Каменная рукопись Московской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:38, реферат

Описание

XVII век был сложным, бурным, противоречивым периодом в истории
России. Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век
«бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени
удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых. При
Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же
«...отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его
еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О.
Ключевский).

Содержание

Введение 3
Часть 1. Общая характеристика русской культуры XVII века 4
Часть 2. Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке 7
2. 1. Церковь Покрова в Рубцове 11
Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке 16
3.1. Творчество Симона Ушакова 17
3.2. Икона Богоматерь "Умиление" Муромская 20
Часть 4. Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке 23
4.1. Основные способы обработки драгоценных металлов 28
4.2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Каменная рукопись Московской Руси.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

       В конце XVII в.  в  храмовой  архитектуре   возникает  новый стиль —

нарышкинское  (московское)  барокко.  Самым  значительным   памятником   его

является  московская  церковь  Покрова  в  Филях,  отличающаяся  изяществом,

безукоризненными  пропорциями,  применением   во   внешней   отделке   таких

декоративных украшений, как  колонны,  капители,  раковины,  а  также  своим

«двуцветием»; использованием только красного и белого цветов.

       Наряду с церковными  в  XVII  в.  строятся  значительные  гражданские

сооружения.  Существенной  перестройке   подвергается   Московский   Кремль.

Надстраиваются Кремлевские  башни,  Спасская  возводится  (в  ее  теперешнем

виде), создавая парадный въезд в  Кремль. На всех башнях появляются  шатровые

навершия вместо прежних четырехскатных крыш.  Все  это  придает  Московскому

Кремлю   новый   вид:   оборонно-крепостной   его   облик   уступает   место

торжественному ансамблю.[4]

       Впрочем, изменениям  подвергается и  внутреннее  пространство  Кремля.

Выдающимся светским сооружением  является  Теремной  дворец  (1635-1636).  Он

представлял собой трехэтажное  на высоких подклетях  здание,  заканчивающееся

высоким «теремком». Здание было богато украшено: золотая кровля,  два  пояса

изразцовых карнизов, каменная  резьба.  Декоративным  убранством  отличается

золотое  крыльцо. На  формы   отделки   непосредственно   оказало   влияние

деревянное зодчество. В ином стиле  возводятся там  же  Патриаршие  палаты  с

Крестовым  залом,  здание  Земского   приказа.   Примером   поисков   нового

оформления  зданий  общественного  назначения  стала  построенная   Михаилом

Чоглоковым  Сухарева  башня.  Над  массивным   первым   ярусом   (подклетом)

располагались  два  яруса  подклетного  строения,   увенчанного   башней   с

государственным гербом  наверху.  Ко  второму  ярусу  шла  широкая  парадная

лестница.

       В  XVII  в.   получает   дальнейшее   развитие   торгово-промышленное

строительство. Так, гостиные дворы  сооружаются в Китай-городе в  Москве  и  в

Архангельске.  Архангельский  гостиный  двор,  вытянувшийся  вдоль  Северной

Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с  боевыми  башнями.  Внутри

его размещалось более двухсот  торговых помещений.

       Большая заслуга  в организации строительства  в Московском  государстве

по-прежнему принадлежала «Приказу каменных дел», который объединял  наиболее

квалифицированные кадры  «каменных  дел  подмастерий».  Из  числа  последних

вышли  создатели  крупнейшего  светского  сооружения  -  «Теремного   дворца

Московского кремля» (1635-1636) - Важен  Огурцов, Антип Константинов,  Трефил

Шарутин и  Ларион  Ушаков.  Это  трехэтажная  постройка  над  двумя  этажами

времени Ивана III и Василия III. Дворец  был  сооружен  для  царских  детей,

поэтому здесь было гульбище и миниатюрная  «смотрильная»  башенка.  Интерьер

тоже был особенный - веселый, ярко раскрашенный травный орнамент, резной  по

белому камню. Разработал и исполнил интерьер лучший  царский  изограф  Симон

Ушаков.

       Гражданское каменное  строительство  постепенно  приобретает   большой

размах и ведется в различных  городах.

       По заказу Льва Кирилловича Нарышкина, дяди будущего императора  Петра

I, и членов этого семейства  в Москве и  округе  возводятся  здания  в  стиле

условно  именуемом  «нарышкинским»  или  «московским  барокко».  Исполнитель

заказов Яков Бухвостов, крепостной. Не первое, но одно  из  самых известных

его сооружений - церковь Покрова  в Филях (1690-1695).  «Нарышкинский  стиль»

или «московское барокко» - результат  соприкосновения с  искусством  Западной

Европы. От  барокко  здесь  лишь  некоторые  декоративные  детали  ордера  -

верхней части колонны и  несомого  ею,  и  большие  окна  со  стеклами.  Все

остальное - традиционно. Это  -пятиглавый,  двухцветный  (красный  с  бельм)

башнеобразный слитый с колокольней  храм. Постепенно в светском  и  культовом

зодчестве   основными   принципами   архитектурной   композиции   становятся

центричность, ярусность, симметрия.

