Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 13:27, творческая работа

Описание

Костюм на средневековом Западе формировался довольно медленно, поэтапно и осторожно соединяя элементы варварского, галльского и византийского костюмов при сохранении некоторых античных традиций. Со временем драпирующаяся несшитая одежда (символ принадлежности к античной цивилизации) была заменена сшитой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)……………………………………………………………….4
1.1. Эстетический идеал красоты человека (характерные черты)……...4
1.2. Применяемые ткани, фактура, цвет, отделка, рисунок…………….5
1.3. Развитие конструирования и моделирования……………………….6
1.4. Основные виды и формы костюма…………………………………..7
 мужской костюм…………………………………………………...8
 женский костюм…………………………………………………..11
1.5. Прически, головные уборы, обувь, украшения, дополнения……..12
Выводы по первой главе………………………………………………… 14
Глава II Силуэт и линии в одежде…………………………………………16
2.1. Основные линии, выявляющие силуэт изделий…………………...16
2.2. Связь линии с конструкцией видоизменения силуэта…………….16
2.3. Характеристика современного силуэта, значение линий в одежде………………………………………………………………...18
Выводы по второй главе………………………………………………… 22
Библиографический список………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Экзаменационная работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)
 

    ТВОРЧЕСКОЕ  ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ  ЗАДАНИЕ

    по  проектированию технологических  процессов обработки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    План:

    Введение……………………………………………………………………..3

    Глава I Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)……………………………………………………………….4

    1. Эстетический идеал красоты человека (характерные черты)……...4
    2. Применяемые ткани, фактура, цвет, отделка, рисунок…………….5
    3. Развитие конструирования и моделирования……………………….6
    4. Основные виды и формы костюма…………………………………..7
    • мужской костюм…………………………………………………...8
    • женский костюм…………………………………………………..11
    1. Прически, головные уборы, обувь, украшения, дополнения……..12

    Выводы  по первой главе…………………………………………………   14

    Глава II Силуэт и линии в одежде…………………………………………16

    1. Основные линии, выявляющие силуэт изделий…………………...16
    2. Связь линии с конструкцией видоизменения силуэта…………….16
    3. Характеристика современного силуэта, значение линий в одежде………………………………………………………………...18

    Выводы  по второй главе…………………………………………………   22

    Библиографический список………………………………………………..23

    Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Характер  всего средневекового искусства  крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма: мир полон зла  и губительных соблазнов, красота  его обманчива и преходяща, тело  - оковы бессмертной души. Но церковные идеи не изолировали искусство от представлений и вкусов народа – средневековые художники сумели открыть в человеке огромное богатство внутренней жизни, страстность душевных порывов, красоту труда.

    Термин  «романский стиль» (от лат. romanus – «римский») появился в XIX веке и первоначально применялся по отношению к архитектуре, а затем был перенесен на эпоху X- XII веков в целом.

    Костюм  на средневековом Западе формировался довольно медленно, поэтапно и осторожно  соединяя элементы варварского, галльского и византийского костюмов при сохранении некоторых античных традиций. Со временем драпирующаяся несшитая одежда (символ принадлежности к античной цивилизации) была заменена сшитой.

    Примитивный крой, появившийся в глубокой древности  на Востоке, давший основные типы накладной и распашной одежды, бытовал в Европейской одежде вплоть до X – XI веков. Возникшее затем различное понимание мужской и женской красоты потребовало разделения форм мужской и женской одежды. Пропорции костюма должны подчеркнуть мужественность мужчины и женственность женщины, т.е. появляется потребность в создании облегающих форм одежды. 
 
 
 
 
 

    Глава I. Характеристика костюма раннего средневековья (романский период)

    1. Эстетический идеал красоты

    Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы общественной жизни, в эпоху средневековья появляется новый эстетический идеал человека – аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Культ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины.

