Архитектура Перми XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:25, реферат

Описание

В СССР в послевоенное время в архитектуре существовала одна глобальная проблема — проблема обеспечения жителей жильем, общественными зданиями, учреждениями культуры в быстрорастущих городах и строительство новых городов. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации, однообразию в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов (типовые застройки) не только в СССР, но и в европейских странах социалистического блока.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3
Архитектура Перми XX века…………………………………………..……6
Прогулка по городским горкам……………………………………………13
Под куполом неба…………………………………………………………..16
От Цирка к главной площади………………………………………….…..17
Взлет………………………………………………………………….……..19
Королевские номера………………………………………………….…….21
Торговый дом Ижболдиных…………………………………………….…21
Пермская соборная мечеть………………………………………………...26
Пермский Академический театр «Театр»………………………………...27
Речной вокзал………………………………………………………………31
Пермская ярмарка………………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………35
Список используемой литературы и источников………………………..37

Работа состоит из  1 файл

К.Р. уральский Регион.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     Взлет.

     Стоя  на мосту, мысленно проводим речку Егошиху  до открывающихся взору трамплинов, расположенных лесенкой. Самый высокий  из них – 60-ти метровый – еще год  назад был на тридцать метров выше. Примерно высота его равнялась соседней новостройке по бульвару Гагарина, 26 – можно прикинуть и оценить, какой площадки мы лишились. «Макушка» трамплина стала представлять опасность для жизни людей. С неё сыпались гвозди и доски, а на реставрацию денег не было – пришлось снести. А прежде девяностометровый трамплин был одной из наивысших точек города. Сюда часто наведывались телевизионщики, чтобы заснять, к примеру, сюжет для прогноза погоды. Здесь наша прогулка подходит к финалу. Высшая точка трамплина – место отрыва – и... мы возвращаемся туда, где всё это время и стояли – на мост «Средняя дамба». Здесь нам открывается современный урбанистический пейзаж, а неподалеку, по слухам, собираются строить новое здание администрации. 11

 

Королёвские номера

     «Королевские номера» - трехэтажное здание гостиницы в стиле модерн в Перми, памятник истории и архитектуры, асположено по адресу: ул. Сибирская, 5. В 1910 году лесопромышленник Василий Иванович Королев на деньги, заработанные от продажи леса и дров, решил построить дом для гостиницы, от аренды которой можно было еще больше увеличить доходы. До 1914 года помещение находилось в аренде у купца Дмитрия Степановича Степанова, члена Пермского губернского попечительства детских приютов. В 1915 году В.И. Королев самостоятельно тсал управлять гостиницей, но в 1919 году он с частями Белой армии покинул город. В 1925-1930 гг. в здании располагалась гостиница комхоза № 1, а со второй половины XX века – общежитие Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. архитектурное решение «Королевские номера» - это нарядное трехэтажное здание в стиле модерн с лепными украшениями. По воспоминаниям очевидцев, все 22 номера гостиницы были отделаны в разные цвета и украшены лепкой. Сегодня этот дом – один из самых красивых на улице Сибирской знаменитые постояльцы Мемориальная доска князю Михаилу Романову- В 1928 году в гостинице «Королевские номера» в комнате № 13 останавливался поэт Владимир Владимирович Маяковский, часто гостивший в Перми в то время В 1929 году здесь побывали известные московские писатели В. Луговской, Б. Киреев, С. Гроссман, В. Казин, К. Минеев. В «Королевских номерах» провел последние недели жизни великий князь Михаил Александрович Романов, четвертый сын Александра III , младший брат Николая II . Именно отсюда он был тайно похищен и убит в ночь с 12 на 13 июня 1918 года. В память об этой исторической вехе на фасаде дома установлена мемориальная доска.

