Историческое развитие меценатства и благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование исторического развития меценатства и благотворительности в России и его влияния на современном этапе.
Задачами данного исследования являются:
Изучить историю традиций благотворительности и меценатства;
Исследовать благотворительную и меценатскую деятельность на примере промышленников и предпринимателей России XIX века, и ставропольчан;
Рассмотреть ход возрождения традиций благотворительности после революции 1917 года;
Указать подходы и их изменения к благотворительной деятельности в современном мире;
На примере Государственного Благотворительного Фонда «Фонда Тольятти» рассмотреть благотворительную деятельность современности;

Работа состоит из  1 файл

МЕЦЕНАТСТВО В РОССИИ (КУРСОВАЯ РАБОТА).docx

— 80.97 Кб (Скачать документ)

Помимо государственного патронажа над нуждающимися, организуются институты государственного контроля. Их назначение  - локализовать социальные болезни: профессиональное нищенство, детскую безнадзорность, алкоголизм и т.п.

В этот период конфессиональная система помощи претерпевает ряд  существенных изменений: она переходит  от  самостоятельного существования  под непосредственный патронаж и  контроль государства.

Важное значение для становления  государственной системы социальной защиты имели указы Петра I «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» (1701 год) и «Об  Учреждении во всех Губерниях гошпиталей» (1712 год), в котором, в частности, предписывалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увеченных, таких, которые ничем работать не  смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены».

Формирование отчетливых контуров системы общественно-государственной  помощи и поддержки нуждающихся  приходится на  период со второй четверти XVIII века по вторую половину XIX века. Ее отличительная черта заключается в том, что нарастают тенденции развития гражданского общества, Россия стремится перенять из западноевропейской цивилизации систему призрения и воспитания различных категорий нуждающихся. В то же время общественное реформирование несет не только позитивные, но и негативные тенденции. Они связаны с социальными патологиями, что усложняет становление общественного призрения. В данный период государственные программы в отношении нуждающихся только складываются. Характерным являлось то, что процесс формирования новых институтов призрения осуществляется за счет разрушения устоявшихся институтов: приходской и монастырской системы помощи. Наряду с этим нельзя не отметить рост частной и общественной благотворительности. [1 ;45]  

 

1.2.2 Общественная  и частная благотворительность.

Вместе с церковно-монастырским и нарождающимся государственным  призрением широко распространялось общественное частное благотворение. Помимо раздачи милостыни и устройства пиров и обедов для нищих, состоятельные люди делали вклады – землей или деньгами – в монастыри, на строительство церквей, часовен, монастырских трапезных. В 1379 г. Симон Головин и Григорий Ховрин пожертвовали землю дл строительства Симонова монастыря – одной из самых красивых и чтимых обитателей в Москве. В начале XV века потомок Ховрина вложил средства в постройку каменного Успенского собора в том же монастыре.    [4 ;55]

Общественная благотворительность  начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разных категорий нуждающихся. Намечаются меры и по решению патологических проблем социального развития. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью работы в деле общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки, вносит в нее элементы профессионально-деятельностных подходов.

В 1764 г. было учреждено одно из первых благотворительных обществ  в России – Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые  в России законодательным путем  устанавливалась система общественного  призрения «для всех гражданских  сословий». На губернские органы управления возлагалось обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские  дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для  умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались  из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо. [1 ;45]   

В 1771 г., когда на Первопрестольную надвинулась эпидемия чумы, два  московских купца – старообрядцы-федосеевцы И. Ковылин и Ф. Зенков – обратились к властям с просьбой разрешить  им устроить за собственный счет Карантинный  дом. Купцам выделили землю рядом с селом Преображенским. Здесь были построены деревянные и каменные дома, больничный корпус, старообрядческая часовня, обнесенные прямоугольником кирпичных стен с декоративными зубцами, а по углам поставлены четыре башни, также стилизованные под старину.

В 1808 г. федосеевцы ходатайствовали  перед императором Александром  I о переименовании всего сооруженного ими в Преображенском в Богадельный дом. Официальный же статус монастыря мужская часть Богадельного дома получила лишь в 1865 г., здесь была учреждена Никольская единоверческая обитель. После 1917 г. монастырь и богадельню старообрядцев упразднили. Позже, в 1930-е годы, часть стен и башен, которые ограждали, была разобрана. Ныне на территории, окружающей Преображенский рынок, находятся кирпичные башни и остатки стен – памятники истории благотворительной деятельности.

