История развития культуры России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:48, контрольная работа

Описание

Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания. Постоянно обогащаясь собственным и привнесенным культурным опытом, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области научной мысли, художественной культуры и духовного самосовершенствования человека. Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура Древней Руси……………………………………………………….4
Глава 2. Русская культура в XVI века……………………………………………………13
Глава 3. Русская культура XVII века………………………………………………….…16
Глава 4. Культура и быт России в XVIII веке…………………………………….….…..22
Глава 5. Культура России XIX века………………………………………………...…….26
Глава 6. Культура Россия в XX веке или «Серебряный век» русской культуры……...31
Глава 7. Культура на пороге XXI века……………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………………36
Используемая литература…………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Культура Росии.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

 

Вывод: Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с русским товаром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X, начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы, вводиться единое право. Уже в это время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих стран тогдашнего мира. Но это положение нарушают начавшиеся междоусобицы между русскими князьями. И, в конце концов, это приводит к упадку и последующему татаро-монгольскому игу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Русская  культура в XVI века

 

Успехи объединительного процесса оказали положительное  влияние на развитие русской культуры, которая в первой половине XVI в. продолжает переживать подъем.

Завершается процесс  формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее  место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и  делового языка. Образование единого языка создавало основу общности материальной и духовной культуры.

Значительно меняется сам  характер культуры - она становится более светской. В обстановке обостренной  политической борьбы, сопровождавшей складывание Русского государства, и развивающейся общественной мысли культура все теснее связывается с политическими задачами общества. В XVI в. падает интерес к повествовательной беллетристической литературе, характерной для второй половины XV в. Господствующим литературным направлением становится публицистика. Важнейшие проблемы жизни государства и общества затрагивают в своих произведениях церковные и светские авторы.

В легендарно-историческом повествовании "Сказание о князьях  Владимирских" (начало XVI в.) обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия: происхождение русских князей возводилось к римскому императору Августу, а Владимиру Мономаху приписывалось получение царских регалий от византийского императора.

Напряженные поиски решения  проблем, вставших перед современниками: о характере и происхождении государственной власти, о законе и справедливости, о роли и месте церкви в государстве, о землевладении и положении крестьян - нашли отражение в публицистических произведениях иосифлянина митрополита Даниила, нестяжателей В.И. Патрикеева и прибывшего в Россию в 1518 г. афонского переводчика и справщика Священного писания Максима Грека (в миру греческий монах Михаил Триволис). В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.

Официальный характер в XVI в. приобретает летописание. По объему и значимости среди летописей  этого периода важное место занимает "Никоновский свод", вобравший  обширный летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. и подчиненный идее возвеличивания власти царя.

В середине XVI в. на основе "Никоновского свода" было начато составление иллюстрированной всемирной  истории - "Лицевого летописного  свода". Завершенный в 70-х годах, он представлял собой 12 украшенных великолепными миниатюрами фолиантов (сохранилось 16000 миниатюр). Последний том свода был посвящен царствованию Ивана IV и получил название "Царственной книги".

Значительным историческим произведением официального характера  стала "История о Казанском  царстве" (1564-1566).

К тенденциозным сводам примыкала "Книга степенная царского родословия" (1561-1563), составленная под  руководством митрополита Макария. Она представляет собой цельное историческое произведение, в котором события расположены по 17 "степеням" - княжениям, от Ольги и Владимира до Ивана Грозного, а все изложение подчинено задаче объяснить политическое объединение русских земель под властью самодержавного правителя из рода Рюриковичей и значение церкви в этом процессе.

К XVI в. относится появление  монументальных историко-литературных трудов, большая часть которых  создавалась участниками кружка митрополита Макария. Крупнейшим литературным произведением Макария и его единомышленников стали "Великие Четьи-Минеи" - 12-томное (по числу месяцев) собрание "всех книг, чтомыхна Руси" - житий святых, библейских сказаний, сочинений отцов церкви, исторических повестей и других произведений, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых. Фактически "Четьи-Минеи" вобрали всю существующую на Руси литературу.

Развивается устное народное творчество. Сказания, песни и сказки XVI в. повествуют о разгроме Казани, завоевании Сибири, о борьбе Ивана  Грозного с боярством и др.