Торговый  дом Ижболдиных

     Торговый дом Ижболдиных (он же Торговый дом Д. Г. Ижболдина, Торговый Дом братьев Ижболдиных) — памятник архитектуры и градостроительства местного (краевого) значения, расположенный в Ленинском районе города Перми, на углу улиц Осинской и Петропавловской. До революции здесь располагался магазин и дом купцов — братьев Ижболдиных, занимающихся мануфактурной торговлей. Торговый дом Ижболдиных был построен в 1910 году, предположительно по проекту А. Б. Турчевича, в стиле живописного модерна. Во времена СССР здесь располагались различные культурные учреждения: дома культуры, театры и прочие. С 1991 года в этом здании находится Краевой центр художественного творчества учащихся «Росток». Торговый дом принадлежал известному в России купцу — Ижболдину Дмитрию Григорьевичу и его сыновьям. Д. Г. Ижболдин являлся Сарапульским купцом 1 гильдии, который занимался мануфактурной торговлей по всей стране. Собственный дом Ижболдиных находился в Москве, на улице Донской; там же располагалось и Управление торговыми домами Ижболдиных, которые имелись у них в Сарапуле, Екатеринбурге, а затем и в Перми. Также Ижболдины имели оптовые отделения, которые располагались в Саратове, Тюмени, Шадринске, Кургане, Екатеринбурге, Перми и других городах. Впоследствии, торговлей продолжили заниматься трое его сыновей — Сергей, Николай и Григорий, которые жили в разных городах, и курировали торговлю различными тканями (суконными, шёлковыми, полотняными, шерстяными и мебельными), ватой, бельём, платками, бархатом, плюшем, тюлями, гардинами и прочей утварью. Дореволюционный период Первоначально, организовав деятельность в Перми, купцы Ижболдины арендовали двухэтажный каменный дом, который располагался на углу улиц Пермской (сейчас улица Кирова), 116 и Красноуфимской (улица Куйбышева), 31, и принадлежал купцу и первому председателю Пермского биржевого комитета К. И. Назарову. Под строительство нового магазина для Ижболдиных было выбрано место на углу улиц Осинской и Петропавловской, где в начале 1900-х годов располагались усадьба и двухэтажный каменный дом Федотовой Таисьи Михайловны, сдававшей их в аренду Низову Гавриле Ивановичу под постоялый двор. Строительство нового дома Ижболдиных началось в 1909 году, предположительно по проекту, выполненным строительно-техническим бюро архитектора А. Б. Турчевича. По другим источникам автором проекта мог быть Гаврилов, Петр Кондратьевич, работавший в Перми с 1868 по 1919 годы. К 1910 году новый двухэтажный каменный дом для купцов Ижболдиных был освящён; а 15 февраля 1910 года состоялось торжественное открытие универсального магазина мануфактурных товаров. В конце марта в это же здание был перенесён и оптовый магазин Ижболдиных. Торговый дом Ижболдиных находился в непосредственной близости от Чёрного рынка, где помимо Ижболдиных, всевозможные товары предлагали магазины других известных в Перми купцов — С. Грибушина, Н. Ефремеева, В. Югова. Здесь, в сравнении с московскими торговыми домами, цены были гораздо ниже.12

     Торговый дом Ижболдиных привлекал внимание своими современными архитектурными формами и богатым ассортиментом. Так, известно, что в магазине Ижболдина в мае-июне 1916 года бывал Борис Пастернак, где он приобрёл множество вещей для своих родственников: отца, матери, брата, а также для своих сестёр — Жозефины и Лиды. Советский период Во время гражданской войны, в 1918-1919 годах в здании располагались войска А. В. Колчака, которые перед своим отступлением нанесли зданию существенный урон, разбив стёкла, сломав прилавки и испортив половое покрытие. Затем это здание было отведено под общежитие рабфака, который был открыт в Перми в 1919 году. Почти сразу после национализации здание бывшего торгового дома Ижболдиных было превращено в культурный центр. Сначала, в 1923 году здание делили клуб им. В. И. Ленина и отдел Всесоюзного текстильного синдиката, торговые точки которого располагались по улице Коммунистической (в домах № 52, 59, 63 и 74). Несколько позже в здании также стал базироваться Еврейский Народный Театр, в спектаклях которого даже принимали участие артисты из ГОСЕТа. В 1938 году театр был закрыт, после того как группа неизвестных вторглась в дом культуры и уничтожила декорации и костюмы. В годы Великой Отечественной Войны здание занимал эвакуационный пункт, где проводилось распределение приезжих из других регионов, на места жительства и работы по всей области. В 1942 году в бывшем доме Ижболдиных расположился, созданный 12 марта этого же года, Театр миниатюр и эстрады (он же Молотовский театр музыкальной комедии), возникший на базе Московского агиттеатра сатиры и интермедий, эвакуированного в Молотов в октябре 1941 года. После закрытия театра в здании разместился Дом культуры им. В. И. Ленина, поддерживаемый Заводом им. В. И. Ленина (сейчас «Мотовилихинские заводы»), который стал центральным культурным учреждением не только города, но и всей области.

