Каменная рукопись Московской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:38, реферат

Описание

XVII век был сложным, бурным, противоречивым периодом в истории
России. Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век
«бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени
удалось преодолеть вступившей на престол в 1613г. династии Романовых. При
Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же
«...отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его
еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее» (В.О.
Ключевский).

Содержание

Введение 3
Часть 1. Общая характеристика русской культуры XVII века 4
Часть 2. Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке 7
2. 1. Церковь Покрова в Рубцове 11
Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке 16
3.1. Творчество Симона Ушакова 17
3.2. Икона Богоматерь "Умиление" Муромская 20
Часть 4. Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке 23
4.1. Основные способы обработки драгоценных металлов 28
4.2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Каменная рукопись Московской Руси.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

Введение    3

Часть 1. Общая характеристика русской  культуры XVII века     4

Часть 2. Архитектура Москвы и Московского  уезда  в XVII веке 7

  2. 1. Церковь Покрова в Рубцове  11

Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке  16

  3.1. Творчество Симона Ушакова  17

  3.2. Икона Богоматерь "Умиление" Муромская 20

Часть 4. Золотое и серебряное дело в Москве в XVII веке 23

  4.1. Основные способы обработки  драгоценных металлов  28

  4.2. Техники украшения изделий  из драгоценных металлов     29

Заключение  32

Список использованной литературы  34

 

 

Введение

 

 

       XVII век был   сложным,  бурным,  противоречивым  периодом  в  истории

России. Недаром современники называли  начало  века  «смутой»,  а  весь  век

«бунташньм». Примерно  к  середине  столетия  последствия  смутного  времени

удалось преодолеть вступившей на престол  в 1613г.  династии  Романовых.  При

Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь  страны стала  налаживаться.  Тогда  же

«...отразился первый момент преобразовательного  движения,  когда  вожди  его

еще не думали разрывать  со  своим  прошлым  и  ломать  существующее»  (В.О.

Ключевский)[1].  Время  правления  Федора   Алексеевича   (1676-1682)   было

временем  перехода  от  деяний  Алексея   Михайловича   к   преобразованиям,

совершенным Петром Великим.

       Эволюционные  процессы, происходившие в общественном  и государственном

строе, ломка традиционного мировоззрения,  выросший  интерес  к  окружающему

миру, тяга к «внешней премудрости» - наукам и накопление  знаний  отразились

на характере культуры.

       В этом веке, особенно в его второй половине:

       1) рушатся иконографические  каноны;

       2) достигает   апогея  любовь  к  декоративной  проработке  деталей  и

полихромии в архитектуре;

       3) происходит  сближение  культового  и гражданского  строительства,

приобретшего невиданный размах;

       4) идет процесс   «обмирщения»  искусства,  то  есть  освобождения  от

церковного влияния.

       В XVI веке Москва  приобретает ведущее  значение  не  только  во  всей

русской  культуре  (в  архитектуре,  иконописи,   в   декоративно-прикладном

искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет  за  собой  до  начала  XVIII

века, когда  столица  переносится  в  Петербург.  В  мастерских  Московского

Кремля в XVI-XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со  всех  концов

России и из-за границы.

       В данном реферате  хотелось бы рассмотреть основные  тенденции развития

русского искусства (архитектура, живопись, ювелирное дело) в  XVII  веке  на

примере культурной жизни Москвы.

 

 

Часть 1. Общая характеристика русской культуры XVII века

 

 

       XVI и XVII века  – время  развития  единого   русского  государства  во

главе с Москвой – "московского  царства".

       Россия в XVII в.  сделала  первые  попытки   расстаться  со  стариной,

осуществить реформы,  способные  вывести  страну  на  современные,  с  точки

зрения европейской, позиции. Неудивительно  поэтому,  что  XVII  в.  оказался

переломным  и  в  истории  русской   культуры,   для   которой   становилось

характерным "обмирщение", усиление интереса к личности  человека,  а также

намечающееся сближение с западной культурой. Большую роль в  развитии  новых

черт русской культуры сыграли  события Смутного  времени,  втянувшие  в  свой

водоворот массы людей, обогатившие  их новым опытом,  ближе  познакомившие с

европейским бытом и традициями.

       Опричное разорение  стало причиной долгого запустения  многих  земель.