    Однако  религиозное воздействие было не единственным в формировании эстетических представлений средневековья. Не менее  важными были идеалы рыцарства и идеалы народа, нашедшие отражение в таких эпических произведениях, как «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», поэзии трубадуров. Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля определили мужественность  его внешнего облика. Этот сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты  начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. По описаниям поэтов XI – XII веков, у такой женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее нежность, тонкость, доброта, изящество воспевают на рыцарских турнирах, возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.

    Основными источниками отражения внешнего облика человека и его костюма в изобразительном искусстве являются витражи и скульптура средневековых соборов, книжная миниатюра [8].

    1. Применение ткани, фактура, цвет, отделка, рисунок

    Из  наиболее общих принципов декоративного  оформления одежды средневекового периода  можно выделить следующее:

    1. отделку горловины низа изделия, низа рукавов и линии соединения проймы с рукавом вышивкой, мережкой, бейками (из более дорогой отделочной ткани), лентами, фестонами;
    2. использование в одежде ярких, контрастных сочетаний цветов (зеленых, красных, желтых, синих);
    3. Украшение ткани золотыми и серебряными бубенчиками (в хронике того времени рассказывается, что на одном из турниров на рыцаре звучало сразу 500 бубенцов, прикрепленных к одежде, обуви, шляпе);
    4. появление перчаток, украшенных драгоценными камнями, золотом;
    5. подчеркивание отделкой (в общей композиции костюма) значение и функции детали, узла (например, шнуровка с лентами) [8].

      К выбору цвета в костюме  относились очень серьезно. Каждому цвету придавалось особое значение, например: белый цвет символизировал веру, чистоту; голубой – нежность; черный – скорбь, верность; костюм целиком красного цвета со времен средневековья носили только палачи; одежду желтого цвета практически не носили, этот цвет считался цветом предательства и ненависти (художники рисуют Иуду в желтом плаще, подчеркивая тем самым характер владельца).

    Костюмы высшей знати шили из тканей ярких  расцветок: пурпурных, синих, зеленых. Для костюма характерны сочетание  контрастных цветов: туники - белые; плащ – пурпурный с контрастной по цвету декоративной каймой (туники и плащ – всегда разных цветов); особенно модным цветом штанов был красный.

    Раньше  в костюме преобладали ткани  натуральных цветов или окрашенные растительными красителями. Костюмы  простых людей шились из тканей темных цветов: коричневых, серых.

    В период раннего средневековья наиболее распространенными материалами  были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелк. Одежда для высших слоев общества изготавливалась из дорогих тканей.

    С XI века становится возможен привоз шелка, так как с этого времени начинают налаживаться связи с Востоком. Шелк покупают у византийских купцов. Шелк – предмет роскоши доступный только богатым.

    Нижние  одежды шили из льняных и шелковых тканей, причем ткань верхнего платья – котты – была более дорогой, нежели нижнего – камизы: если камизу шили из льна, то котта была шелковой. Штаны шили из шелковой ткани.

    Верхние одежды шили из более плотных и  теплых тканей.

    Простые люди довольствовались тканями низкого  качества: домотканым холстом или тканым сукном. Верхняя одежда шилась из шерстяных тканей или грубо выделанных мехов [7].

    1. Развитие конструирования и моделирования костюма

    Рост  материальной культуры, развитие науки  и техники, новые общественные потребности  и эстетические идеалы в значительной степени определили развитие конструирования и моделирования одежды, которая должна была воплотить  и выявить эти идеалы.

    Примитивный крой, появившийся в глубокой древности  на Востоке, давший основные типы накладной  и распашной одежды, бытовал в Европейской одежде вплоть до X – XI веков. Возникшее затем различное понимание мужской и женской красоты потребовало разделения форм мужской и женской одежды. Пропорции костюма должны подчеркнуть мужественность мужчины и женственность женщины, т.е. появляется потребность в создании облегающих форм одежды. Но облегающую одежду гораздо труднее «посадить» на фигуре, чем прямую, избежать заломов и морщин на ткани, повторяющей формы тела. И закройщики (такая специальность ремесленника появляется уже в XI веке) путем практического моделирования древней накладной туники создают такие формы одежды.

