Историческое развитие меценатства и благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование исторического развития меценатства и благотворительности в России и его влияния на современном этапе.
Задачами данного исследования являются:
Изучить историю традиций благотворительности и меценатства;
Исследовать благотворительную и меценатскую деятельность на примере промышленников и предпринимателей России XIX века, и ставропольчан;
Рассмотреть ход возрождения традиций благотворительности после революции 1917 года;
Указать подходы и их изменения к благотворительной деятельности в современном мире;
На примере Государственного Благотворительного Фонда «Фонда Тольятти» рассмотреть благотворительную деятельность современности;

Работа состоит из  1 файл

МЕЦЕНАТСТВО В РОССИИ (КУРСОВАЯ РАБОТА).docx

— 80.97 Кб (Скачать документ)

Введение.

Данная работа посвящена  истории меценатства в России и тем, кто продолжает традиции милосердия сегодня. Сострадание и благотворительность  всегда существовали на Руси.  
           На наш взгляд это наследие необходимо обществу именно сегодня, когда оно нуждается в гуманном и сострадательном отношении к себе.

Актуальность проблемы исследования. Процессы, происходящие в современной  России — расслоение общества, обнищание  значительной массы населения —  заставляют обратить внимание не только на возрождение экономики и необходимость  повышения благосостояния народа, но и на изучение опыта, связанного с  организацией текущей практической помощи культуре, в частности, благотворительности, как проявления заботы государства  о нравственном здоровье и интеллектуальном потенциале любого социума. 
              В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. При самых взвешенных и умеренных подходах нельзя не признать, что общество испытывает огромный дефицит духовности, высокой нравственности, интеллигентности и элементарной воспитанности, понимания и милосердия.

Знание своей истории  и память о лучших сынах Отечества, радевших о процветании страны и  заботившихся не только о собственном  благе, но и о судьбе страждущих и  обездоленных, имеют большое значение, они возвращают к жизни забытые  духовные ценности, способствуют культурному  возрождению России.

Меценатство, как историческое и современное явление, входит в  понятие благотворительности. Эти  понятия нельзя разделять, т.к. меценатство  – это составная часть благотворительности. Благотворительность и меценатство  являются одной из давних русских  традиций.

В современной России с новой силой звучат слова милосердие, человеколюбие, гуманность. Вспоминаются и восстанавливаются  понятия и термины, раскрывающие содержание социальной помощи, разнообразие форм и методов социальной практики, использовавшихся государством, организациями и частными лицами в дореволюционный период.

Растущий интерес к  истории благотворительности, меценатства, как и к социальной истории  Отечества, вообще, дает основание обратиться к ним и осмыслить их сегодня, в условиях формирования и проверки временем при нынешнем системном кризисе новых концепций социальной политики России, когда в обществе утверждается новое социальное мышление и сознание.

Целью работы является исследование исторического развития меценатства  и благотворительности в России и его влияния на современном  этапе.

Задачами данного исследования являются:

    • Изучить историю традиций благотворительности и меценатства;
    • Исследовать благотворительную и меценатскую деятельность на примере промышленников и предпринимателей России XIX века, и ставропольчан;
    • Рассмотреть ход возрождения традиций  благотворительности после революции 1917 года;
    • Указать подходы и их изменения к благотворительной деятельности в современном мире;
    • На примере Государственного Благотворительного Фонда «Фонда Тольятти» рассмотреть благотворительную деятельность современности;

При написании данной работы были рассмотрены много источников. Существенную роль при этом сыграли  следующие:

 В книге Е. Лопухиной «Самые великие меценаты России» подробно описана история меценатства и ее известные деятели, а так же мотивы и традиции меценатской деятельности. Что же касается благотворительности в целом, ее истории, традиций, мотивов, принципов, то это конкретно изложено в статьях Прохорова В. «Не оскудеет рука дающего» и Демидовой И. В. «Благотворительность в России имеет вековые традиции». Тема современной благотворительности и аспектах ее развития в постреволюционной России рассмотрена в статьях Звягиной Е. «Философия подаяния. Традиции русской благотворительности», а также Шулеповой А. «Бренд милосердия».

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Во введении описывается  актуальность выбранной темы, ставятся цель, задачи и указывается степень  разработанности проблемы.

В первой главе раскрывается тема истории возникновения и развития меценатства и благотворительности в дореволюционной России.

Во второй главе  – тема благотворительности после революции 1917 года и ее развитие в современной России.

В заключении делается вывод  по всей курсовой работе.

Методами исследования являлись - анализ, исследование, изучение литературы и архивных документов, периодических изданий.

 

 

1.   История возникновения и развитие меценатства и благотворительности в России до революции 1917 года.

1.1. История меценатства.

Понятие «меценат»  пришло к нам из Древнего Рима.

Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas) - (дата рождения - 70-80 гг. до н.э.), выдающийся римский государственный деятель, покровитель искусств. Меценат происходил из богатой семьи и гордился своим этрусским происхождением (Цильний - его имя по матери, поскольку так было принято именоваться у этрусков). О молодости Мецената ничего неизвестно, но начиная с битвы при Филиппах, он неизменно находился  при Октавиане, будущем императоре Августе, верным другом и советником которого оставался до конца жизни. В 40 г. и 38 г. до н.э. Октавиан направлял его с важными поручениями к Антонию, Меценат содействовал заключению между ними тарентского соглашения в 37 г. до н.э. На время своего отсутствия в Риме (в 36 - 33 гг.  и 31 - 29 гг. до н.э.) Октавиан оставлял за себя Мецената (во втором случае вместе с Марком Випсанием Агриппой). В 23 г. до н.э. Меценат, желая спасти своего шурина Авла Терренция Варрона Мурену, дал ему понять, что заговор против Августа, в котором тот принимал участие, раскрыт. Возможно, за эту нелояльность он был отстранен с позиции второго человека в государстве (им стал Агриппа, в котором Август видел своего преемника), однако не лишился дружбы Августа. Последние годы жизни Меценат проводил в роскоши и великолепии своего дворца на Эсквилинском холме, посреди разбитых им обширных садов. На этом участке было найдено множество произведений искусства, а так называемый "Зал Мецената" все еще стоит на улице Мерулана. Предполагается, что это здание служило оранжереей или (что вероятнее) пиршественным залом. Умирая, Меценат завещал все свое имущество Августу, а также поручил его заботам Горация, который, впрочем, пережил своего благодетеля всего на два месяца. Меценат прославился также как покровитель литераторов и проницательный критик, и именно в этом качестве его имя стало нарицательным. Вергилий, одним из первых вошедший в кружок Мецената, привлек сюда в 38 г. до н.э. Горация (в 33 г. до н.э. Меценат пожаловал Горацию усадьбу в Сабинских горах). Именно Меценат уговорил поэтов поддержать Октавиана и новое государственное устройство. Эподы, Сатиры, Оды и Послания Горация посвящены Меценату, как и Георгики Вергилия, написанные по его прямому заказу. Позднее в этот кружок вошел также Проперций, автор элегий. Гораций отзывается о Меценате, как о простом и искреннем человеке. Меценат  покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию, поддерживал их материально. [6; 31]

С тех самых пор имя  Гайя Цильния Мецената становится нарицательным  – им стали называть всех, кто  помогает искусству и культуре.

В устной и письменной речи слова «меценат» и «благотворительность»  часто соседствуют. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, «благотворительность – это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». Благотворительность проявляется в оказании материальной помощи, как отдельным лицам, так и к организациям, в то же время она может быть направлена на поощрение и развитие каких либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство – все-таки более узкое понятие, оно предполагает покровительство именно наукам, искусству, культуре.

В России меценатство имеет  давнюю традицию. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 г. – дату крещения Руси.  С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Русские цари, князья и вельможи покровительствовали иконописцам и составителям летописей и хроник, строителям храмов и дворцов, книгопечатникам, поэтам и ученым. [3; 5]

Взлет меценатства наступил с воцарением Екатерины II. Это был век коллекционирования и собирательства. Один из самых известных примеров – граф Николай Петрович Румянцев приобрел известность собирательством и открытием общедоступной библиотеки. Впоследствии послужившей основой Российской Государственной библиотеки…

Коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества  появляются во время царствования Николая  I. Одним из первых собирателей русской живописи был Федор Иванович Пряшников. Он же поддерживал молодых и начинающих художников, и именно его картинная галерея произвела сильное впечатление сильное впечатление на молодого Павла  Третьякова – будущего известного мецената, который после этого и решил заняться собирательством картин русских художников. 

Но подлинный «золотой век Русского меценатства» наступил во второй половине XIX – начале XX века. Дворянство постепенно теряет свою ведущую роль, и на смену истории постепенно выходят предприниматели. Предпринимательский слой был достаточно разнородным по своему составу – в основном это были выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Наверное, нельзя сбрасывать со счетов то, что купечество было в своем роде «заинтересовано» в собирательстве и коллекционировании. За это они получали дворянское звание или звание почетного гражданина. Но надо помнить и о другом: путем такого собирательства картин и предметов искусства расширялся и культурный уровень самого собирателя, его семьи…

  К 1900 г. благотворителей и благотворительных организаций в Москве было в несколько раз больше, чем в Париже, Берлине и Вене. [3 ;6]

К началу ХХ века в Москве  существовало уже 628 богоугодных заведений. Большая их часть содержалась  на купеческие деньги. Московская купеческая управа, на счет которой переводились внушительные суммы, содержала 10 богаделен, 5 домов призрения, 4 училища. Годовой расход составлял 2 миллиона рублей.