       Еще в 30-40-х  годах XVII начинает распространяться  тип  бесстолпного,

обычно  пятиглавого  приходского  храма  с  глухими  в  большинстве  случаев

барабанами. Это -московские церкви Рождества  Богородицы  в  Путинках  (1649-

1653) и Троицы  в  Никитниках  (1628-1653).  В  семидесятых  годах   строятся

подмосковные храмы в боярских  усадьбах,  автором  которых  считается  Павел

Потехин. Именно он в 1678 году возводит храм в Останкино.

       «Обмирщение»  архитектуры  проявляется   и   в   палатах   Ростовского

митрополита Ионы Сысоевича на берегу озера  Неро.  Это  скорее  Кремль,  чем

резиденция священнослужителя  высокого ранга.

       Церковные реформы патриарха Никона  коснулись  и  архитектуры.  Никон

пытается запретить светские  новшества  и  возведение  шатровых  храмов.  Но

запреты его не всегда исполнялись, и дело закончилось тем, что  в  1657-1666

годах  он  возводит  Новоиерусалимский  (или  Воскресенский)   монастырь   в

современном нам городе  Истра.  Собор  монастыря  должен  был  стать  точной

копией храма  «Гроба  Господня»  Х1-ХП  веков  в  Иерусалиме.  Одних  только

приделов (церквей) в нем 29, соединенных  между  собой  центральным  шатровым

перекрытием.

       С собором граничит  катакомбная  церковь  Константина   и  Елены,  при

которых  начало  распространяться  христианство.  Центральный  храм  украшен

многоцветными поливными (глазурью) изразцами. В годы  Великой  Отечественной

войны собор  был  превращен  в  руины.  Сейчас  этот  храм  почти  полностью

восстановлен.

       Дошедшие  до  нас  памятники  деревянного   зодчества  в   большинстве

относятся к ХУ1-ХУШ векам. В 1667-1668 годах Семен Петров  и  Иван  Михайлов

возвели, по  словам  современников,  «восьмое  чудо  света»  -  Дворец  царя

Алексея   Михайловича   -   великолепный   образец   деревянного   хоромного

строительства.  Здесь  были  хоромы  царя  и  царицы,  царевича  и  царевен,

служебные помещения и каменная церковь.  Всюду  яркая  раскраска,  золоченая

резьба, детали  древнерусских  деревянных  украшений.  В  1681  году  дворец

частично перестраивался Саввой Дементьевым. Через  сто  лет  после  создания

«восьмое чудо света» было разобрано  для реконструкции  и  вовсе  пропало.  О

красоте этого сказочного дворца остается судить лишь по рисункам.

       Жесткая регламентация  в  области  культовой   архитектуры,  проводимая

Никоном, способствовала художественным поискам зодчих  в  возведении  зданий

иного, гражданского предназначения. И как результат поиска  -  строительство

в 1679 году Печатного, а в  1696  году  Монетного  дворов  архитекторами  Т.

Шарутиным и  И.  Невериным.  Михаил  Чоглоков  в  1692-1701  годах  возводит

Сухареву  башню. Несомненно, во второй половине семнадцатого столетия  Москва

явно преображалась  и хорошела.  Секретарь  антиохийского  патриарха  Макария

Павел Алеппский, побывавший  в  ту  пору  в  Москве,  так  описывает  здания

русской столицы: «... мы  дивились  на  их  красоту,  украшение,  прочность,

архитектуру, изящество, множество  икон и колонн с резьбой, кои  по  сторонам

окон, на высоту этажей, как будто  они крепости, на  их  огромные  башни,  на

обильную раскраску разноцветными  красками снаружи и внутри...».

       Для зодчества  характерно  то, что при увеличении  числа кирпичных

зданий (причем не только  церковных,  но  и  жилых  и  торгово-промышленных)

основным строительным материалом оставалось дерево.

       Выдающимся      памятником      деревянного      творчества      стал

  Царский  дворец  в Коломенском, разобранный во второй  половине  XVIII в.

 В  деревянном культовом  творчестве преобладали шатровые  храмы, но  получили

распространение и ярусные  церкви,  отличающиеся  размещением  на  четверике

нескольких последовательно уменьшающихся восьмериков  (Вознесенская  церковь

1653 г. в  Торжке).

       Архитектура приобрела  общероссийский характер: обмирщение,  сближение

культового стиля с гражданским, украшение зданий, новые  виды  строительного

материала (многоцветные  изразцы,  фигурный  кирпич,  белокаменные  детали).

Никон после вступления в 1652 г.  на  патриаршество  запретил  строительство

шатровых храмов, желая вернуться  к суровой монументальности  прошлых  веков,

взяв за образец Успенский собор  в Кремле.