Постепенное восстановление начинается с воцарением  Федора  Иоанновича,  при

фактическом  правлении  Бориса  Годунова,   впоследствии,   по   бездетности

умершего в 1598 г. царя занявшего  русский трон  и  мечтавшего  об  основании

новой династии. "Годуновский" период отмечен  новым  расцветом  архитектуры,

усвоившей "итальянизирующие"  приемы  кремлевских  соборов  начала  века,  и

созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства,  в  чем,

возможно, участвовали  европейские  и  греческие  мастера-ювелиры,  которых,

видимо, было немало при годуновском  дворе.[2]

       Однако  планам  о  годуновской  династии  не  суждено  было  сбыться.

Напрасно была построена исключительная по размерам и  фортификационной  мощи

крепость с  Смоленске  –  она  была  сдана  без  боя  польским  войскам  под

предводительством "Димитрия"  -  человека,  объявившего  себя  спасшимся  от

смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С  коронации  Лжедмитрия

и его убийства (почти ровно через  год) начинается  период  внутренних  войн,

разбоя и интервенции;  частая  смена  царей  и  последующее  "междуцарствие"

привели к невиданному ранее  разорению страны.

       Смута заканчивается   с  избранием  и  венчанием   на  царство  Михаила

Федоровича  Романова,  однако  войны  и  последующее  восстановление  страны

затянулись более чем на десятилетие.

 

       Сочетанием "старины  и новизны" отмечены архитектура и изобразительное

искусство. Основным строительным  материалом  оставалось  дерево,  в  то  же

время  возрастало  число  каменных  построек.  Одна  из  наиболее  известных

деревянных построек второй половины XVII в. - царский дворец в  подмосковном

селе Коломенское. Увеличивается  число общественных  зданий  государственного

и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре.

       В  деревянном  церковном  зодчестве   преобладали   шатровые   храмы,

приобретавшие все большую декоративность. Стремление  к  внешней  красоте  и

нарядности свидетельствовало  об усилении  светского  начала  в  архитектуре.

Для украшения каменных храмов  использовали  новые  строительные  материалы:

изразцы, фигурный кирпич, белый камень в  сочетании  с  красным  (узорочье).

Проникновению  светских   начал   в   культовое   зодчество   сопротивлялось

духовенство. Однако, несмотря на попытки  запретить  строительство  каменных

шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви  Рождества  в

Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). В  то  же

время по инициативе патриарха Никона  в  традиционном  монументальном  стиле

сооружаются ансамбли подмосковного  Ново-Иерусалимского монастыря,  Иверского

на Валдае и др.

       В конце  XVII в. в церковном строительстве возникает т.н. нарышкинское

или московское барокко, характерными чертами которого  были  многоярусность,

строгость пропорций, пышность убранства  зданий.  Появляются  церкви  нового

типа – центрические,  высокие,  увенчанные  звонницей,  вписанной  в  силуэт

храма и украшенные изысканным резным  белокаменным  декором,  также  имеющим

белорусско-североевропейское  происхождение.  Одна  из  наиболее   известных

построек в этом стиле - московская церковь Покрова в Филях,  возведенная  по

инициативе дяди Петра Л. К. Нарышкина.

       Несмотря на  строгую церковную регламентацию  тем  и  способов  письма,

процесс обмирщения затронул и живопись. Реалистические  тенденции  отчетливо

проявились  в  творчестве  Симона  Ушакова,  в  течение  30  лет  фактически

возглавлявшего  живописное  дело.  Живые,  одухотворенные  человеческие  лица

глядят  на нас с его икон "Спас нерукотворный", "Вседержитель",  "Троица".  В

рамках  церковной  живописи  развивался  бытовой  жанр  (фрески  ярославских

мастеров, на которых изображены обыденные  явления  мирской  жизни),  парсуна

(портретные изображения), пейзаж,  служивший  фоном  для   икон.  В  1672  г.

появился  первый  придворный  театр,  в  котором  разыгрывались   пьесы   на

библейские и исторические сюжеты.

       Для  столичной   иконописи  времени  Михаила   Федоровича   характерно

дальнейшее  развитие  т.н.   "строгановской   школы",   берущей   начало   в

годуновских придворных мастерских –  изящная, тонкая  живопись,  внимательная

отделка деталей делают ее  одной из  жемчужин  поздней русской иконописи.

Качество   живописи   контрастирует   с   некоторой   грубоватостью   ранней

романовской  архитектуры,  также  продолжающей  "годуновские"   традиции   и

ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века.

