Культура Московской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:09, творческая работа

Описание

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV-XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве. Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель.

Работа состоит из  1 файл

Культура Московской Руси.pptx

— 927.31 Кб (Скачать документ)

Культура Московской Руси

 

 

                      Предисловие

 

    • Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV-XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве. Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель.

                      Предисловие

 

    • Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель.
    • Целенаправленная и гибкая политика московских князей определила победу Москвы в борьбе за роль руководителя и политического центра единого Русского государства, московские князья принимают титул Великих князей Веся Руси. Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.  

                    Литература

 

    •  Борьба русских людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных произведений. Среди них летописная «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибели русских городов, а также о смелости и мужестве русских воинов.

                      Литература

 

    • Литературным памятником того времени стало «Житие Александра Невского», в котором в поэтической форме рассказывается о Невской битве, Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского  с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его подвиги во славу Русской земли.

                     Архитектура

 

Активное  гражданское  строительство велось  в Новгороде. Совместно с немецкими новгородские мастера построили Грановитую палату  для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами.

                  Архитектура

 

    • Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. Кремль - это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включает в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений.  

                     Архитектура

 

    • Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве - в облике церкви Спаса на Ковалеве  и церкви Успения на Волотовом поле. В них отразился переход к новому стилю второй половины XIV в.

                      Архитектура

 

    • Образцами нового стиля являются церковь Федора Стратилата на Ручье   и церковь Сноса Преображения на Ильине улице . Характерная черта этого стиля - парадное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. Многие ниши украшают фресковые росписи.

                        Живопись

 

    • Русская живопись XIV-XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи.  .

                      Живопись

 

    • Особое место занимает гениальный Феофан Грек,родом из Византии. В скитаниях он обошел города Византии, Крыма, а затем Руси. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы - отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

                        Живопись

 

    • В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В московском периоде Феофан Грек выступает уже как человек, обретший спокойствие и уравновешенность.

                       Живопись

 

    • Андрей Рублев, его творчество  ознаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета.

                       Живопись

 

    • Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом, совершенство художественной формы. Современники так писали о Рублеве: «Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости».

                         Живопись

 

    • Искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлыми настроениями, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта стиля Андрея Рублева - лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

Живопись

 

    • Наиболее известное его произведение, совершенное по исполнению, - икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее).Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом монастыре.На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия ' В настоящее время в Андроянковом монастыре создан музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
    • Дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши.

 


Информация о работе Культура Московской Руси