Архитектура Перми XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:25, реферат

Описание

В СССР в послевоенное время в архитектуре существовала одна глобальная проблема — проблема обеспечения жителей жильем, общественными зданиями, учреждениями культуры в быстрорастущих городах и строительство новых городов. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации, однообразию в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов (типовые застройки) не только в СССР, но и в европейских странах социалистического блока.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3
Архитектура Перми XX века…………………………………………..……6
Прогулка по городским горкам……………………………………………13
Под куполом неба…………………………………………………………..16
От Цирка к главной площади………………………………………….…..17
Взлет………………………………………………………………….……..19
Королевские номера………………………………………………….…….21
Торговый дом Ижболдиных…………………………………………….…21
Пермская соборная мечеть………………………………………………...26
Пермский Академический театр «Театр»………………………………...27
Речной вокзал………………………………………………………………31
Пермская ярмарка………………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………35
Список используемой литературы и источников………………………..37

Работа состоит из  1 файл

К.Р. уральский Регион.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА»

(НОУ  ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь 

                Экономический факультет

                Специальность «Финансы и кредит»

                           Кафедра  ______________________ 
             
             
             
             
             
             
             

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                по дисциплине: «  Уральский регион: Культура » 

                Название темы: «Архитектура Перми XX  века» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил(а):

                студент(ка)    II   курса,

                группы    ЭФ - 2010

                Ризванова  Ольга Сергеевна

                                      (ф.и.о.)

                Проверил(а):

                        к.и.н. Кальсина  А.А.        

                                                                                               (звание, должность научного руководителя)

                                                           ___________  ________________

                               (личная подпись)  (расшифровка подписи) 
 
 
 
 
 
 

Пермь, 2011 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………..…….3

Архитектура Перми  XX века…………………………………………..……6

Прогулка по городским горкам……………………………………………13

Под куполом  неба…………………………………………………………..16

От Цирка к  главной площади………………………………………….…..17

Взлет………………………………………………………………….……..19

Королевские номера………………………………………………….…….21

Торговый дом  Ижболдиных…………………………………………….…21

Пермская соборная мечеть………………………………………………...26

Пермский Академический  театр «Театр»………………………………...27

Речной вокзал………………………………………………………………31

Пермская ярмарка………………………………………………………….33

Заключение…………………………………………………………………35

Список используемой литературы и источников………………………..37 
 
 
 

 

Введение

      Говоря  об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного  живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново. Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль называется югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво. Модерн как стиль появился в конце XIX в. Его суть — в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и по-своему логичной архитектурной формы. Модерн явился средством преодоления эклектизма и преследовал цель создания современного, нового, универсального синтетического стиля.

Архитекторы модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли  на применение ассиметричных решений  в группировке объемов и архитектурных  деталей. Применялись манерные, абстрактные  и растительные мотивы, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В раннем модерне легко утрируется форма, применяется порой чрезмерная декорировка. В то же время проявляется тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к более логичным, простым и четким конструкциям. Модерн периода декаданса переходит в свою позднюю стадию. Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных эстетических средств, выявлению назначения здания и особенностей стройматериалов. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре. Патент на выработку железобетонных изделий был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов — стен и столбов.1

     Мировая война приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться. Подъем строительства начался с 1924г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует». Архитекторам баухауза свойственны геометризация форм и контрастные сочетания гладких стен с большими плоскостями зеркального стекла, черты экспрессивности и романтики в архитектуре.

     Одно  из главных достижений архитектуры  этого времени — попытки решения  проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность  с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не

Развитие  архитектуры в послевоенное время  осуществлялось подлозунгом «новой архитектуры», вобравшей в себя передовые  направления предыдущих лет, как  универсального «интернационального» стиля, стандартизации и утилитарности. Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» — высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов.2

     В СССР в послевоенное время в архитектуре  существовала одна глобальная проблема — проблема обеспечения жителей жильем, общественными зданиями, учреждениями культуры в быстрорастущих городах и строительство новых городов. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации, однообразию в жилищном строительстве, к появлению скучных и одинаковых улиц, даже городов (типовые застройки) не только в СССР, но и в европейских странах социалистического блока.

 

Архитектура Перми XX века.

     Формирование  нового сознания, возможность проектирования и строительства целых городов  привели к возникновению невиданных ранее образований. Состоящие, зачастую, из весьма неприглядных домов-«кирпичиков» эти образования несут огромную историческую информацию. Самым ярким примером этого является Рабочий поселок в Мотовилихинском районе, соединивший несколько идей, архитектурных и градостроительных школ. Так, развиваясь из старого заводского поселка в современную «фабрику жизни» он приобрел уникальные черты. Впервые в Перми проектирование и строительство велось не выборочно на маленьких площадках, а целым микрорайоном. Поэтому проект академика Чернышева 1920-х годов и построенные по нему кварталы «социалистического города», хоть и состоят из внешне невзрачных кирпичных параллелепипедов, сообщают нам сведения философского, технического, культурного характера. Продолжением этой истории становится включение в ансамбль уже чисто конструктивистских объектов и дальнейшее развитие микрорайона с привлечением известнейших архитекторов (таких как Х. Майер). Идеи конструктивизма откровенно не соответствуют наиболее распространенному представлению о красоте, но вместе с тем они насыщены эмоциями, стремлением возвеличить человека с его торжествующим разумом. Геометризм, динамика форм в образах конструктивизма заставляют сильнее биться сердца, добавляют энергии. Динамика Дома техники (Политехнический колледж им. Н. Г. Славянова) и звучащий с ним в унисон аккорд Фабрики-кухни (ресторан «Горный хрусталь») создают своеобразный архитектурный «Марш энтузиастов» в сердце рабочей Мотовилихи. И не даром наиболее значимые произведения конструктивизма не только приобретают имена собственные в силу своего назначения, но и закрепляются в сознании людей, в городском фольклоре. «Именных» домов не так и много – Дом чекистов, Дом горсовета, Дом ученых, Дом грузчика.3

     Не  все они в полной мере соответствуют  озвученным выше идеям, но все стали прорывом в строительстве индустриального города – первыми многоэтажками в бывшем чиновничьем, патриархальном городе. Конечно, некоторые из них («семиэтажка», Дом горсовета) разрушили привычный образ города, но они все равно оставались ориентированными на человека с его пропорциями, физическими и эмоциональными запросами, психологией и эстетикой.

