История развития культуры России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:48, контрольная работа

Описание

Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания. Постоянно обогащаясь собственным и привнесенным культурным опытом, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области научной мысли, художественной культуры и духовного самосовершенствования человека. Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура Древней Руси……………………………………………………….4
Глава 2. Русская культура в XVI века……………………………………………………13
Глава 3. Русская культура XVII века………………………………………………….…16
Глава 4. Культура и быт России в XVIII веке…………………………………….….…..22
Глава 5. Культура России XIX века………………………………………………...…….26
Глава 6. Культура Россия в XX веке или «Серебряный век» русской культуры……...31
Глава 7. Культура на пороге XXI века……………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………………36
Используемая литература…………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Культура Росии.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.

 

Устное народное творчество

 

В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря  чему мы имеем более конкретное представление  о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми  социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах явно прослеживалась народная оценка человеческих качеств  и общественных отношений. Недаром  многие из них дожили до наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одного дерева икона и лопата". Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: "Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора узки", "обещать – по-дворянски, а слово держать по-крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что рогатка".

Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Ильей Муромцем.

Очевидно, народное творчество в XVII веке приобрело определенные и  антицерковные тенденции. Оно стало  сильнее оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века.

Помимо значительно  расширявшейся письменности, все  большее распространение получали и рукописные книги. Несмотря на развитие книгопечатания, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом. Расширялось производство книг. Расширился круг потребителей книг.

Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди хранили книги. Большое  распространение получали рукописные сборники, в которых содержались различные материалы духовного, и светского содержания, отрывки из летописей, сказания. В монастырях были специальные хранилища книг во главе с хранителями. Часть книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно возросло письменное делопроизводство государственных учреждений – московских приказов, приказных изб в городах.

С 1671 г. для царя стали  изготовляться рукописные "Куранты" - своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумажные мельницы", отданные правительством на оброк голландским предпринимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Россию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Голландии.

Кроме того, в XVII веке писали также  на бересте – сохранились берестяные грамоты и даже целые книги  сбора ясака в Сибири.

Как и прежде, писали специально приготовленными  чернилами, присыпая написанный текст  песком для просушки. В московские приказы возили песок целыми возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.

Книги "одевали" в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покрывались тканями - бархатом, атласом. Искусство изготовления рукописных книг в XVII веке достигло наивысшего расцвета.

Большим совершенством отмечена книжная  миниатюра семнадцатого века. Так  называемый растительный "травный орнамент" получил в этот период широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.

Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю  книжной миниатюры - так называемому "прусскому барокко", характерной  чертой которого было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами - эллипсами и спиралями. Особенно богато украшались орнаментами, заставками, инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.

Наряду с рукописными книгами  и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, польском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.

Дальнейшее распространение рукописи печатной литературы выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму.

Обычно дети и подростки обучались  грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как  правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 году 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день.

Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными  греками Иоанием и Софронием  Лихудами. Это было первое учебное  заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII века.

Распространение грамотности и  просвещения в России подрывало  вековое господство религии и  церкви, все более расходилась  по рукам светская литература и иностранных  сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

 

Зодчество

 

Как и в истории всей русской  культуры, XVII в. занимает особое место  в развитии русского зодчества. И  в этой области с большой силой  проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

В деревянном зодчестве с большой  силой проявилась народная художественная культура. Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество. Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось на более высокий уровень. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.

Значительной перестройке подвергся  Московский Кремль. В 1624-1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом  Огурцовым возвели Спасскую башню  в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства. Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - церковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Костроме и Романове и другие. Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете, бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.

 

 

 

Скульптура и резьба

 

Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.

Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры.

Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения  воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.

Дальнейшее развитие получила и скульптура, хотя в ней  сохранилось много архаических  черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись  в плоскостной манере, как горельефы.

Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.

В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению  более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более  индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.

 

Живопись

 

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства  на народные массы и, как и в  других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в  селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые  далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции  в живописи XVII в. развивались еще  очень медленно. Большое место  занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического  изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как  и в литературе того времени, интерес  к человеческой личности, было распространение  портретных изображений. Это оказалось не только в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.

Таким образом, русская  живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаических традиций.

 

Музыка и  театр

 

К XVII в. русская музыкальная  культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области  народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой, передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями.

Информация о работе История развития культуры России