Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 04:10, контрольная работа

Описание

Загадочный, пленительный и очаровательный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...

Содержание

ПЛАН:
1. Введение…………………………………………………………………………2
2. Культура-зеркало искусства Древне Египта……………………………4
2.1. Архитектура Древнего Царства…………………………………………9
2.2. Скульптура Древнего Царства………………………………………….14
2.3. Архитектура Среднего Царства……………………………………….16
2.4. Скульптура Среднего Царства…………………………………………20
2.5. Архитектура Нового Царства………………………………………….21
2.6. Скульптура Нового Царства……………………………………………24
3. Всемирно-историческая роль египетского искусства……………..25
4. Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Культорология.doc

— 1.38 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Рис. 1. Гизе. План мемфисского некрополя.

1 — пирамида Хеопса;

2 — пирамида Хефрена;

3 — пирамида Микерина;

4 — сфинкс

Пирамида состояла из 2 300 000 блоков известняка, имеющих форму куба с гладко отшлифованными сторо­нами. Каждый блок весил от 2,5 до 15 тонн. Камни держались под собствен­ной тяжестью; укладывали эти блоки без раствора. При этом они так тща­тельно пригнаны друг другу, что рабо­та каменотесов вызывает восхище­ние.

Пирамида была облицована камнем правильной  призматической формы, и все грани пирамиды имели идеально гладкую поверхность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Гизе. Мемфисский некрополь. Сфинкс    Рис. 3.             

      Пирамида фараона Хеопса. Разрез.

Три стадии строительства

Пирамида Хефрена, второго пре­емника Хеопса, сооружалась в Гизе в непосредственной близости от пирами­ды Хеопса. Ее высота 143,3 метра, дли­на сторон основания 215,2 метра. Вход в пирамиду находился у ее основания. Погребальная камера была расположе­на ниже основания. Там стоял большой гранитный саркофаг без надписи. Не­далеко в скале были вырублены поме­щения для погребальных лодок. В ан­самбль пирамиды Хефрена входили два храма — верхний и нижний, объ­единенные проходом в единый комп­лекс. Вдоль прохода к верхнему храму, недалеко от пирамиды, возвышалась огромная статуя сфинкса — лежачего льва с головой человека (рис. 2).

Статуя была высечена из выступав­шей на равнине большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежаще­го льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил плитами и придал статуе образ человека, похоже­го на фараона Хефрена. На голову сфинкса был надет клав - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса достигала 20 метров, длина - 57 метров.

Третья пирамида называется пира­мидой Микерина. Она была сложена из очень больших блоков. Снаружи эта пирамида облицована гранитными плитами. Вокруг нее располагались заупокойные храмы египетских фа­раонов.

 

Храмы Египта

 

Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и обширный двор.

Святилище — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пре­бывания божества. Вход в эту часть хра­ма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоуголь­ную форму и было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось совершенно пус­тым, но обычно в нем находился ка­кой-нибудь предмет или символ — ков­чег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высечен­ные из цельного гранита.

Перед святилищем располагался наос — зал для людей знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении зала. В стенах этого огромного поме­щения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали до­полнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутрен­нее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.

 

 

Рис. 4. Храм бога Амона в Карнаке. План храма:

1и2 — пилоны, сооруженные при Тутмосе I;

3 — обелиск в честь царицы Хатшеспут;

5 — пилон, сооруженный при Аменхотепе III;

6 5 — пилон, сооруженный при Рамзесе I;

7 6 - гипостильный зал

 

 

 

 

 

 

 

 

Передний двор был окружен двой­ным или тройным рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Пе­ред входом в храм стояла высокая мас­сивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Перед­няя часть пилона была покрыта рель­ефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создава­лось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны по­верху заканчивались карнизом.

Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и рас­полагались симметрично по сторонам от входа . Начиная с V ди­настии эпохи Древнего царства по бо­кам входа стали устанавливать обелиски с именами основателей храма. В  эпоху Среднего царства высота обе­лисков увеличивается, достигая 20,5

метра. В эпоху Нового царства высота обелисков   еще более увеличи­лась и достигла 37 метров Всю композицию  храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Крнакский и Луксорский храмы.

Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач, которая стояла перед зодчими, — соз­дать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Этого эффекта архитекторы достига­ли простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и ма­ленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с боль­шими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приб­лижения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный сим­вол был окружен сумраком.

