансарды"). 
 
В отделке интерьеров замков и городских отелей в первой половине XVII 
века широко применялись резное дерево, бронза, лепнина, скульптура, 
живопись. 
 
Таким образом, в первой половине XVII века как в области 
градостроительства, так и в формировании самих типов зданий идет процесс 
вызревания нового стиля, и создаются условия для его расцвета во второй 
половине столетия. Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Для французского классицизма  было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и  от дворца, симметричное построение обеих  частей сада с весьма широкой центральной  аллеей.

Ленотр планировал аллеи  не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это  был символ самого Людовика 14, Короля-Солнца. Лучи аллей расходились из спальни  Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его  пышного ложа, и символизировали  солнечный свет, который король распространяет по всей Франции. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися  в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном  Батистом Люлли.

Замечательным образцом садово-паркового  искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти  на столетие позже, в нем, как и  в Версале, воплотились многие сильные  стороны классицизма. Замысел и  исполнение проекта принадлежат  Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные  каскады, скульптурные группы и строгая  разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного стали нормой в  эпоху классицизма 
 
Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное 
применение классической ордерной системы: горизонтальные членения 
преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные 
кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой; 
объемная композиция здания становится более простой, компактной, 
соответствующей расположению и величине внутренних помещений. 
 
Наряду с влиянием архитектуры античного Рима усиливается воздействие  
архитектуры итальянского Возрождения и барокко. Это последнее 
сказывается в заимствовании некоторых барочных форм (кривые разорванные 
фронтоны, пышные картуши, волюты), в принципах решения внутреннего 
пространства (анфилада), а также в повышенной усложненности и 
помпезности архитектурных форм, особенно в итерьерах, где их синтез со 
скульптурой и живописью нередко несет в себе в большей мере черты 
барокко, чем классицизма. 
 
Одним из произведений архитектуры второй половины XVII века, в котором 
уже ясно ощущается преобладание зрелых художественных принципов 
классицизма, является загородный ансамбль дворца и парка Во-ле-Виконт 
близ Мелена (1655-1661 ). 
 
Создателями этого выдающегося произведения, построенного для 
генерального контролера финансов Фуке, были архитектор Луи Лево (ок. 
1612-1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр, 
распланировавший парк дворца, и живописец Шарль Лебрен, принявший 
участие в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов. 
 
В структуре и облике здания, так же как и в композиции ансамбля в 
целом, несомненно, более последовательное применение классицистических 
архитектурных принципов.  
 
Это проявляется прежде всего в логичном и строго расчитанном 
планировочном решении дворца и парка как единого целого. Большой 
овальной формы салон, составляющий центральное звено анфилады парадных 
помещений, стал композиционным центром не только дворца, но и ансамбля в 
целом, поскольку его положение на пересечении основных планировочных 
осей ансамбля (главной парковой аллеи, идущей от дворца, и поперечных, 
совпадающих с продольной осью здания) делает его "фокусом" всего 
комплекса. 
 
Таким образом, здание дворца и парк подчинены строго централизованному 
композиционному принципу, позволяющему привести разнообразные элементы 
ансамбля к художественному единству и выделить дворец как главную 
составную часть ансамбля. 
 
Для композиции дворца типично единство внутреннего пространства и 
объема здания, отличающее произведения зрелой классицистической 
архитектуры. Большой овальный салон выделен в объеме здания 
криволинейным ризалитом, увенчанным мощной купольной кровлей, создающей 
статичность и спокойствие силуэта здания. Введением большого ордера 
пилястр, охватывающих два этажа над цоколем, и мощной горизонтали 
гладкого, строгого по профилям классического антаблемента достигается 
преобладание в фасадах горизонтальных членений над вертикальными, 
целостность ордерных фасадов и объемной композиции, не свойственная 
замкам более раннего пеиода. Все это придает облику дворца 
монументальную представительность и парадность. 
Скульптура

Толчком к развитию классицистической  скульптуры в середине XVIII века послужили  сочинения Винкельмана и археологические  раскопки древних городов, расширившие  познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма  колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в  статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма  тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос. Частные  заказчики эпохи классицизма  предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев. 
 
 
Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

 

 
Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развёртыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции. Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511). 
 
Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции. 
 
В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Открытие «подлинной»  античной живописи при раскопках  Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ  Рафаэля, проповедуемый близким  к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в  классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового  классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный  художественный язык с равным успехом  служил пропаганде идеалов Французской  революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). 
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Мода

Мода, как известно, также отражает веяния и требования эпохи. Кстати, склонность Людовика 14 к роскоши и увеселениям сделали Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды. Как мужская, так и женская одежда этого времени свободна, легка, живописна.

- Вспомните, как были  одеты герои “Трех мушкетеров”?

Круглый кружевной мужской  воротник, до этого падавший на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок. Штаны так расширились  вокруг колен, что стали похожи скорее на короткую женскую юбку. Под эти  штаны надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами. К концу XVII века сформировались три важнейших компонента, из которых  сегодня состоит мужская одежда, - сюртук, жилет и штаны. Довольно узкие штаны до колен закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные – красные  или светло-синие. Плотные полусапожки  были на высоких, большей частью красных  каблуках.

В женском костюме сохраняется  плотный удлиненный лиф и разделенная  спереди юбка Характерным является широкий вырез. Рукава и корсаж обильно  украшены кружевами и лентами.

Информация о работе Классицизм