Человек в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:57, реферат

Описание

Человек всегда искал ответ на вопрос: каково его место в культуре? Что из того, что создаётся им в культуре, вырастает из естественного порядка вещей, а что ему противостоит? Антропология, исследуя стороны проявления индивида – его экономическую деятельность, социальную, духовную жизнь, его психику – дифференцировалась на множество направлений, таких, как физическая антропология, социальная, культурная, политическая и т.п.

Содержание

1. Введение 3
2. Каков зримый образ культуры?............................................................................. 4
3. Человек и духовно-нравственные ценности 5
4. Как выражены в культуре мотивы судьбы и смерти? 7
5. Способ формирования индивидуального мира культуры 8
6. Как соотносятся индивидуальный мир культуры с окружающим миром? 9
7. Творческое начало в деятельности человека 9
8. Человек и культура труда 10
9. Путь открытия и постижения культуры 11
10. Заключение 13
11. Список литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Человек в культуре.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

«История проходит через Дом человека,

через его  частную жизнь. Не

титулы, ордена или царская милость, а

«самостоянье  человека» превращает его

в историческую личность»

Ю. Лотман

 

Человек всегда искал  ответ на вопрос: каково его место  в культуре? Что из того, что создаётся им в культуре, вырастает из естественного порядка вещей, а что ему противостоит? Антропология, исследуя стороны проявления индивида – его экономическую деятельность, социальную, духовную жизнь, его психику – дифференцировалась на множество направлений, таких, как физическая антропология, социальная, культурная, политическая и т.п.

Но сколько бы мы ни пытались познать себя в рамках научной  логики, вряд ли нам это удастся. Человеческая личность имеет множество  аспектов, составляющих её единство [2, 117].

В этом реферате я попытаюсь  дать ответ на вопрос, что такое культура человека, как она формируется и развивается, что ждёт её в ходе исторического развития, что таит в себе духовный мир человека. Как духовно-нравственные ценности формируют культуру человека.

Выбранная мной тема в  наши дни очень актуальна. Достижения научно-технического прогресса, в том числе и повсеместная компьютеризация заменили для многих книги, театры, музеи и т.д. Люди стали меньше читать художественной, научно-технической литературы. Люди нуждаются в прохождении ускоренного курса повышения культуры, сверхзадача которого замкнуть духовные ценности на социальное поведение человека.

 

 

 

 

2. Каков зримый  образ культуры?

Человечество в третьем  тысячелетии подошло к рубежу, за которым открывается путь в ноосферу – сферу духа и разума. Дальнейшая эволюция планеты безусловно будет направляться Разумом. Современные реалии свидетельствуют, что будущность мира в значительной мере зависит от возможностей человеческого интеллекта. Поэтому народ, видящий свои цели, просвещенный и постоянно усваивающий новые знания, способный творчески воспринимать и решать жизненные проблемы, рано или поздно окажется в числе процветающих.

Будущее нашей страны, её успехи зависят  не только от способностей общества претворять в жизнь задуманные планы, но и  от духовного и интеллектуального настроя народа. Культура нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. Она не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке. Она – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Её величественное здание возводилось веками. Развитие культуры связано с поступательным движением цивилизации. Её сила в неразрывной связи времён, в тесной диалектической преемственности мыслей и чувств прошлых поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека [1, 7-8].

Культура – это и развивающаяся  система духовных ценностей, и процесс  человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Культуру можно представить себе как огромную лабораторию, в которой создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы, искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности до наших дней.

Общество проявляет и осознаёт себя в культуре. Она – его  прозрение, непременное условие и результат его существования. По ней можно судить о его социальном портрете и духовном облике. Только тогда общество становится цивилизованным, когда ставит культуру на почетный пьедестал и реально предоставляет человеку свободное право на культуру, возможность владеть ею, чувствовать себя её творцом и хозяином [1, 10-13].

 

3. Человек и духовно-нравственные ценности.

