Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 04:10, контрольная работа

Описание

Загадочный, пленительный и очаровательный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...

Содержание

ПЛАН:
1. Введение…………………………………………………………………………2
2. Культура-зеркало искусства Древне Египта……………………………4
2.1. Архитектура Древнего Царства…………………………………………9
2.2. Скульптура Древнего Царства………………………………………….14
2.3. Архитектура Среднего Царства……………………………………….16
2.4. Скульптура Среднего Царства…………………………………………20
2.5. Архитектура Нового Царства………………………………………….21
2.6. Скульптура Нового Царства……………………………………………24
3. Всемирно-историческая роль египетского искусства……………..25
4. Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Культорология.doc

— 1.38 Мб (Скачать документ)

Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий. Существовали специальные словники, а также пособия, по которым египетские писцы учились аккадскому языку.

Так же в Древнем Египте зародилась музыка, потому что искусство слова — самое конкретное из всех сфер про­явления духовной сущности человека. Если литературные памятники донесли до нас велико­лепные образцы мифопоэтического и лирического жанра, то о музыке Древнего Египта можно составить лишь весь­ма приблизительное представление, опираясь на опосредо­ванные источники.

Многочисленные росписи и рельефы храмов и гробниц свидетельствуют о той огромной роли, которая отводилась ей. Целые сцены посвящались изображениям музыкантов, составлявших небольшие камерные ансамбли, которые со­провождали ритуальные процессии и танцы: хоровое «зву­чание» доносят композиции плакальщиков и плакальщиц, где пластическая выразительность жеста передает скорбные интонации плача. Жест рук играл огромную роль не толь­ко в выражении эмоционального начала, но и в управле­нии процессом исполнения, ибо он восполнял отсутствие системы нотной записи.

Этот факт наводит на мысль об импровизационной ма­нере исполнения, подчинявшейся установленной ритми­ческой канве, в пределах которой создавалась музыкаль­ная ткань. Воссоздать творческий процесс можно лишь весьма относительно, опираясь на изобразительный мате­риал, который служил не только иллюстрацией, но и свое­образной системой «записи», содержащей ряд исполнитель­ских указаний.

Первые опыты музыкальной нотации возникли в эпоху Среднего царства. Тогда же появились и самые ранние за­чатки музыкальной теории.

Наличие большого количества инструментов, составля­ющих разновидности ударных, духовых и щипковых групп, позволяет говорить о существовании многоголосия. Поли­фония развивалась главным образом в хоровой музыке; есть сведения, что при дворе фараонов Нового царства су­ществовала музыкальная капелла.

Если первоначально музыка была связана с культовой стороной, то со временем в ее обозначение входит иерогли­фический знак, соответствующий понятию «выражать удо­вольствие», «приветствовать криками», «ликовать». Эти понятия раздвигают рамки музыкального искусства, внося в него элемент эстетической оценки и эмоционального вос­приятия.

В Древнем Египте была широко распространена хейро-номия, что в буквальном переводе с греческого означает «двигать в такт руками», — в нашем представлении это соответствует дирижированию.

Помимо хора, в Древнем царстве встречаются изображе­ния «дирижера», управляющего ансамблем арф. В гробни­це Иду (Древнее царство, VI династия) сохранился рельеф с изображением камерного ансамбля, состоящего из пяти арф, которым управляет музыкант, сидящий лицом к исполни­телям и спиной к покойному. Посадка «дирижера» заслу­живает особого внимания ввиду того, что по существовав­шему долгое время этикету дирижер европейского симфони­ческого оркестра стоял лицом к публике и повернулся к музыкантам лишь в середине прошлого века, когда за пульт встал Рихард Вагнер, первым нарушивший эту традицию.

О соотношении ритмического и мелодического рисунка можно судить по древним изображениям. В эпоху Древне­го царства господствовали ударные инструменты с их обна­женной ритмикой. Это определило и расположение фигур музыкантов и танцовщиц в композиции, где их разделяют паузы; повторяемость поз и действий организует метрорит­мическую структуру сцены: подчеркивание сильной доли сопровождалось хлопком в ладоши.

В ансамблях использовались, помимо ударных и духо­вых, несколько разновидностей щипковых инструментов — арф, лир, лютней.

В композициях эпохи Древнего царства преобладают обостренный линеарный рисунок, в то время как в роспи­сях Нового царства начинает звучать гибкая мелодия ду­ховых инструментов, сопровождаемая арфой и лютней, которой вторят изысканно красивые очертания фигур ис­полнительниц.

В эпоху Нового царства возникает жанр «военной» му­зыки, о чем рассказывают нам росписи с изображением военных походов. Четкий, мерный шаг воинов создает пред­ставление о ритмике военных «маршей». Непременным участником походов были барабаны и сигнальные трубы, отливавшиеся из серебра и бронзы, покрытой листовым золотом. Две такие трубы весьма примитивного устройства были найдены в гробнице Тутанхамона, в погребальной камере фараона. Звук труб отличается зычностью, резкостью тембра, который исследователь древнеегипетской музыки Ханс Хикман, пробовавший эти инструменты в музее Каира, сравнил с криком осла.