    К началу XII века в крое платья проектируют три шва – боковые и средний шов спинки. Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняют по фигуре, нижнюю часть расширяют, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делают овальные вырезы, соединенные по краям шнуровкой.

    1.4. Основные виды и формы костюма, способы и манеры их ношения

    Костюм  на средневековом Западе формировался довольно медленно, поэтапно и осторожно соединяя элементы варварского, галльского и византийского костюмов при сохранении некоторых античных традиций. Со временем драпирующаяся несшитая одежда (символ принадлежности к античной цивилизации) была заменена сшитой.

    В V – VIII веках костюм обитателей Западной Европы явно напоминал те примитивные одеяния, о которых рассказывал римский историк Тацит «Все германцы носят короткие плащи, застегнутые аграфом (нарядная пряжка) или просто булавкой. Самые богатые выделяются узкой одеждой, обрисовывающей тело…Одежда женщин почти не отличается от мужской, за исключением льняных покрывал, окрашенных пурпуром, которые они набрасывают порою, не закрывая при этом голых до плеч рук».

    Действительно любой раннесредневековый костюм состоял  из небольшого числа предметов и был почти одинаков для всех: платье придворного мало, чем отличалось от  одеяний духовенства, костюм замужней женщины напоминал облачение ее воинственного супруга, повседневная одежда служила и частью парадного туалета. Все костюмы были удлиненными, многослойными, достаточно плотными

    Меняясь из века в век костюм, приобретал признаки принадлежности к романскому стилю: цельность, четкость конструкции, большую плотность. Термин «романский стиль» (от лат. romanus – «римский») появился в XIX веке и первоначально применялся по отношению к архитектуре, а затем был перенесен на эпоху X- XII веков в целом. Вся одежда, кроме женских вуалей, была непроницаемой как стена. В платье яркие орнаменты и вышивка подчеркивали простоту основы. Приземистые пропорции придавали одежде солидность и величавость. Личное пространство надежно «отгораживалось» тяжелыми накидками и плащами [11].

    Характер  всего средневекового искусства  крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма: мир полон зла и губительных соблазнов, красота его обманчива и преходяща, тело  - оковы бессмертной души. Но церковные идеи не изолировали искусство от представлений и вкусов народа – средневековые художники сумели открыть в человеке огромное богатство внутренней жизни, страстность душевных порывов, красоту труда [8].

      Историю костюма средневековой  Европы делят на два периода:  романский – раннее средневековье  (IX – XII века) и готический (XIII – XV века) [10].

    Мужской костюм

    Изображения костюма варваров имеются на известном триумфальном сооружении Древнего Рима – колонне Трояна. Костюм состоял из короткой туники с рукавами, подпоясанной на талии, коротких штанов, чулок из ткани, кожаных башмаков и небольшой шерстяной накидки, застегнутой на правом плече. На голову надета небольшая конусообразная шапочка.

    Наряду  с ним появляются длинные узкие  штаны из двух половинок, длинные  широкие туники, надеваемые одна на другую[8].

    Верхней одеждой считались платья туники с поясом и различные накидки  – от короткого воинского плаща до войлочной пелерины с капюшоном. Предпочтение отдавалось материям натуральных цветов, но для парадных одежд знати использовали упругие шелковые ткани самых ярких расцветок, привезенные с Востока, чаще всего из соседней Византии. Церемониальный костюм включал драгоценные пряжки, булавки, усеянные алыми гранатами – альмандинами, зелеными хризопразами и красным стеклом, а также серебряные и золотые пояса, к которым привешивали всю необходимую мелочь: нож, ножницы, огниво, расческу, шило, щипчики и зубочистки. Массивные ювелирные изделия покрывались витыми орнаментами, в которых растительные мотивы переплетались с изображениями крестов, масок, диковинных зверей и птиц. Такие украшения символизировали власть и становились талисманами: считалось, что они приносят удачу, спасают от сглаза. Как правило, их погребали вместе с умершим хозяином [11].

Информация о работе Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)