Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 04:10, контрольная работа

Описание

Загадочный, пленительный и очаровательный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...

Содержание

ПЛАН:
1. Введение…………………………………………………………………………2
2. Культура-зеркало искусства Древне Египта……………………………4
2.1. Архитектура Древнего Царства…………………………………………9
2.2. Скульптура Древнего Царства………………………………………….14
2.3. Архитектура Среднего Царства……………………………………….16
2.4. Скульптура Среднего Царства…………………………………………20
2.5. Архитектура Нового Царства………………………………………….21
2.6. Скульптура Нового Царства……………………………………………24
3. Всемирно-историческая роль египетского искусства……………..25
4. Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Культорология.doc

— 1.38 Мб (Скачать документ)

Среди архитектурных элементов интересны украшен­ные рельефами двери. Сохранились немногочисленные образцы каменных оконных решеток. Мы знаем также об­разцы водосточных труб, заканчивающихся львиной голо­вой, которые много веков спустя будут копироваться греками.

Однако наибольшего интереса заслуживают столбы, пилоны и колонны.

Резьба по камню применялась не только в храмах, но также в гробницах, иногда в виде архитектурных элемен­тов; влияние архитектуры ощущается также во многих других видах искусства.

Египетская керамика весьма разнообразна и делится на два вида: глиняная и фаянсовая.

Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита, ее формы и декор возникли еще в додинастический период. Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой, а при­мерно с 3200 г. — на гончарном круге, с последующей по­лировкой внешней поверхности сосуда галькой. Позднее, с Древнего царства, изделия стали обжигать в печах, а затем и покрывать росписью.

Сосуды отличаются большим разнообразием форм, наи­более красивые — красные с белым рисунком и желтоватые с фиолетовым — относятся к энеолиту. В декоре сочетаются мотивы геометрического орнамента с человеческими фигур­ками, кораблями, животными, деревьями. Существуют и фигурные сосуды — в виде животных (гиппопотам, птица, еж) и даже в виде женской фигуры.

В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической, и производство ее ограничивается чисто утилитарными нуждами; изготовление расписной посуды прекращается до XVII династии. В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с расти­тельным орнаментом.

Изделия из фаянса — одно из достижений художествен­ных ремесел Египта. Уже со времени I династии существу­ют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столи­ки. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений.

Кроме декоративных элементов архитектуры, египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия. В пе­риод Древнего царства производились полихромные оже­релья, канопы, статуэтки и, в частности, фигурки

для по­гребений из синей или зеленой эмали. Мы знаем также сосуды для благовоний.

Древнейшими стеклянными предметами являются бусы, созданные еще до I династии. На период Нового царства при XVIII династии приходится расцвет производства ху­дожественного стекла. Эта эпоха оставила нам многочис­ленные предметы: две чаши синего стекла с темно-синим и желтым узором и именем Тутмоса III, прелестный поли-хромный флакон и др. Среди стеклянных изделий упомя­нем флаконы для глазных капель, сосуды для благовоний, амулеты, перстни, игральные пешки, подвески ожерелий, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий по­лудрагоценные камни, в частности яшму и лазурит.

Самое поразительное произведение, обнаруженное при раскопках в Амарне, это сосуд синего стекла в форме рыбы, чешуйки которой переданы синими, белыми и желтыми выпуклостями.

Среди стеклянной скульптуры, достигающей порой до­вольно крупных размеров, самое выдающееся произведе­ние — прелестная женская голова конца XVIII династии (Париж, Лувр). Ее лицо — светло-синее, а парик — темно-синий, и это наводит на мысль, что изготовление скульп­туры потребовало двух последовательных формовок и за­тем соединения их с помощью какого-то неизвестного нам метода, свидетельствующего о поразительной технической изощренности мастера.

Египтяне знали также мозаику из стекла. Разноцвет­ные стеклянные пластинки разогревались до сплавления и затем вытягивались для получения тонких и очень длин­ных полосок. Некоторые мозаики изображают чисто еги­петские мотивы, например иероглифы, и отличаются уди­вительной тщательностью исполнения.