Культура – незаменимый  и неотъемлемый спутник прогресса  человечества, цивилизованности. Именно поэтому в передовых странах столь высок её уровень, поэтому необходимым условием приобщения к цивилизации является подъём культуры. Не менее значима культура и на микроуровне – культура личности. Она выполняет интегративную функцию, делая личность членом общества, но в то же время благодаря культуре личность включается в общественную жизнь как яркая индивидуальность. Ещё одна важнейшая функция культуры по отношению к личности – смысложизненная. С помощью культуры человек обретает самого себя, строит стратегическую иерархию ценностей, на её основе совершает ранее ему неведомое, новое порождение мира. А одновременно идёт и его собственное восхождение по ступеням духовного и социального совершенствования. Чудодейственная тайна культуры уходит в тайну личности. Нет личности, индивидуальности без культуры. Но без личности, без индивидуальности нет духовного движения, прогресса, не может быть общества, немыслима сама жизнь человечества. Что же в итоге? Вывод капитального значения: без культуры нет жизнь.

Попробуем доказать первые два наших  утверждения, ибо третье вытекает из них с неумолимостью логического  закона. Мы утверждаем: без культуры нет индивидуальности. Человек отличается от животного разумом. Разум, облагораживая инстинкты, превращает их в чисто человеческие чувства, которые также отличают человека от животного. Используя подобный ракурс, мы можем сказать, что духовная жизнь человека исчерпывается этими двумя составляющими – чувством и разумом. И если разум отличает человека от животного, то чувство отличает его от другого человека. Ибо рациональные вещи можно передать сколь угодно большому количеству людей в языке, письме, предметах материальной культура, а чувства каждого уникальны и непередаваемы, воспринимаются только по аналогии с накопленным индивидуальным опытом.

Какое же это имеет отношение  к культуре? Самое непосредственное, ибо она – непременное условие  формирования и движения-развития разума человека и она же – скульптор и двигатель человеческого чувства.

Культура – условие развития разума, так как только человек, владеющий  культурой, способен осмыслить свои действия, поведение, критически оценить их, построить иерархию целей и средств их достижения и сознательно воплощать их в жизнь. Только человек культурный способен к рефлексии.

А наши чувства? О них можно сказать  примерно тоже, что и о разуме. Это они делают нас индивидуальностями и тем самым создают те поля напряжения, те противоречия как в нас, так и между нами, которые только и могут преодолеть инерцию и двигать нас вперёд и вперёд. И насколько богаче, значимее становятся наша жизнь, когда культура очищает наши чувства, проверяет их под микроскопом рефлексии, облагораживает их, делает тоньше и многообразнее.

Утверждение о том, что без индивидуальности нет прогресса и нет жизни, вытекает из сказанного и доказывается тем, что жизнь невозможна без движения, движение без противоречий, а противоречия – без различий между людьми, без индивидуальностей. Трудно даже представить себе даже существование, где все мыслят одинаково, чувствуют одно и то же, похожи друг на друга [1, 57-59].

«Авторское право» на культуру целиком  принадлежит человеку. Удовлетворяет  ли его современная культура? Под влиянием социального динамизма и научно-технического прогресса она начала серьёзно меняться. Влияние это стало порой и весьма разрушительным. Классическая культура в своём прежнем виде перестала передаваться от поколения к поколению. На смену широко образованному и высоконравственному человеку пришёл хотя и больше знающий, но узкий специалист, новоиспечённый интеллигент. В свою очередь, увеличившееся свободное время не стало «пространством для развития личности», а открыло шлагбаум массовой развлекательной культуру, формирующей в человеке чувство агрессивности, скептицизма и цинизма, погружающее его душу в сонное состояние.

Но человек ещё слабо знает  себя, долог его путь к самому себе. Трудно проникнуть в тайну человека. Быть может, так же трудно, как и в непостижимую тайну Бога. Истинное его богатство заложено в его духовном мире. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая конкретная, житейская повседневность, естественно, важны для человека. Но если все наши желания будут этим ограничиваться, не быть нам великой нацией, не иметь великой культуры. Если нет опоры в культуре, нет опоры и в себе самом. Потому, насколько тесно связан человек с культурой, можно судить о богатстве его души и интеллекта, его способности рождать новые идеи и отстаивать истину. С помощью культуры человек обретает внутреннюю свободу мысли, действия совести. Именно с её помощью формируется уникальный, неповторимый строй личности. Современный человек, осознавая значение культуры, в то же время не прилагает усилий для её сохранения и развития.

Кто знает истину, кто владеет  всеми сокровищами мира – тому, вероятно, культура не нужна. Но, таких людей нет. Она нужна всем людям. Но главное, она нужна тому, кто хочет постичь и преобразовать мир, стать личностью и индивидуальностью. Культура для человека – сфера формирования духа, основа мышления и получения объективных истин о жизни людей и природы. Она активно участвует в решении основного вопроса бытия: для чего жить [1, 60-63].

