Заключение.
В ходе выполнения данной работы 
был проведен ряд исследований и 
сделаны следующие выводы:
  - Меценатство не было эпизодом, деятельностью немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного;
 
  - Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства;
 
  - Меценатство в России в конце XIX - начале XX веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества – 1) Оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции. 2) Само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия.
 
  - Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, благотворительная деятельность увековечила их имена. Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков. Их клишированные образы стали, своего рода, эталоном подлинности российского мецената.
 
  - Одной из существенных функций благотворительности является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества в тех местах, где для ее процветания по линии государства предпринимались недостаточные усилия в связи с недостатком финансовых средств или просто ничего не делалось в этом отношении ввиду отсутствия таковых.
 
  - В последнее 
  десятилетие XX века в связи с произошедшими 
  кардинальными экономическими изменениями, 
  повлекшими за собой формирование частных 
  капиталов и, как следствие, огромное расслоение 
  населения, тема благотворительности 
  в России вновь стала актуальной. Первыми 
  активными благотворителями в постреформенной 
  России в начале 90-х годов стали зарубежные 
  грантодатели и благотворительные фонды. 
  Расширяя свою деятельность, эти фонды 
  открывали свои отделения в России. Следующим 
  этапом развития благотворительности 
  стало создание российских благотворительных 
  фондов, специализирующихся в разных сферах. 
  На современном этапе происходит создание 
  объединений различных фондов, способных 
  оказывать более масштабную помощь. Большое 
  развитие на рубеже веков получила благотворительная 
  деятельность отдельных компаний. 
 
Знание истории благотворительности 
в России и учет исторического 
опыта соотношения в ней в 
разное время государственного, общественного 
и частного компонентов могут 
быть не только интересны, но и практически 
полезны в наше время для создания 
новых форм социальной и духовной 
помощи нуждающимся.
Однако сегодня для 
эффективного развития благотворительности 
в стране существует несколько серьезных 
препятствий. Главные из них - неблагоприятная 
для благотворителей и благополучателей 
система налогообложения, несформированная 
позиция государства по отношению 
к благотворительности, а также 
недоверчивое, часто негативное отношение 
к благотворительности и ее представителям 
со стороны российского общества, 
которое за 70 лет Советской власти 
утратило представление о филантропии 
и милосердии как о неотъемлемой 
части общественной жизни и необходимом 
элементе гражданского общества.
Главное сегодня – это 
формирование доверия между бизнесом 
и городом, между предпринимателями, 
государственными и муниципальными 
служащими и представителями 
гражданского общества. Когда это 
доверие установлено, бизнес становится 
более «прозрачным» и заинтересованным 
в укреплении собственной репутации, 
а его вложения в социальную сферу 
– более полезными как для 
общества, так и для основной деятельности 
самих компаний.