       Но ему не  удалось полностью возродить традиции XVI в. и устоять перед

новыми влияниями в кирпичной  храмовой архитектуре (огромные  оконные  проемы

и многоцветные изразцы).  К  выразительным  элементам  храмового  творчества

второй  половины  XVII  в.  относятся  многоярусные  колокольни,   например,

шестиярусная башня Новодевичьего  монастыря в Москве.

 

 

2. 1. Церковь Покрова в Рубцове

 

 

       Церковь Покрова  построена в середине 1620-х годов.  Это  была  первая

крупная храмовая  постройка  Романовых,  возведение  которой  приблизительно

совпало  по  времени  с  первыми  серьезными  работами  по  обустройству  их

резиденции в Кремле, связанными с деятельностью  представителей  европейской

традиции,  английских  мастеров   Христофора   Галовея   и   Джона   Талера.

Архитектура  церкви  Покрова,   напротив,   целиком   принадлежит   русскому

контексту и тесно связана  с  принципами  построения  художественной  формы,

сложившимися в конце XVI в., в "годуновский" период.[5]

       Победа  1618  года  над   Владиславом   и   Сагайдачным,   отмеченная

строительством церкви, в  1620-е  гг.  воспринималось  как  важнейшая  веха,

означавшая конец Смутного  времени.  Романовы  имели  основания  праздновать

победу над Владиславом  и  как  общегосударственную  (конец  Смуты),  и  как

родовую, романовскую (возвращение Филарета Никитича  из  польского  плена  и

временное устранение соперника Михаила  Федоровича - королевича  Владислава).

Это объясняет появление первого  репрезентативного памятного храма  в  царской

усадьбе, которая ко времени  избрания Михаила Федоровича на царство была  его

единственной наследной родовой  вотчиной в московском уезде.

       Храм принадлежат   к  типу  бесстолпных  церквей   с  крещатым  сводом,

снаружи отраженном в пирамидальной  "горке  кокошников",  который  возник  и

получил  определенное  распространение  в  последней  четверти  XVI   в,   в

"годуновский" период. Таких  храмов известно немного  -  это  придел  Василия

Блаженного  собора  Покрова  на  Рву,  старый  собор   Донского   монастыря,

надвратная церковь Происхождения Древ Симонова монастыря и церковь Троицы  в

Хорошеве. Вероятно,  что  к  их  числу  принадлежала  также  церковь  Николы

Явленного у Арбатских ворот, данными  об устройстве внутреннего  пространства

которой мы  не  располагаем;  однако,  судя  по  известным изображениям  ее

внешнего  вида, этот храм вероятнее всего  должен был быть бесстолпным.  Итак,

помимо  церкви Покрова в Рубцове нам  известно только пять бесстолпных  храмов

с крещатым сводом и "горкой кокошников". Все  они были построены  между  1588

и 1600 гг. Первые четыре из названных храмов относятся  к еще более  краткому

периоду 1588 и 1598 гг.  Идентичность  их  размеров,  конструкции  сводов  и

некоторых  приемов  декоративного   убранства   позволяет   объединить   эти

памятники в  компактную  группу,  связанную,  в  первую  очередь,  единством

конструктивного приема, состоящего в  использовании  ступенчатых  распалубок

крещатого свода, позволяющих  повысить  его  щелыгу.  Все  храмы  связаны  с

государственным  заказом,  и   возможно,   их   сходство   было   следствием

сознательного повторения образца (придела Василия  Блаженного).[6]

       Итак, в конце  XVI  в.  в   архитектуре  Москвы  и  Московского   уезда

возникла  группа  бесстолпных  храмов,   перекрытых   крещатым   сводом   со

ступенчатыми  распалубками, и увенчанных пирамидальной  "горкой  кокошников".

С  этими  памятниками  связаны  наиболее  смелые  поиски  конструктивного  и

объемного решения бесстолпных храмов в  конце XVI в. В XVII в. описанный  тип

бесстолпного  храма  не  получил  развития,  будучи  вытеснен  более  простым

сомкнутым четырехлотковым сводом. Единственным  примером  его  использования

вне рамок "годуновского периода" является церковь Покрова в Рубцове.

       Ее сходство с перечисленными  церквями хорошо заметно  при  первом  же

рассмотрении: церковь увенчана  "горкой  кокошников"  из  трех  поставленных

один над  другим рядов,  по  три  кокошника  в  каждом.  Квадратный  четверик

перекрыт  крещатым сводом, к нему примыкает  трехапсидный алтарь.

                                    [pic]

       Отметим основные  черты, отличающие церковь Покрова:  это приземистость

объемов, крупный размер четверика (внутренние размеры 9*9  м)  и  постановка

на  высоком  подклете.  Кроме  того,  в  церкви  Покрова  заметно  искажение

пропорций - тяжелый объем  основания  контрастирует  с  маленькой  венчающей

Информация о работе Каменная рукопись Московской Руси