 

4. Как выражены в культуре мотивы судьбы и смерти?

Одним из наиболее выразительных  мотивов всей человеческой культуры является мотив судьбы и смерти. За судьбой скрывается абсолютная угроза смерти и относительная угроза судьбы. Небытие угрожает человеку и его целостности, поэтому оно угрожает его духовному самоутверждению. Неслучайно тема судьбы и смерти, пронизывающая всю человеческую культуру – от самых ранних её этапов до сегодняшнего дня. Представления о жизни и смерти в любой культуре обусловлены системами миропонимания и выражены в ритуалах и обрядах. Их целью является сохранение равновесия и обеспечение взаимодействия с Природой. В традиционном сознании момент смерти рассматривается не как прекращение существования, а как переход в другое состояние. Это выражено в легендах, мифах, сказках почти всех народов мира, где смерть лишь меняла состояние человека. Ритуализировался и весь жизненный цикл человека: рождение, крещение, наречение имени, вступление в разряд взрослых членов общества, брак. И хотя сегодня многие смыслы ритуальных действий знают только специалисты-этнографы, мы по-прежнему стараемся следовать ритуалам, ставшим неотъемлемой частью культуры [2, 121-122].

 

5. Способ формирования  индивидуального мира культуры.

Творчество как способ формирования индивидуального мира культуры обусловливается двумя противоречивыми началами: с одной стороны, оно зависит от общего социокультурного фона, а с другой – от личностной уникальности. И в этой связи творчество личности всегда есть воплощение и выражение конкретной шкалы ценностей как личности, так и общества. А это значит, что творческий процесс всегда связан с социокультурным, и с индивидуализированным самоопределением личности, с выбором собственной личной позиции. Творчество выявляет то, как человек обживает и переживает созданный человечеством культурный мир, общую культурную тональность эпохи. Но именно это «как» и выражает неповторимость личности, богатство её культурного мира.

Механизм становления  и развития культуры индивида также  имеет внешние социокультурные факторы и внутренние социально-психологические культурные детерминанты. В качестве внешних детерминант выступают: социально-экономическая и политическая системы, промышленные нужды, общественные потребности и интересы, социальный заказ, политическое руководство, организационно-управленческое решение, все обязанности личности и другие культурные ценности, имеющиеся в том социокультурном пространстве, в которое погружен человек.

Что касается внутренних факторов, определяющих творческую активность, то они представляют собой развертывание субъективного мира личности, проявленного во всём многообразии культурного поля. Среди них важное значение имеют детерминанты логико-методологической культуры личности, к которым относятся: теоретические установки, мировоззренческие позиции, стиль мышления и другие проявления интеллектуальной мыслительной культуры личности, которые выполняют роль регулятора поиска [2, 136-137].

6. Как соотносятся  индивидуальный мир культуры  с окружающим миром?

В мировой культуру можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром.

1. Европейский тип,  в котором индивидуальное «Я»  рассматривается в качестве важнейшей  культурной ценности. Мир культуры  индивида ориентирован на опредмечивание, максимальную самореализацию, на оптимальное воплощение во вне. А мир, окружающий человека, и вся культурная среда должны этому способствовать.

2. Древнекитайский тип  (восточный). В китайской культуре  высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром всегда считалось подчинение человека культурным обычаям и традициям, подавление своего индивидуального «Я», чувство долга и необходимость соответствовать определённому культурному стандарту. Не индивидуальные свойства, особенности личностной культуры, а умение выражать их в жестко определенной фиксированной форме. Индивидуальный мир культуры личности должен самораствориться во вселенском целом.

3. Индийский тип, который  основан на понимании человеческого  «Я» как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое «Я», согласно этому воззрению, подчинено сверхличному духу. Самореализация человека как раз и достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождения к духу. Поэтому часто человек через разрыв конкретных связей с другими людьми, с обществом, эмпирическим миром и даже собственными деяниями ориентирован на растворение в универсальной духовной субстанции [2, 139].

7. Творческое начало в деятельности человека.

Человек, как существо социальное и историческое, обречён  творить культуру, она есть его  путь и судьба, он реализует себя через культуру. «Культура означает обработку материала актом духа, победы формы над материей. Она более связана с творческим актом человека» – пишет Бердяев Н. Подлинное назначение культуры видится ему в реализации духовной жизни, в духовном восхождении человека.

Информация о работе Человек в культуре