     Здесь проводились заседания партийных и советских органов власти, различного рода совещания и партконференции и другие важные городские и областные мероприятия. В 1963 году «Мотовилихинскими заводами» было построено новое здание Дворца культуры в микрорайоне Рабочий посёлок, а старое здание перешло в собственность Завода им. Ф. Э. Дзержинского (бывший «Уралсепаратор»). В 1967 году, в связи с открытием нового Дворца культуры им. Ф. Э. Дзержинского (сейчас Дворец молодёжи), построенного Заводом им. Ф. Э. Дзержинского, дом Ижболдиных был отдан под Областной Дом культуры учащихся профтехобразования. Современное состояниеВ 1991 году Областной Дом культуры профтехобразования был преобразован в областной центр художественного творчества учащихся «Росток», целью которого явилась реализация художественного образования детей и подростков Перми и Пермского края; повышение профессиональной квалификации педагогов, преподающих художественные дисциплины; оказание экспертных услуг государственным структурам и учебным заведениям по вопросам художественного образования детей города и края.

     В 2006 году на базе Центра художественного творчества учащихся «Росток» работало более 700 педагогов в области изобразительного и театрального искусств, музыки, хореографии, аэробики, прикладного творчества и др. Ежегодно «Росток» проводит разнообразные конкурсы в различных жанрах искусства, фестивали, праздники и выставки по всему Пермскому краю, в которых принимает участие более 30 тысяч человек. Архитектура Торговый дом Ижболдиных является памятником архитектуры и градостроительства местного (краевого) значения. Он представляет собой нарядное двухэтажное каменное здание, построенное в стиле живописного модерна, со скошенным углом, выходящим на пересечение улицы Осинской с улицей Петропавловской. Отличительной особенностью здания являются большие оконные проёмы, пышная лепнина фриза и аттик, венчающим скошенный угол. На первом этаже здания располагались мануфактурный магазин, вход в который был открыт с угла. Ныне действующий вход в здание, со стороны улицы Петропавловской, вёл непосредственно на второй этаж, который был отведён под жилые помещения, которые занимала сама купеческая семья. Комнаты прислуги для Ижболдиных находились на третьем этаже чердачного типа. После упразднения магазина, здание претерпело многочисленные преобразования, которые коснулись, прежде всего, внутренней отделки и обустройства помещений. Значительные изменения во внешнем облике здания произошли в те годы, когда в памятнике архитектуры располагался рабфак — тогда окна-витрины нижнего этажа были заложены кирпичом, что значительно испортило фасад бывшего торгового дома. В таком виде здание существует до сих пор. Расположение Торговый Дом Ижболдиных расположен в микрорайоне Центр, Ленинского района города Перми, на углу улиц Осинская (бывшая улица Жданова) и Петропавловская (бывшая Коммунистическая), по адресу ул. Петропавловская, дом 65. В непосредственной близости от памятника архитектуры находится Сквер Уральских Добровольцев (бывшая площадь Окулова), на месте которого до 1930-х годов располагался Чёрный рынок, где размещались разнообразные торговые ряды: лоскутный, обжорный (торговля готовыми продуктами питания), посудный, скобяной, железный, соляной, крендельный, рыбный, телячий, птичий, мыльный, зеленной (торговля овощами). К югу, через дорогу от бывшего дома Ижболдиных начинается эспланада города Перми, где проходят общегородские праздники. К юго-востоку от памятника архитектуры расположен Дом Советов и Органный зал, к юго-западу — Пермский академический театр «Театр» (бывший Театр драмы), а к северо-востоку — Пермская краевая филармония.13

Пермская соборная мечеть

     Пермская соборная мечеть — первая мечеть в Перми. Расположена на углу ул.Орджоникидзе и Осинская по адресу ул. Осинская, 5. Мечеть-джами с купольным залом и минаретом над входом. Здание было построено в 1902—1903 гг. по адресу ул. Монастырской, 67 (ныне ул. Орджоникидзе) по проекту архитектора А. И. Ожегова в формах эклектики. Здание было построено на деньги богатых купцов, в том числе Агафуровых, Тимкиных, Ибатуллиных и др. В XIX веке именно в районе, где располагалась мечеть и проживала значительная часть мусульман города. Первыми служителями в мечети были ахун Нурулла Хайризманов, Мухамет-Закир Тухметов, Зиганьша Ибатуллин и Гатаул Мухаматшин. В 1939 году был образован Пермский областной архив КПСС, с июня 1940 года он разместился в здании мечети. Там он находился до 1986 года, когда был перемещён в специально построенное для него здание.

      В 1990 году мечеть была передана верующим. В настоящее время в Пермской мечети проходят все главные мусульманские события и праздники. Так становится традиционным праздничный намаз в Соборной мечети г. Перми по случаю праздника Курбан-Байрам. 8 января 2010 года в прошли моления по погибшим в ночном клубе «Хромая лошадь». Адрес: 614045, г. Пермь, ул. Осинская, 5.

