Идеал человека в древнегреческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:27, реферат

Описание

Основы современной европейской цивилизации и культуры - науки, литературы, философии, пластических искусств, театра - были заложены в отдаленном прошлом, во время античности.
Их создательница - Древняя Греция, Эллада, страна, располагавшаяся в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему островах Эгейского моря.

Работа состоит из  1 файл

контрольная культура.docx

— 32.91 Кб (Скачать документ)

 «Идеал человека в древнегреческой культуре»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

  Москва 2012

Введение

Древние греки ощутили Землю  и космос как

обитель людей и богов и как  единство

борьбы и любви, названное ими  гармонией.

Для них человек был так же прекрасен 

как боги, хотя и смертен.

Основы современной европейской  цивилизации и культуры - науки, литературы, философии, пластических искусств, театра - были заложены в отдаленном прошлом, во время античности.

Их создательница - Древняя Греция, Эллада, страна, располагавшаяся в  южной части Балканского полуострова  и на прилегающих к нему островах Эгейского моря.

Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих  поколений, веками оказывали влияние  на культуру Европы.

Дать определение предмета эстетики не так легко ввиду широты той  области, которая охватывается понятием эстетическое.

Эстетика является частью философии, так как в ней фиксируются  не только определенные стороны, связи, закономерности, свойство действительности, искусства, человеческой практики, образа жизни людей и т.д., но и отношение  к ним, их оценка.

Основная терминология и главные  понятия эстетики в европейско-средиземноморском  ареале сложились именно в Древней  Греции, которую мы и будем рассматривать. Впоследствии эти понятия в той  или иной форме развивались до появления собственно дисциплины эстетики. К ним относятся такие термины и понятия: красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, катарсис, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка, калокагатия, канон, мимесис, символ, образ, знак, свет, цвет и др. Но не все из них в древности имел тот смысл, в котором их употребляет современная эстетика, однако культурно-исторический процесс включил к ХХ веку большую часть из них в смысловое поле эстетики.

 

1. Эстетический идеал

 Человек - мера всех  вещей

Греки гениально сформулировали и  объяснили понятие гармонии. Это  связующее начало, объединяющее элементы в некое целое, такая слаженность  и соразмерность частей целого, что  ни прибавить, ни убавить ничего нельзя без того, чтобы не испортить. Гармония есть некий божественный порядок, противостоящий хаосу как изначальной неорганизованности, порядок, заведенный богами, но доступный  человеческому пониманию. Здесь  и рождается западное, основанное на разуме, представление о гармонии.

Все в мире, по мнению эллинов, обнаруживало гармонию - от устройства космоса до произведений человеческих рук. Небо уравновешивалось землей, море - сушей, зло - добром, рабство - свободой, слезы - смехом. Противоборствующие силы взаимно поглощали друг друга  и создавали устойчивость, равновесие и симметрию. Гармонична, сточки зрениия греков, была семья, в которой мужчина олицетворял общественную жизнь, а женщина - жизнь частную.

2. Идеал красоты Древней Греции

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Идеал греков - прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Красивый человек - это воплощение гармонии духа и тела. Изучая человеческое тело, Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной. Так голова должна составлять 1/8 общего роста, ноги - не превышать в длину половины роста. Ступню признавали красивой, когда второй палец заметно длиннее большого. Руки считались пропорциональными, если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра (ее измеряли с внутренней стороны, в промежутке от паха до колена) и при этом обе части руки - от запястья до локтя и от локтя до подмышечной впадины - по длине одинаковы.

Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части: от основания волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин. Расстояние между глазами равняется длине глаза. Размер рта соответствует ширине нижней части носа. Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука, и губы должны иметь одинаковую толщину. Идеальный нос - прямой по всей длине, а лоб - покатый, в профиль, составляющий с носом ровную линию. Подобный прямой профиль и принято сейчас называть греческим.

Эталоном женской фигуры считалась  фигура Афродиты Милосской. Ее пропорции соответствовали пропорциям «золотого сечения».