Египетский храм никогда не являл­ся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивал­ся, увеличивался. Фараоны перестраи­вали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фарао­на, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фа­раонов и заменять их своими. При та­ком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ни­чего не оставалось, план усложнялся, и сооружение приобретало громадные размеры.

Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшимобразом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

 

2.2. Скульптура Древнего Царства

 

От времени Древнего царства сохранилось очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были найдены при раскопках храмов. Однако подавляющее число скульптур происходит из заупокойных сооружений — цар­ских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с достаточной определенностью.

Наряду со статуями царей, богов и вельмож, от време­ни Древнего царства, как и от предыдущего периода, до­шли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин, слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.

Таким образом, скульптура Древнего царства в основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предше­ствующий период, однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком же одея­нии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож следуют основным типам царских ста­туй: наряду с существовавшими ранее сидящими фигура­ми, появляются и стоящие скульптурные группы супру­жеских пар.

Прекрасное владение обработкой камня позволило шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли ста­туи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.

Наряду с каменными скульптурами имелись деревян­ные, что, по-видимому, было связано с их использовани­ем при некоторых обрядах.

Естественно, что для этого нужны были лег­кие деревянные скульптуры. Думается, что именно этим и объясняется наличие деревянных скульптур в гробни­цах некоторых лиц, принадлежавших к высшей знати и имевших все возможности поставить в свою гробницу ка­менную статую. Не случайно, что все деревянные статуи были приблизительно одного размера, очень удобного для совершения указанного обряда, — около одного метра в высоту.

Статуи изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие ста­туи высоко ценились из-за технических трудностей изго­товления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.

Для мелкой пластики широко использовали кость, фа­янс, реже — дерево и камень.

При всем возросшем, по сравнению с предшествую­щим периодом, разнообразии поз скульптур царей и зна­ти Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвиж­ность и покой, что достигалось строгим соблюдением фрон­тальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках по­чти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато-кирпичный цвет, женских — в желтый, волосы у всех были черные, одежды — белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной мо­лельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высече­ны.

Единство изобразительных средств культовой скульп­туры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Приподнятость образа под­черкивала высокое социальное положение изображенного человека. В то же время культовый характер статуй де­лал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в ито­ге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению ряда обязательных для скульптуры канонов.

Однако эти каноны касались в основном только трак­товки туловища статуй, при передаче же лица перед масте­ром вставало иное требование, также вытекавшее из назна­чения памятника. Статуе необходимо было придать сход­ство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важней­ших достижений древнеегипетского искусства — скульп­турный портрет.

Появление портрета, расширение иконографии, возрос­шее разнообразие используемых материалов, общий рост ма­стерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.

 

2.3. Архитектура Среднего царства (21 век до н. э. начало 18 века до н.э.).

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства. Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав связь с гробницами предков, — шаг достаточно трудный, если учесть мировоззрение древних египтян. Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода. Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии, и их взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий.

С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), кото­рые вновь объединились лишь при XI—XII династиях.

В эпоху Среднего царства продол­жалось строительство храмов, архи­тектурных комплексов, но архитектура и сами сооружения не отличались но­выми идеями. Гробницы фараонов, как и прежде, имели форму пирамиды, но они стали намного меньше, нередко их сооружали из сырцового кирпича и лишь облицовывали камнем.

Период правления XII династии в Египте характеризуется ирригаци­онными работами. Восстанавлива­лись старые дамбы и каналы. Боль­шие работы велись в оазисе Фаюм, где занимались осушением болот, которые превращались в плодород­ные земли.

Храмы при пирамидах с приходом новых правителей становились цент­рами, в которых проповедовали идеи фа­раона и возводили его в ранг божества, владыки Египта.

Возведение этих храмов закончилось в начале 2000 года до н. э. созданием мо­нументального сооружения при пира­миде фараона Аменемхета II в Ха-варе — знаменитого Лабиринта, сос­тоящего из многочисленных залов и молелен, украшенных статуями и рельефами.

Представление о гражданской ар­хитектуре этого периода дают жилые дома городов, которые окружали пи­рамиды. Блеск и нищета царили в этих городах. Одним из таких городов был Кахун, разделенный стеной на две час­ти — большую и малую. В большой части находились дворец и дома знати. Дома покрывались плос­кой деревянной кровлей либо кирпич­ным сырцовым сводом. В центре дома был зал с четырьмя колоннами на ка­менных базах. В меньшей части города в тростниковых хижинах ютилось бед­нейшее население.

Информация о работе Искусство Древнего Египта