Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 13:27, творческая работа

Описание

Костюм на средневековом Западе формировался довольно медленно, поэтапно и осторожно соединяя элементы варварского, галльского и византийского костюмов при сохранении некоторых античных традиций. Со временем драпирующаяся несшитая одежда (символ принадлежности к античной цивилизации) была заменена сшитой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)……………………………………………………………….4
1.1. Эстетический идеал красоты человека (характерные черты)……...4
1.2. Применяемые ткани, фактура, цвет, отделка, рисунок…………….5
1.3. Развитие конструирования и моделирования……………………….6
1.4. Основные виды и формы костюма…………………………………..7
 мужской костюм…………………………………………………...8
 женский костюм…………………………………………………..11
1.5. Прически, головные уборы, обувь, украшения, дополнения……..12
Выводы по первой главе………………………………………………… 14
Глава II Силуэт и линии в одежде…………………………………………16
2.1. Основные линии, выявляющие силуэт изделий…………………...16
2.2. Связь линии с конструкцией видоизменения силуэта…………….16
2.3. Характеристика современного силуэта, значение линий в одежде………………………………………………………………...18
Выводы по второй главе………………………………………………… 22
Библиографический список………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Экзаменационная работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

    2.2. Связь линий с  конструкцией видоизменения  силуэта

    Лини, описывающие контуры плоскостной  проекции формы, называются силуэтными. Форма костюма создается за счет конструктивного решения, т.е. соединение отдельных частей и объемов в единое целое. Лини по которым происходит это соединение, называются конструктивными, к ним относятся: соединительные швы, рельефы, горизонтальные и вертикальные линии членения формы.

    Если  такие линии оформлены строчкой, вышивкой, кантом, они называются конструктивно-декоративными. Существуют и чисто декоративные линии, определяющие рисунок оформления костюма внутри формы и не связанные с его конструкцией.

    При создании формы костюма, соответствующей  пропорциям тела человека, художник –  модельер опирается прежде всего  на конструктивные пояса – опорные  линии человеческой фигуры, от которых  начинается та или иная форма деталей  или членение в одежде.

    Плечевой  пояс определяет, соответственно, плечевую одежду, т.е. ту, которая крепится на плечах: платья, жакеты, пальто, плащи, пелерины и т.д.

    Талевой пояс предполагает одежду, развивающуюся  от линии талии. Такая одежда называется поясной, к ней относятся брюки и юбки.

    Бедренный пояс существенно влияет на силуэт костюма в целом, так как от плотного облегания по бедрам может  начинаться расширение формы изделия  книзу.

    Конструктивные  пояса называются конструктивно  – декоративными, если на их уровне располагаются украшения – отделки или бижутерия.

    Понятие «конструктивные пояса» определяет местоположение конструктивных линий, которые могут быть опорными, т.е. от них, от того или иного горизонтального  уровня начинается та или иная форма. Например, прямая туникообразная форма имеет в качестве опорной линии плечевой конструктивный пояс. Если тунику подвязать вокруг талии, то эта форма получит дополнительную опору на линии талии, вводя в действие талевой конструктивный пояс.

    Для плечевой одежды характерны силуэты: прямой, трапециевидный, полуприлегающий и овальный, для талевой – прилегающий. В пределах этих силуэтных форм возможны различные модификации. Например, все они могут удлиняться и сужаться, становясь статичными и устойчивыми, в зависимости от эстетических требований текущей моды.

    Разнообразные варианты моделей могут быть получены на основе одной и той же силуэтной  формы за счет использования конструктивных и декоративных линий [3].

    2.3. Характеристика современного силуэта, значение линий в одежде

    Если спроецировать объемную форму на плоскость, то можно получить ее силуэт.

    Другими словами силуэт – это плоскостное  восприятие формы. Силуэт является наиболее исчерпывающей характеристикой  формы предмета. Рассматривая любой  объект, сравнивают его фронтальные (вид спереди или сзади) и профильный (вид сбоку) силуэты.

    За  все время развития одежды было создано  множество вариантов одежды, но при  этом их можно свести к  нескольким основным видам. Рассмотрим их более  подробно.

    Прямой  силуэт – один из самых популярных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы во всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, четко выраженный контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.

    Трапециевидный  силуэт – характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание – это линия плеча, а нижнее – линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу  визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным  и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом - А» (Рис.3).

    Полуприлегающий силуэт – характеризуется умеренными пропорциями, приближенным к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста – соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

    Прилегающий силуэт – прекрасно подходит для стройных людей, подчеркивая достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумеваются две формы, которые принято называть «силуэт - Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкой талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются.

    «Силуэт – Х» напоминает две трапеции (лиф  и юбка), соединенные между собой  малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талией. Одежда «силуэта - Х» хорошо подходит высоким стройным женщинам.

    Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют  маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как «силуэт - Х», и лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

    Гораздо реже, чем описанные выше  силуэтные  формы встречается «овал» (Рис.2). По сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта – это область талии и бедер.