Подъем русской публицистики, развитие литературы и устного народного  творчества свидетельствовали о  дальнейшем росте просвещения на Руси. Произведения русской письменности не только собирались в монастырских библиотеках, но и были широко распространены среди населения, что говорит о возрастании грамотности.

Увеличившаяся потребность  государства в грамотных людях  нашла отражение в решении  Стоглавого собора 1551 г. о создании в городах "книжных училищ". Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские "мастера грамоты", открывавшие своеобразные частные двухгодичные школы. В 1574 г. была издана первая печатная русская грамматика. Усвоение элементарной грамотности (чтение, письмо) открывало путь к дальнейшему самообразованию. В XVI в. высокообразованные русские люди уже не редкость не только в духовной, но и в светской среде.

Крупным событием культурной жизни стало книгопечатание. Начало ему положило издание в 1553-1555 гг. в Московской типографии "Триоди постной" и "Евангелия" неизвестными мастерами. Но подлинный подъем книгопечатного дела на Руси связан с именем Ивана Федорова. В 1564 г. он выпустил первую русскую печатную датированную книгу "Апостол", отличавшуюся высоким уровнем типографского искусства.

Продолжается процесс  накопления прикладных знаний. Рост торговли и денежного обращения способствовал развитию арифметичесих знаний.

Благодаря русским мореплавателям, путешественникам и посольским людям  расширяются географические познания, составляются описания стран, чертежи  и карты русских земель.

Умножались познания в практической медицине. В 1543 г. появился перевод своеобразного немецкого  медицинского справочника "Вертоград". А в 1581 г. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью.

В первой половине XVI в. в  России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь, и сельская, и городская, остается деревянной. Принесенные итальянскими зодчими ренессансные черты (образцом итальянской архитектуры является построенный Алевизом Новым Архангельский собор Кремля, 1509 г.) почти не имели продолжения в русской архитектуре, обратившейся к возрождению владимиро-суздальского наследия. Обращение к национальным истокам особенно ярко выразилось в появлении в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Покрова Богоматери (собор Василия Блаженного; 1555-1560), возведенный русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой на Красной площади в честь взятия Казани.

Активно идет строительство  военно-инженерных сооружений. В 1500-1508 гг. Петр Фрязин строит каменный нижегородский  кремль. Много церквей строится на средства богатого купечества (Ю.Г. Бобынина, В. Бобра, Ф. Вепря).

Около 1516 г. заканчивается  возведение кирпичного Московского  Кремля, который сменил белокаменный Кремль времен Дмитрия Донского. В  конце столетия Федор Конь строит крепостную стену с башнями и  воротами вокруг Белого города (ныне Бульварное кольцо) в Москве и кремль в Смоленске.

Расширяется тематика живописных произведений.

 

 

Вывод: Общий  подъем культуры периода образования  единого государства сменился заметным спадом ее развития. Период Ливонской  войны и опричнины был неблагоприятным  временем для русской культуры. Книгопечатание, живопись и архитектура были подчинены идее усиления церковно-религиозного влияния. Серьезный урон культуре нанесла строгая регламентация творческой мысли. Многие культурные процессы уходят вглубь (художники, например, обращаются к развитию техники письма, формируется строгановская школа иконописи). Новый подъем происходит лишь в следующем столетии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Русская  культура XVII века

 

 

Материальная  культура

 

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Примерно XVII столетием датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обмена стали условиями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города. Сосредоточение больших масс населения в крупных, по тому времени, городах, начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь, развитие торговли, общения с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Светские элементы в  культуре XVII века становятся более  заметными, они проникают в церковное зодчество, в живопись, в прикладное искусство, науку и другие сферы жизни общества. Происходит смешение и бурный рост различных отраслей народного хозяйства.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия же земледельческого хозяйства остались прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как и прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение  получила обработка металлов - в  Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки  железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы  и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством изготовлялись сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного и холодного оружия.

Русские мастера-крестьяне  в 20-х годах XVII века сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных  металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и многое другое. Важное значение имела чеканка монет. В середине XVII века по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов.

Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить прочные и удобные не только речные, но и морские суда. Большого прогресса достиг в XVII веке смоляной промысел, а также производство поташа. Возникли центры массового производства изделий изо льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи.

Гораздо большее развитие, по сравнению с предшествующими временами, получило каменное строительство. В XVII веке в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших  в своих творениях творческую силу народа.

Информация о работе История развития культуры России