В ритуально-магических действах музыка была тес­ным образом связана со словом. Вокальная и хоровая му­зыка явилась одним из самых ранних видов музыкально­го искусства. Интонация, смысловые акценты, интерва­лика привели к расчленению речи на слова, слоги и звуки.

В результате развития вокальной музыки возникла не­обходимость найти соответствующую форму изображения для каждого звука музыкальной гаммы. Поскольку запись словесных текстов возникла много раньше музыкальной, для фиксации звуков позднее была использована буквен­ная система.

Древнейшие тексты ритуальных гимнов и молитв, высеченные на стенах древнеегипетских храмов и гробниц, обращены к богам и должны были быть ими услышаны, а потому и сохранены навечно. В таких ритуальных песнопе­ниях музыка, по-видимому, играла роль сопровождения, и притом очень скупого. Об этом свидетельствуют крайне ла­коничные указания «дирижерского» характера, выражаю­щие ритмическую основу, темп, силу звучания. Глядя на роспись с изображениями музыкантов и танцоров, всегда можно определить, в каком темпе они играют и танцуют. Бурное, порывистое движение со скачками обычно присуще динамичному, быстрому танцу, музыкальная линия которо­го построена на широких интервалах. Сильная доля подчер­кивается хлопком в ладоши или ударным инструментом.

Но самое выразительное — это положение рук и паль­цев исполнителя. Подобно «говорящим» рукам индийских танцоров, не менее значимы и руки

древнеегипетских му­зыкантов. С помощью различного положения пальцев фик­сировалась высота звука в пределах определенных интер­валов, которые задавались дирижером исходной позицией руки. Дирижерскому жесту вторили цепкие, гибкие паль­цы арфистов, подвижные руки флейтисток и гобоисток.

Не случайно, что и в системе иероглифов для музы­кальной нотации чаще всего использовался знак руки в различных положениях.

Как выглядела древнеегипетская нотная запись, можно установить и из композиции рельефов.

Почти все без исключения произведения древнеегипет­ского искусства «музыкальны», будь то рельефные или живо­писные композиции, скульптура или архитектура. «Музы­кальность» их таится в совершенстве пропорций, гармонии, ритме, цвете, движении. Но, помимо этого, они сами несут в себе символическую запись музыкального текста.

Следует приглядеться к положению рук танцовщиц — в отдельные моменты они то сомкнуты (при ударе в коло­тушку), то разведены. Положение сомкнутых рук и удар, а также согнутые в коленях ноги соответствуют акценту зву­чащей ноты, разведенные руки означают паузу. Изме­нение поз при движении фигур также соответствует под­черкиванию сильной доли в тексте. При этом согнутые в коленях ноги Хикман соотносит с ударной долей, вытяну­тое положение фигуры — с безударной. Принимая систему дешифровки Хикмана, основанную на соответствии линии танца определенному музыкальному рисунку, можно при­близительно представить себе ритмический язык древне­египетской музыки — мелодику ее дополнит воображение. Звучание музыки образно воссоздает плавная гибкость фи­гур танцовщиц, которые исполняют свой танец.

Вполне возможно, что в Египте существовала и более развитая система музыкальной записи, не дошедшая до нас.

В Египте, благодаря хозяйственным требованиям, сис­тема письменности сложилась уже к Раннему царству. Со­став знаков показывает этапы развития древнего письма. Знаки египетского письма были рисуночными и звуковы­ми, выражавшими один или более согласных. Звуковыми стали знаки, когда рисунок перестал передавать лишь смысл слова, но начал использоваться, как в ребусе, и для переда­чи самих входивших в него звуков. Хотя для каждого отдельного звука (согласного, так как гласные не выписы­вались) был выработан знак, на алфавитное письмо егип­тяне не перешли никогда. Как правило, пользовались сме­шанной словесно-звуковой системой, т. е. к рисуночному знаку приписывали знаки-«буквы», которые содержались в стоящем впереди слове. В конце слова ставили знак, ко­торый не читался, но пояснял его смысл. Так, слово вн — «открывать» передавали рисунком зайца вн, знаком воды н и изображением двери. Как определитель абстрактных понятий египтяне использовали рисунок свитка папируса. Иероглифическое письмо чаще всего использовалось для монументальных, резанных на камне надписей, хотя иеро­глифы постоянно встречаются и на других материалах. Для хозяйственных целей применялось скорописное — иера­тическое письмо; этим же шрифтом писали литературные произведения и научные книги. Внешний облик знаков со временем изменялся. В Позднем периоде распространилось демотическое письмо, возникшее из беглой поздней иера-тики. Оно использовалось для бюрократических нужд, но перешло и в литературные и религиозные папирусы и даже на камень.