Также эту красоту выразили в  цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см.

Все чрезмерное - слишком громкое  или тихое, громадное или малюсенькое - вносило дисгармонию и вело к  беспорядку, хаосу. Человек, уродливый  физически, равно как и одаренный, выбивался из общей массы и  нарушал гармонию. Разумеется, эллины гордились своими гениями и героями. Но и очень жестоко расправлялись  с ними. Величайший законодатель Перикл в конце жизни был отдан  под следствие, гениальный скульптор  Фидий скончался в изгнании, как  и полководец Фемистокл, выигравший судьбоносную для Афин морскую битву у Сламина, глубочайший философ Сократ приговорен к смерти по ложному обвинению. Такова обратная сторона культа гармонии, связанная с древнейшим представлением о том, что вид выживает не благодаря выдающимся, а за счет усредненных.

Таким образом, Древняя Греция стала  первым этапом рефлексии эстетического  сознания, первыми шагами к возникновению  эстетики, которая сложилась на основе философских размышлений. В сущностно-метафизическом смысле эстетика является особой формой бытия-сознания; некое специфическое  духовное поле, в котором человек  обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию.

Греческие племена, перейдя от первобытнообщинного  строя к классовому обществу, создали  небывалую по своему богатству и  многогранности культуру, изобразительное  искусство и архитектуру. «Без того фундамента, который был заложен  Грецией и Римом, не было бы и современной  Европы» - писал Энгельс.

Складывается впечатление, что  на одном маленьком клочке земли  сосредоточились множество умнейших людей, как, будто полностью располагает  этому географическое положение, обстоятельство античного рабовладения Древней  Греции. Может быть, солнце в этом месте сияло как-то по-особому, которое  воздействовало на такой взрыв умов.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту  и величие свободного человека - гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие  поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты.

Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих  поколений, веками оказывали влияние  на культуру Европы.

Древняя Греция внесла огромный вклад  в историю настоящей культуры, философии, эстетики. Она дала начало многим наукам. Пусть даже некоторые  суждения нам кажутся сейчас устаревшими  или древними, но из них мы подчеркиваем много необходимого для нас сейчас.

3. Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная  культура» обозначают культуру Древней  Греции и Древнего Рима с  XIII-XII  вв. до н.э.и до   IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что  у греков мы чувствуем себя дома, «потому, что находимся в сфере  духа, и если национальное происхождение  и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения  духа следует искать прежде всего в Греции». (Гегель. Соч. М...; Л., 1935, т. -8, с 211).

Гегель не преувеличивал  значение греческого мира для последующей  истории. Духовный импульс, которым  древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает  свое влияние и сегодня.

Греция на протяжении веков не представляла собой  единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:

— интерактивный характер (интеракция — взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

—  космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории — красота, мера. Мера едина и неделима, она — характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия — гармония — единство в многообразии.

Наличие канона — совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции — скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда «Канон».

Идеал, к которому должен стремиться человек — калокагатия (kalos) — прекрасный, (agalhos) — хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже  космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор — «Человек есть мера всех вещей».

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

  • Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества — художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.
  • В Древней Греции берет начало диалектика — умение вести беседу.
  • Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим звеном между древневосточными цивилизациями  и античностью являлась крито-микенская  культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются «Илиада» и «Одиссея».

Гомеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры — так называемый геометрический  стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного  строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты  греческой архаики. Становление  и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного  дела и металлургии,  строительной техники и архитектуры, керамического и  текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху  возникли почти все основные формы  античной культуры и искусства — материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство — архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура  — исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой  образования и развития античной культуры служил полис — типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали  разные органы управления, но верховным  органом в большинстве полисов  было народное собрание. Еще одной  особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность  в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом  полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали  также центрами становления и  развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла  такую возможность, защищая ее права  и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

 

Список  литературы:

  1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002.

Информация о работе Идеал человека в древнегреческой культуре