Не стоит забывать и  того, что деятельность русского купечества основывалась на религиозных догматах и традициях, прежде всего официального православия и старообрядчества. Такие известные династии фабрикантов, как Морозовы, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы, Рябушинские, Шелапутины, из которых потом вышли крупные меценаты и благотворители, принадлежали к старообрядческой среде, представители которой отличались глубокой религиозностью. А их вера предполагала определенную направленность предпринимательской деятельности. Одним из «основных условий спасения души», особенно богатых людей, считалось благотворительность. К тому же сама религиозность в купеческой среде безоговорочно считалась безусловной добродетелью.

Так Тимофей Васильевич Прохоров – один из владельцев Трехгорной мануфактуры  – свято помнил наказ своего отца Василия Ивановича Прохорова, который  он дал своим детям: «Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении». Он организовал при своей фабрике госпиталь для рабочих и родильный дом для их жен, школу и детский сад для детей служащих, ремесленное училище. Написал Тимофей Васильевич и два тракта в душе евангельских истин «О богатении» и «О бедности». [3 ;7]

Многие предприниматели искренне чувствовали свою ответственность перед обществом. Так, один из самых известных меценатов России Павел Михайлович Третьяков писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же к обществу (народу) в каких либо полезных учреждениях; мысль эта меня не покидала никогда во всю жизнь».

Но были и другие времена. «и ведь все эти русские мужики, Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Третьяковы, Морозовы, Щукины, - какие все это были козыри в игре нации. Ну а теперь это – кулаки, вредный элемент, подлежащий беспощадному искоренению!. А я никак не могу отказаться от восхищения перед талантами и культурными заслугами. И как обидно мне знать теперь, что они считаются врагами народа, которых надо бить…», сетовал Ф. И. Шаляпин. [3 ;8]

 

1.2. История и  традиции благотворительности и  попечительства в России.

Истоки русской благотворительности  восходят к древнейшим временам. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. Милосердие проявлялось в простейших формах: кормление и одевание нищих, сирых и убогих. В христианском понимании благотворительность – это, с одной стороны, одно из высших проявлений нравственного долга по отношению к тем, кто нуждается и беззащитен, а с другой – «овеществленное» выражение благочестивых помыслов, духовно роднящих и объединяющих тех, кто творит благодеяние, и тех, кто его принимает.

На Руси христианская идея милосердия материализовалась в  личной деятельности помощи ближнему. [4 ;55]

 

1.2.1 Церковно-монастырская  и государственная благотворительность.

Первые попытки призрения  бедных принимались еще в XIV – XV веках нуждающихся поддерживали, прежде всего церкви и монастыри. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела постоянных закрепленных финансовых механизмов. Постепенно утверждается остаточный принцип, когда поддержка осуществляется от «избытка чего-либо». Поскольку система хозяйствования была не развитой, помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Однако, по всей вероятности, она была адресной и конкретной, поскольку действия князей были регламентированы определенными традициями и законами. Церкви и монастыри предприняли первые шаги в организации институтов поддержки, таких как больницы, богадельни, они же заложили основы медицинской помощи и просветительской деятельности. [1 ;44]

Первое богоугодное заведение  для нищих и старцев на Руси появилось в Переяславском Троицком монастыре в начале XVI века. Впоследствии Петр I использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни.

Впервые и наиболее четко  идея развития государственной помощи в социальной сфере была сформулирована Иваном IV на стоглавом соборе в 1551 г. По его мнению, для создания приютов, прибежищ для нищих и убогих в каждом городе необходимо было построить богадельни и больницы. Это совпадало с призывом к царю Стоглавого собора «в коемждо граде устроити богадельни мужские и женские».

С XVI века в России создаются реальные предпосылки перехода от разовой благотворительности к системе государственного общественного призрения, предполагающей не только помощь бедным, особое их содержание в богоугодных заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка. [4 ;55]

В XVII веке в России начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам, ассигновались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят «Приговор», или решение церковного собора о призрении больных и нищих.

Становление государственной  системы помощи и поддержки нуждающимся  в XVIII – первой половине XIX века связано с образованием империи и оформлением гражданского общества. С середины XVI века по вторую половину XIX века государственная система помощи развивается по нескольким направлениям. Создается административная система поддержки, которая включала территориальные институты помощи и поддержки, превентивные и защитные акции в отношении различных слоев населения, принимаются законы, регулирующие отношения между различными субъектами, группами и государством. Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны государства. [1 ;44]

Информация о работе Историческое развитие меценатства и благотворительности в России