 

Пермский академический  театр «Театр»

     Театр Рабочей Молодежи. ТРАМ «выстрелил» 14 марта 1927 года спектаклем БРОНЕНОСЕЦ ПОТЁМКИН. Из премьеры следовало, что в городе появился новый революционный театр, воодушевленный великой миссией, которую можно сформулировать примерно так: «Мы свой, мы новый мир построим». ТРАМ явился одним из первых в стране и первым на Урале театром подобного типа. Половина труппы до премьеры никогда не выходила на сцену. У театра долго не было своего помещения. Все участники движения, кроме ТРАМа, работали ещё и на предприятиях. Но каждый год зрителям представлялось по 25-30 премьер. Названия спектаклей говорят сами за себя: «Шлак», «Ярость», «Ржавчина», «Рельсы гудят», оперетта «Дело не в штанах», водевиль «Вредный элемент». Сценарии трамовцы, как правило, писали сами, сами рисовали афиши, сочиняли музыку, шили костюмы. Сами выходили на сцену. Для выражения подлинного пролетарского переживания им вполне хватало судорожно сжатых кулаков, напруженных ног со сведенными ступнями, тяжелой бухающей походки и взволнованных выкриков в зрительный зал. Трамовцам очень хотелось вместе с миром изменить и театр, но получилось так, что театр изменил трамовцев. У «взволнованных докладчиков» (как называли «звёзд» ТРАМа в 1920-х годах) появилось серьезное намерение стать Актёрами. В 1934 году в театре поставили Гольдони «Слуга двух господ». И это уже был не ТРАМ. Первые руководители: Б.М.Никитин - художественный руководитель (1927 - 1928г.г.) Н.Н.Новиков - художественный руководитель (1928 - 1935г.г.) И.М.Вахонин - главный художник (1927 - 1932г.г.) Т.К.Шейблер - зав.музыкальной частью, ученик А.К.Глазунова (1928-1938г.г.). У истоков театра стояли: заслуженный артист РФ М.И.Крендель, народный артист РФ В.Н.Емельянов, впоследствии киноактер; народная артистка РФ Н.Н.Казаринова после Перми работала в Ленинградском ТЮЗе. В военные и в 50-е годы значительный вклад в развитие театра внесли главные режиссёры: заслуженные деятели искусств РФ И.С.Ефремов, Д.М.Манский, А.С.Михайлов. С 1967 года по 2004 театр возглавлял народный артист СССР, лауреат Государственной премии России И.Т.Бобылёв. Театр Бобылёва. 1967 год. Первой играли историческую драму Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». В роли царя Фёдора - блистательный Расцветаев. На «смуту», поставленную Бобылёвым, вышли не картонные персонажи, а живые герои со сложными, неоднозначными характерами и неожиданными, индивидуальными реакциями на всё, что преподносила им роль. Расхожих актерских штампов новый худрук не признавал. Не было в его театре особых постановочных изысков, хитрых декорационных приёмов, игры света и звука. Не было игры со смыслами и неожиданных метафорических ходов. Всё линейно, внутренне логично, идейно. И в то же время - эмоционально, выразительно, взрывно! Слёзы в глазах актёра, дрожащие губы, почти неуловимый жест, звенящая нота в голосе - до мурашек по коже. Может быть, не каждый раз, не в каждом спектакле, но в лучших работах Ивана Тимофеевича это было. До сих пор многие его спектакли вспоминают в непосредственной связи с именами замечательных актёров. Как проникновенны были Галина Добровольская и Пётр Вельяминов в «Варшавской мелодии»! Трагически пронзительна Людмила Мосолова в «Вассе Железновой»! Неотразим Владимир Дроздов в «Доходном месте», Евгений Шальников в «Егоре Булычёве»!.. С Пермским театром драмы тех лет была связана судьба легендарной актерской династии Кренделей, молодость Марка Захарова и Георгия Буркова. Оттуда вышли Виктор Саитов, Владимир Гинзбург, Лидия Аникеева, Олег Выходов, Нина Заразилова... Бобылёву необходимы были на сцене сильные личности - актёры-лидеры, выразители «сердца» тех спектаклей, которые он ставил. И Бобылёв делал всё, чтобы открыть или воспитать таких. Труппа театра во все периоды своей истории была богата интересными актёрами, в их числе: заслуженные артисты РФ М.Ф.Свитальская, Г.К.Васильева, Л.А.Садовский, А.И.Корчажников, народный артист РФ В.Н.Расцветаев. Целая эпоха в жизни театра связана с именем Л.В.Мосоловой. Здесь она стала мастером сцены, народной артисткой СССР, лауреатом Государственной премии России, 14

Информация о работе Архитектура Перми XX века