Египетская письменность — одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали иеро­глифами и иератикой. В VШ в. до н. э. появилось еще одно — сложное и трудное демотическое письмо.

Египетская литература, являющаяся частью египетской культуры и вместе с ней исчезнувшая, прожила более дол­гую жизнь, чем независимое Египетское государство;

Различают литературы Древнего царства, Среднего цар­ства, Нового царства и литературу демотическую. Приня­тая периодизация египетской литературы является вынуж­денной, поскольку она обусловлена в основном состоянием источников и невозможностью проследить шаг за шагом развитие самого литературного процесса.

Литература Древнего Египта, как и любая другая лите­ратура, неразрывно связана с жизнью общества и его идео­логией. А так как в Древнем Египте религия была господ­ствующей формой идеологии, неудивительно, что египет­ская литература испытывала на себе ее существенное влияние и религиозным мироощущением в различных его проявле­ниях пропитаны многие произведения этой литературы. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература представлена лишь религиозными или мифологическими текстами. Напротив, она отличается богатым жанровым разнообразием. Наряду с переработанными народными сказ­ками (сказки папируса Весткар, о двух братьях, об обре­ченном царевиче и др.) в ней есть и произведения, описы­вающие реальные события (рассказы Синухе и Ун-Амона), надписи царей и вельмож исторического характера, рели­гиозные (гимны богам) и философские сочинения («Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой»); ми­фологические повествования («Борьба Хора с Сетхом»), басни, любовная лирика. Египтянам были известны и теат­ральные представления, причем не только в форме мисте­рии, но в какой-то мере и в форме светской драмы. Суще­ствовала, наконец, обширная дидактическая литература в виде так называемых поучений, содержавших моральные предписания и правила поведения в обществе.

Словом, как об этом с очевидностью свидетельствует египетская литература, египетское общество в древние вре­мена жило напряженной, богатой и многосторонней ду­ховной жизнью. Памятники письменности, что дошли до нас от тех древних времен и хранятся в музеях всего мира, представляют собой лишь ничтожные остатки ог­ромной литературы, к несчастью для нас погибшей. Но и они создают необычайно яркую, разнообразную картину.

В течение Древнего царства большое значение получи­ло художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердоли­ка и других полудрагоценных камней, а также из фаянсо­вых паст; художественная мебель из ценных пород дере­ва — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изде­лия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий пере­чень тех разнообразных предметов, которые вырабатыва­лись в период Древнего царства. Изделиям художественного ремесла свойственны такие же строгие и простые, закончен­ные и четкие линии, которыми отличается стиль всего ис­кусства этого времени.

Художественное ремесло сыграло большую роль в разви­тии искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, показывая тем самым широкие возможности декоративного использования данных матери­алов; так, красота полированных поверхностей камня и цвет­ных фаянсов сначала была использована именно в ремесле, а затем уже в скульптуре и зодчестве. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, яв­лялись постоянными проводниками его животворящего влия­ния на произведения профессионального искусства. Среднее царство было временем высокого расцвета худо­жественного ремесла. Усиление роли отдельных номов и об­щий рост городской жизни обусловили развитие художествен­ного ремесла в различных местах страны. В значительной степени способствовало этому развитию и возросшее в ре­зультате захватнических походов богатство знати, а также усилившиеся поступления золота, слоновой кости и цен­ных пород дерева.

В основном художественное ремесло Среднего царства продолжало раз-вивать формы, найденные мастерами Древ­него царства. Однако в целом ряде случаев мы встречаем новые формы. и новые технические приемы. В этом отно­шении необходимо учитывать ту роль, которую играли тесные отноше-ния Египта с соседними странами — Сири­ей, Двуречьем, Критом. Находки египетских памятников в Сирии и, наоборот, сирийских и вавилонских памятников в_Египте показывают, каким живым, был обмен между эти­ми странами.

Характерны изменения, происходящие в это время в орнаменте. С одной стороны, растет декоративность: сдержанность узоров времени Аменхотепа П сменяется богатством сложных растительных и геометри­ческих мотивов.

В области декоративного искусства египтяне достигли высокого уровня, о чем свидетельствуют многочисленные предметы, которые уцелели, благодаря засушливому кли­мату, в гробницах и под толщей песка.

Использование твердых пород камня характерно для архаических эпох, в более поздние времена применялись мягкие породы. Минералы шлифовались с помощью ци­линдрической трубки, заполнявшейся измельченным квар­цем или наждаком. Некоторые сосуды, изготовленные из очень твердых материалов и великолепно отполированные, потребовали, должно быть, многих месяцев, а то и лет терпеливого труда.

Общеизвестны высокие достижения египтян в области архитектурного декора. Стены храмов часто украшались рельефами. Отметим любопытную деталь: декор наружных стен посвящался прославлению могущества фараона и изоб­ражал военные и охотничьи сцены; внутренние стены пред­назначались для сюжетов культового характера.

Информация о работе Искусство Древнего Египта