В 1781 г. в России было разрешено  частное благотворение. Крупнейшими  из них стали такие представители  российской аристократии, как князь  Д. М. Голицын – он дал необходимые средства на строительство Голицынской, а ныне Первой градской, больницы, открытой в 1802 г.; граф Н. П. Шереметьев – пожертвовал 2,5 млн. рублей на создание странноприимного дома (нынешний Институт скорой помощи Н. В. Склифосовского). Крупные суммы денег для нужд народного благотворения отпускал известный горнопромышленник П. А. Демидов. 

В XIX столетии в России появились новые благотворительные фонды, общества, учреждения, в том числе созданные членами императорского дома. В этом деле особенно преуспела императрица Мария Федоровна – супруга Павла I (называемая за глаза министром благотворительности). Указом Павла I от !» ноября 1796 г. она была назначена главой опекунского совета Воспитательного общества благородных девиц, учрежденного еще Екатериной II в 1764 г. [4 ;56] В 1797 г. Павел I подписал указ о назначении своей супруги руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения. [1 ;46] Ведомству императрицы в конце XIX – начале XX века принадлежало свыше 20 больниц , 39 обществ, воспитательные дома, в которых содержались более 20 тысяч воспитанников, женские школы, детские приюты.       [4 ;56]

Важные изменения в  системе благотворительности произошли  в период правления императора Александра II, имя которого справедливо связывается с осуществлением важнейших либеральных реформ в России. 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест и Положения, возмещавшие отмену крепостного права. 23 млн. крепостных крестьян получили личную свободу, возможность заниматься торговлей и промыслом, переходить в другие сословия; было введено крестьянское самоуправление, учрежден крестьянский волостной суд. Вслед за этими последовали реформы в области  местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле. [1 ;46]

В середине XIX  века стало очевидно, что созданная к этому времени система социальных заведений требовала дальнейшего совершенствования, более активного участия в этом деле общественности. [4 ;56]

20 ноября 1864 года изданы  судебные уставы. Они вводили  бессословный гласный суд с  участием присяжных заседателей,  адвокатурой и состязательностью  сторон. 1 Января 1864 года было издано  «Положение о губернских и  уездных земских учреждениях», вводившее  всесословные выборные органы местного управления – земства, в ведение которых отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен приютов, взаимное страхование. Законами 1863-1867 годов реорганизована начальная, высшая и средняя школа. 16 июля 1870 года издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное городское самоуправление – городские думы. В их компетенцию входило благоустройство городов, попечение о городском здравоохранении и народном образовании. С 1864 года благотворительность становится гражданским долгом в обществе. Утверждается идея, что всякий гражданин, лишенный способностью к труду, имеет право на получение призрения того общества, которому он принадлежит, и общество обязано его предоставлять. [1 ;46]

Таким образом, реформы 1860-1870-х  годов оказали значительное влияние  и перспективу развития социального  призрения страны. Правительство, не имея необходимых финансовых средств, вынуждено было возложить дело призрения  на земства: общество брало на себя то, что ранее находилось в ведении  государства. Для открытия благотворительных  обществ уже не требовалось высочайшего  соизволения. Территориально система общественного призрения и благотворительности охватывала места проживания основной массы городского населения. В значительно меньшей части она была ориентирована на оказание социальной помощи нуждающимся в сельской местности, где проживала большая часть населения Российской империи. Эта особенность российской социальной сферы проявлялась в том, что вся тяжесть решения социальных проблем в деревне по-прежнему лежала на крестьянской общине, которая содержала своих больных, престарелых, инвалидов и оказывала посильную помощь нуждающимся.

Социальная система, сложившаяся  в стране к началу 1860-х годов, оказалась  не готова к решению новых социальных проблем, вызванных отменой крепостного  права. Массовый наплыв в города, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург, деревенской бедноты, бездомных, нищенствующих. Вызвал повышение социальной напряженности. [4 ;56]

Общий надзор за призрением осуществляли органы внутренних дел  и губернаторы. Наряду с этим действовали правительственные, сословные и частные благотворительные учреждения. На деле это означало, что отсутствовала строгая централизация, благотворительная деятельность курировалась разными ведомствами.