       С середины  1630-х  годов  в  архитектуре   складывается  направление,

получившее название "узорочья" (что отражает наполненность храмовых  фасадов

разнообразной мелкой кирпичной и  изразцовой декорацией)  -  его  источниками

стали раннеромановские  постройки,  по-своему  интерпретирующие  годуновское

наследие и северо-европейские  влияния, привнесенные иностранными  мастерами,

работавшими в 1620-е гг. для Михаила  Федоровича в  Кремле  (имеются  в  виду

Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню  Кремля  и  Джон  Талер,

построивший  церковь  Екатерины  в  Кремле).   К   1635-36   гг.   относится

строительство Теремного дворца в  Кремле на основании  старого  дворца  Ивана

III. Одним из важнейших  образцов  для  многочисленных  "узорочных"  церквей

стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.

       В XVII веке было  построено больше  церквей,  чем   за  всю  предыдущую

историю русской архитектуры. Возникает  феномен  провинциального  зодчества,

по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды.

       XVII век – период, завершающий  русское средневековье. Многое  в  этом

столетии  можно  назвать  переломным:  Россия,  через   влияния,   созвучные

внутренним  культурным процессам,  приобщается  к  культуре  Нового  времени,

выбирая европейский  путь развития – несомненно, что  этот путь был во  многом

предопределен всей русской историей, также как  и  все  бесконечные  споры  о

своеобразии русского пути, начатые при Иване III, с  созданием  "московского

царства".

 

Часть 2. Архитектура Москвы и Московского  уезда  в XVII веке

 

 

       В зодчестве  на протяжении XVII в. произошли  большие  изменения.  Хотя

основным  строительным  материалом  осталось  дерево,  но  по  сравнению   с

предыдущим  временем  значительно   большее   развитие   получило   каменное

(кирпичное) строительство. Широко  стали применяться новые виды  строительных

материалов: многоцветные  изразцы,  фигурный  кирпич,  белокаменные  детали.

Многие постройки возводились  мастерами Приказа  каменных  дел  (образован в

конце XVI в.).

       К выдаюшимся  произведениям деревянного  зодчества   относится  царский

дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это  был

целый городок с башенками, чешуйчатыми  крышами,  гульбищами,  крылечками  с

витыми  «колоннами».   Различные   постройки   —   хоромы,   выполненные   в

индивидуальной манере, не похожие  друг на  друга,  связывались  между  собой

переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники  называли  его

«восьмым чудом света».

       В деревянном  церковном зодчестве преобладали  шатровые здания. Строили

также ярусные церкви.  В  целом  деревянное  зодчество  испытывало  обратное

влияние каменной архитектуры.

       Несмотря на  попытку патриарха Никона запретить  строительство каменных

шатровых храмов, этот тип стал  преобладающим  в  церковной  архитектуре.  В

Москве  возводятся  церковь  Рождества  в   Путинках,   церковь   Троицы   в

Никитниках, в Алексеевском монастыре  в Угличе — «дивная» Успенская  церковь,

имеющая  три  шатра,  в  Троице-Сергиевом  монастыре  —  церковь  Зосимы   и

Савватия, а также храмы в  Вязьме, в селе Остров (под Москвой),  в  Муроме  и

Устюге. Все они отличались, как  правило, богатым архитектурным  убранством  и

орнаментикой, придающим зданиям  нарядность.[3]

       Вместе с тем,  под влиянием Никона в середине  — второй  половине  XVII

в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных  в

традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу  церкви.

Таков величественный  Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского

монастыря,  для  постройки  которого  были  использованы  модель  храма  над

«гробом господнем» в Иерусалиме —  главной христианской  святыни.  Еще  ранее

возводятся здания Валдайского  Иверского монастыря. В 70-80-х годах  строится

ансамбль построек ростовского  митрополичьего  двора  —  Ростовский  кремль.

Жилой комплекс здесь сочетался  с храмовым. Все постройки окружали  массивные

стены с башнями.

       Заказчиками церквей  выступали не только «власть  предержащие»,  но  и

прихожане  —  жители  посадов  и  сел.  Поэтому  говорят  даже  о  посадском

направлении в зодчестве. Характерным  здесь является культовое  строительство

в Ярославле, одном из крупных  ремесленноторгопых  центров.  Примеры  этого:

храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы «Мокрого», грандиозная  церковь

Иоанна Предтечи в Толчкове. Примечательны  церковные  постройки  и  в  других

городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.

Информация о работе Каменная рукопись Московской Руси