    Скругление  плечевой линии может быть достигнуто различными способами – благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например, крупный, высокий воротник или широкий воротник - стойка). В одежде такого силуэта плечевые подкладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму.

    Сужение книзу можно получить за счет конструктивных деталей, например, вытачек или плечевого пояса, или же стянув низ изделия шнуром или резинкой. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она приземляет фигуру.

    В пределах этих силуэтов возможны их различные  модификации. Например, одежда может сужаться или удлиняться, образуя таким образом более динамичную активную форму. Или наоборот, при укорочении длины изделия и расширения его горизонтальных пропорций, одежда приобретает статичность, устойчивость. Вариации моделей на основе базовой силуэтной формы всегда зависят от эстетических и стилевых требований текущей моды [2].

    Значение  различных линий в костюме  очень велико, однако далеко не однозначно. К самым важным линиям, безусловно, можно отнести силуэтные линии, так как именно они определяют общий характер костюмной формы, ее пластическую организацию. Эти линии невозможно скрыть и замаскировать. Изображая костюм, художник, прежде всего, наносит линии силуэта и только потом начинает членить этот силуэт на более мелкие части.

    Вторыми по значению линиями являются конструктивные. Их можно свести в костюме до минимума, но совсем без них обойтись нельзя, так как это линии соединения отдельных частей формы в целое  изделие. Однако, если это предполагает модель, конструктивные линии можно сделать незаметными, особенно когда изделие изготавливается из ткани с активным рисунком.

    Линии, без которых одежда вполне может  обойтись, - декоративные. В функциональном отношении они не имеют значения, однако придают модели нарядность и выразительное образное звучание. В строгой классической одежде или в одежде, в которой преобладает утилитарная функция, декоративные линии практически исключаются.

    Начертательный  характер линий в костюме зависит  главным образом от пластических свойств материалов, из которых костюм изготавливается. Существуют ткани и материалы плотные, жесткие, хорошо удерживающие приданную им форму. Если одежда сшита из подобных материалов, то ее форма описывается прямыми или ломаными линиями. К таким материалам относятся плотные шерстяные и синтетические ткани, толстая кожа, пленочные материалы.

    Другие  материалы обладают мягкой пластикой  – они создают неустойчивые, «текучие»  формы. Здесь преобладают волнистые  и кривые линии. К материалам с  такими свойствами можно отнести  натуральный шелк, тонкую хлопчатобумажную и шерстяную ткань, а также мягкую тонкую кожу или замшу.

    По  направлению линии бывают горизонтальные, вертикальные, наклонные, или диагональные. Все они также сообщают композиции костюма различное образно –  эмоциональное содержание.

    Горизонтальные  линии ассоциируются с горизонтом и придают композиции костюма  определенную статичность, устойчивость. Зрительно они делают форму более  широкой.

    Вертикальные  линии, наоборот, сообщают форме стройность и создают ощущение вытянутости вверх.

    Самыми  активными и напряженными являются наклонные, или диагональные, линии. Они создают ощущение движения и  делают композицию более выразительной. Декоративные и конструктивные наклонные  линии привлекают внимание зрителя  к самой одежде, и восприятие фигуры становится второстепенным.

    Выводы  по второй главе:

    Во  второй главе были рассмотрены основы композиции костюма, силуэт и линии  в одежде. Широко представлена характеристика современного силуэта (прямой, трапециевидный, полуприлегающий, прилегающий и др.), а также значение линий в одежде (первостепенные, второстепенные, декоративные). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список: 

    1. Бердник О.К., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. –  Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2000. – 448с.
    2. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. – 352с.
    3. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (Серия «Учебники XXI века»). Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2001. – 320с.
    4. Блейзер А. История в костюмах. – М.: Олма – Пресс, 2001. – 176 стр.
    5. Ермилова В.В.., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 184с.
    6. История костюма. - Перевод, художественное оформление. Издательство «Око», 1997г. – 464с.
    7. История костюма / Серия «Учебники XXI века». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416с.
    8. Каминкая Н.М. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1997. – 128с.
    9. Мерцалова М.Н.«История костюма». – Москва, 1972г.
    10. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. – М.: Легпромбытиздат, 1997. – 316с.
    11. Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2002. – 480 с.      
    12. Хэрольд Р. Костюмы народов мира. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002. – 240 стр.
 

 

Конструктивные  особенности женского костюма эпохи  раннего средневековья 

Историческая эпоха Силуэт Покрой Пропорции Линии Линии декоративные Спинка Полочка Рукав Воротник Брюки, штаны, чулки, Отдельные детали 
Плеча Груди Талии Бедер Низа
Раннее  средневековье трапециевидный Туникообразный  прямоугольный, полукруглый, облегающий Четкие, устойчивые Естественная Естественная Завышена Естественная До щиколоток Драпировка, складки Прилегающая Прилегающая Длин. и узкий; корот. и широкий, втачной - -  Перчатки 

Информация о работе Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)