В неземских губерниях  действовали приказы общественного  призрения, учреждения Императорского человеколюбивого общества, Ведомство  учреждений императрицы Марии, учреждения великой княгини Елены Павловны, Александровский комитет о раненных, Комитет заслуженных гражданских чиновников и другие. Были определены следующие источники финансирования учреждений призрения: пособия от городов и казны, пожертвования . подаяния и завещания, пени и штрафные деньги, хозяйственные и случайные доходы разного рода.

Церковь получает право организовывать свою собственную систему благотворительности  через учреждения церковно-приходских попечительств и братств. Интенсивно развиваются волостное и сельское призрение. Как самостоятельная сфера общественного призрения набирают мощь общественные боты, намечаются специфические формы локализации таких социальных патологий, как профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность. На новый качественный уровень выходит призрение душевнобольных, слепоглухонемых, калек с рождения и вследствие войн. Возникают и развиваются принципиально новые формы помощи нуждающимся – народные детские сады, артели, биржи труда, всевозможные производственные мастерские, конторы по приисканию рабочих мест, лечебно-продовольственные пункты и т.д.

Середина XIX века отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 году по инициативе В. Ф. Одоевского, привлекало граждан к участию в помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой – обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, несогласных с существующем распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, виду трудовой деятельности и иным основаниям (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей безвозмездным. Учредители подобных организаций считали основной причиной  бедности невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное положение широких масс. [1 ;46]

На рубеже XIX-XX столетий в системе социальной защиты страны основное место принадлежало частной благотворительности и попечительству земско-приходских заведений, которые, вместе взятые, значительно превысили долю государственного призрения и вклад городов Российской империи в это дело. Так если в начале 1860-х годов 55 губернских приказов общественного призрения имели 524 больницы с отделениями, 111 богаделен и инвалидных домов, 45 сиротских приютов и воспитательных домов, то уже в начале 1890-х годов 16 губернских приказов общественного призрения и 28 губернских земств соответственно располагали 111 и 745 больницами, 28 и 276 богадельнями и инвалидными домами, 6 и 56 сиротскими и воспитательными домами с отделениями. В распоряжении земств имелось в среднем 7-10 раз больше благотворительных учреждений, чем в казенных органах общественного призрения.

Объединение усилий частной  и общественной благотворительности  воплощало оптимальную модель организованного  общественного попечения о бедных. Этот союз обеспечивал эффективность  социальной помощи в масштабах Российской империи. [1 ;56]

1917 год открыл новый  этап в развитии социальной  помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство.

 

1.3 Благотворительная и меценатская деятельность нескольких из самых знаменитых промышленников и предпринимателей России XIX века.

Век XIX – воистину «золотой век» русской благотворительности. Именно в это время появился тот класс людей, который, с одной стороны, обладал необходимым для филантропической деятельности капиталом и, с другой был восприимчив к самой идее милосердия. Речь конечно же идет о купечестве, усилиями которого была создана самая обширная и надежная система благотворительности, когда-либо существовавшая в России. [2 ;96]

Вклад русских купцов в  отечественную науку и образование  весьма серьезен. Собственно в этой сфере у них был и интерес: ведь без квалифицированных рабочих, инженеров, строителей невозможно развивать  производство. Поэтому именно на купеческие деньги строились ремесленные и  коммерческие училища, институты, организуются курсы для рабочих (например, знаменитые Пречистенские курсы в Москве). Но купцы также финансировали учебные заведения, напрямую не связанные с их промышленной деятельностью: гимназии, университеты, художественные училища, консерватории. В 1908 году в Москве был учрежден Народный университет на средства, завещанные для этой цели золотопромышленником А. Л. Шанявским. Огромный медицинский комплекс на Пироговской, принадлежащей ныне Первому медицинскому институту, создан в основном на частные пожертвования.

Другой сферой вложения средств  и энергии предпринимателей XIX века стало искусство. Казалось бы, бизнес и культура – два разных полюса, между которыми нет ничего общего. Однако именно Феномен меценатства определял тогда культурный прогресс. Трудно представить себе, как развивалась бы русская живопись, опера, театр, не будь Морозова, Мамонтова, Бахрушина, Третьяково и еще многих других купцов-любителей, страстно увлеченных искусством. [2 ;97]

Информация о работе Историческое развитие меценатства и благотворительности в России