Ювелирное дело и изготовление украшений также при­надлежали к числу художественных ремесел, в которых егип­тяне достигли высокого совершенства. Они и сами хорошо понимали достоинства своей продукции; на одной из гробниц Древнего царства изображен золотых дел мастер, который обращается к своему собрату с такими словами (воспроизве­денными в надписи): «Какую славную вещь ты сработал!»

Из всех великих культур древности лишь долина Нила оставила нам достаточно предметов, относящихся к раз­личным эпохам, чтобы мы могли восстановить историю развития ювелирного дела у египтян на протяжении соро­ка столетий.

В классический период истории Египта золотых дел мастера достигли вир-туозного совершенства в технике, ко­торое никогда впоследствии не было превзойдено. В неко­торых отношениях невозможно не только превзойти их, но и сравняться с ними. Так, например, они были настоящи­ми чеканщиками и умели достигать в двадцать раз более тонкого слоя металла, чем самым тонкий, которого дости­гают в наши дни. Они применяли литье, формовку, ковку (моделирование молотком). Для нанесения орнамента ис­пользовались насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление,окраска.
От Древнего Египта, благодаря сухому климату страны, уцелело большое количество тканей. Лен обрабатывался уже в эпоху неоли­та и был единствен-ным широко бытовавшим у египтян видом текстильного сырья.Мы знакомы с про­цессом изготовления тканей и плетением циновок по мно­гочисленным изображениям, также, узор плетения не раз служил декоративным мотивом в живописи.

Рассмотрим здесь же и изделия из кожи, которая обраба­тывалась уже в додинастическом Египте. Кожи дубились и окрашивались преимущественно в красный или желтый цвет. Некоторые образцы очень декоративны. Сандалии из зеленой кожи с аппликациями из золотых листочков и коры украше­ны изображениями пленных сирийцев и нубийцев, как бы попираемых фараоном при каждом шаге.

К числу деревянных изделий принадлежит прежде все­го мебель и, кроме того, некоторые предметы туалета.

В период Нового царства дерево широко применялось для изготовления мелких предметов туалета, которые отли­чались необычайной утонченностью и изяществом. Сохра­нились гребни, ложечки для притираний в виде девушек, собирающих цветы, играющих на арфе или плывущих, и др.

Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая ме­бель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указыва­ющие, что египтяне, как и восточные народы, любили си­деть на корточках. На стенных фресках также можно ви­деть изображения людей, работающих сидя на корточках. Привилегией богатых египтян были парадные стулья. В Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех после­дующих форм стульев.

Табурет (прототип современного табурета сапожника) с вогнутой поверхностью, соответствующей форме тела, — древнейший пример «функциональной формы». Ясная ло­гика и практическое чутье отличают основные формы мно­гих видов египетской мебели, применяемых и в настоящее время; так, например, египтяне отказались от лежания на открытом для сквозняков, грязном полу и создали первую форму ложа.

Столярным ремеслом вначале занимались рабы и сво­бодные ремесленники. Позднее изготовление более дорогих изделий мебели поручалось специальным мастерам.

Стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски-замазки, а за­тем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги рас­писывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полу­драгоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия.

Мебель также обычно украшалась плоскостным орна­ментом. Египтяне облицовывали более дешевую древеси­ну пластинами из благородных пород древесины, кото­рые, однако, еще не были такими тонкими, как фанера. На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые на­кладки.

Египтяне создали целый ряд типов мебели. Самые ран­ние относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и грубая мебель; в период расцвета Фив она становится более лег кой, изящной, комфортабельной и элегантной. В жилых домах можно найти основные прототипы современной ме­бели: табуреты, столы, ложа, стулья, сундуки и шкафы.

Первые конструкции стульев были довольно грубы­ми, позднее они приобрели декоративную отделку. Нож­ки стали делать в форме звериных лап, тем самым устра­нив их первоначальную тектоническую неуклюжесть, гру­бость.

Египетская мебель для сидения имела строго опреде­ленные формы, которые, несомненно, соответствовали ма­нере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами (узкая одежда). Такими увековечены они в многочисленных скульптурных изображениях.

Ложа изготовлялись аналогично стульям и отличались от них только размерами.

Элементы орнаментики, с помощью которых украшали мебель (солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т. д.), имели символическое значение. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничива­лась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем краски не смешивали, а пользо­вались ими в чистом виде.

Европа обязана Египту созданием основных форм мебе­ли, инструментов и технологии обработки древесины. Од­нако египетской мебели присуще определенное единообра­зие.              

Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Эле­менты египетской орнаментики встречаются в древнерим­ской мебели. Влияние египетских форм нашло яркое выражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели этого стиля.

Наряду с благородными металлами египтяне обраба­тывали медь и бронзу. Железо, известное им с начала Древнего царства, стало применяться только в греко-рим­скую эпоху.

В области декоративного искусства мы знаем медные сосуды прекрасной работы, относящиеся к I династии. От Древнего царства сохранились медные тазы.

Одним из самых интересных ранних бронзовых изде­лий является овальная жаровня с ажурным обрамлением, заключающим в себе надпись — имя фараона Хети.

Среднее и Новое царство оставили нам немало прекрас­ных образцов: церемониальные топоры с ажурным орна­ментом, изображающим людей или животных.

Среди предметов туалета заметное место принадлежит зеркалам, ручки которых выполнены в виде колонки или фигурки стоящей девушки. Эти изящные фигурки подво­дят нас непосредственно к рассмотрению бронзовых стату­эток, дошедших до нас в большом количестве. Замечательное мастерство египетских бронзовщиков демонстрируют также статуэтки кошек. Лувр обладает выдающейся коллекцией изделий этого рода. Кошки изобра­жаются сидящими или лежащими в величественной позе, некоторые из них словно ждут почестей. Природная грация животных передана с редким умением.

 

 

 

 

4.Заключение.

Древнеегипетская культура долгое время развивалась изолированно от внешнего влияния, именно этим объясняется ее самобытность.Ведущим искусством Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее число архитектурных построек было связано с заупокойным культом.

Наряду с архитектурой успешно развивалась скульптура, живопись, и искусство рельефа

Несмотря на ранний период формирования культуры Египта, она содержит в себе много удивительных догадок, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, архитектуры, строительства, литературы и других знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.       Искусство Древнего Египта. – М.: Изобразительное искусство, 2000 г

2.       О.Н.Дубровская, Древние религии мира. - Москва: Издательский дом «Рипол» 2003г.

3.       Л.С. Васильев, История религий Востока. - Москва, Издательство «Университет», 2001 г.

4.       Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. - 2003. - N2. - С. 152-160

5.       Винкельман, И. И. История искусства древности: малые сочинения /Винкельман И.И. - СПб. : Алетейя, 2000. - 800 с.

6.       История Востока: в 6 т. /. - М. : Восточная литература РАН, 2000 - Т.1 : Восток в древности : научное издание. - 688 с.

7.       Рак, И. В. Египетская мифология / Рак И.В. - 3-е изд.,доп. - СПб. :"Нева", 2000. - 400 с. : ил.

8.       Калашников, В. И. Атлас тайн и загадок. Древние цивилизации /В.И.Калашников. - М. : Белый волкКн. 2 : Тайны происхождения народов, история древнейших стран, могущественные правители. - 2001. - 208 с. –

9.       Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. - 669 с.

10.   Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998.

11.   Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2000.

12.   Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова.– Ростов – на - Дону: “Феникс”, 2001.

13.   Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.

14.   Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина.- Москва: Издательство «Центр» 2003г.

15.   Л.С. Васильев, История религий Востока. - Москва, Издательство «Университет», 2001 г.

16.   Аббас Шалаби, Весь Египет. Издательство «Бонеки» Флоренция Италия . Редакция: Welcom Books, Москва.

 

 

34

 



Информация о работе Искусство Древнего Египта