     Дома  без всякой архитектуры. В любом большом городе, у которого есть хоть какая-то история, «старая» и «новая» архитектура существуют вместе. Всегда в ансамбле. Только ансамбли бывают разные. Одни – продукт творчества архитекторов и градостроителей. Другие – продукт истории. Со временем любое разностилье, жуткое и нелепое сочетание различных форм переживается и воспринимается жителями как нечто целое, сообразное, необходимое и даже эстетически привлекательное. Просто со временем все эти здания, ограды, ротонды, памятники обрастают мифами, становятся чем-то дорогим, важным. Обретают дополнительный смысл. С точки зрения сугубо профессиональной Пермь не обладает архитектурным единством. Старинные дома можно пересчитать по пальцам. А для того, чтобы увидеть в них архитектурные шедевры, нужно быть горячим патриотом своего города. В общем, их слишком мало, чтобы из них сложилось некоторое ядро городской застройки. Пермь всегда была сугубо провинциальным чиновничьим и мещанским городом. Его обыватели были людьми, как правило, простыми и бережливыми. Место дворянских гнезд занимали заводы. И что с того, что владельцы заводов – люди с громкими фамилиями: Строгановы, Всеволожские, Демидовы? В Перми они не жили и наведывались сюда редко. Жили в городе управляющие, чиновничья мелочь, купцы. Под стать им была и архитектура. Пермские обыватели знали – кто по слухам, кто воочию, – что Петербург – это дворцы и набережные, проспекты и великолепие, но еще лучше знали: перенести все это на Урал нельзя – не по чину и не по карману. Буржуазный расцвет начала XX века обошел город стороной, так что приходится нам восхищаться домом Грибушина, вспоминать про купчиху Любимову. Бесспорно, на фоне «хрущевок» или поставленных «на попа» спичечных коробок-домов эти архитектурные памятники выглядят оригинально. А вот с точки зрения архитектурных стилей XIX столетия подобные здания – ширпотреб, простодушные постройки…

     Старая  пермская архитектура (автор имеет в виду постройки XIX века; более ранние не сохранились после больших пожаров и всевозможных перестроек) разностильна. В начале XX века в Перми с настоящими архитектурными постройками тоже было не слишком хорошо: пожалуй, ни одно здание того времени не вошло в историю российской архитектуры. Новый «ансамбль» – плановая застройка советских времен. Поэтому стиль Перми – это смешение стилей. Главный, конечно, стиль производственный. Лицо Перми советской – заводы, закрывшие Каму от горожан. 4

     Пермь – город, отвернувшийся от Реки. Когда много безвкусия, единого  стиля быть не может. Так что проблемы сосуществования «старой» и «новой»  архитектуры тоже нет. Конечно, архитектурные  памятники можно покрасить, отреставрировать и они будут выглядеть куда лучше современных. Будут что-то оттенять, что-то предъявлять из той жизни. И все-таки образ города создают не они. Его делают девяти-, пятиэтажки и административные корпуса, построенные в советские семидесятые. Вспомним меткое определение Ф. М. Достоевского – «дом без всякой архитектуры». Дело в том, что в XX веке проявлять вкус можно было только в 1920— 1930-е годы. Тогда был Корбюзье и его ученики, и именно в эти годы в Свердловске построены здания, вошедшие во все архитектурные энциклопедии. Пермь в то время была лишь окружным центром. Не было ни денег, ни иных ресурсов для масштабного строительства. А когда Пермь стала областным центром, все архитектурные поиски закончились, и началась типовая застройка, в рамках которой всегда получается то, что получается.5

     Что оказало влияние на Пермь? Автор  пытается выделить то, что отличает его от других подобных городов России. У них есть много одинаковых черт, которые автор подразумеваю как  данность и не выделяю специально. Так что же сформировало наш город? Помимо реки и Татищева? Пермь – традиционно закрытый город с непонятной и неизвестной простому обывателю «оборонкой». Ему не была присуща парадность, и не требовалось делать из него «потёмкинскую деревню». Доминирование промышленных предприятий ещё с «первых пятилеток», усугубленное эвакуацией, породило их приоритет и в пространстве города. Затем сделали плотину. Появилось водохранилище с затоплением территорий. Эксперимент с нехорошими последствиями. Затоплены памятники Усолья. Меняется экология из-за изменения ландшафта. Образовалась опасность подтопления из-за разрушения плотины. Невозможность застройки Камской долины. На определённом рубеже город лишился доминант. Борьба с религией – уничтожение церквей, размещение в них складов, тюрем, конюшен и т. д. Репрессии интеллигенции, в их числе архитекторов, нанесли удар по кадровому составу инженерных работников. Преследованиям подвергалось поголовно население страны, и атмосфера страха укоренилась надолго. Дома из дерева. Большое количество деревянных зданий, уничтожаемых пожарами, грибками, водой и воздухом. Набережная оказалась отрезанной от жилых кварталов. Железная дорога вдоль Камы – постройки начала двадцатого века. Снос целых кварталов исторических зданий в центре и близко к нему с целью массовой (микрорайонной) застройки.6 Строительство бараков для расселения рабочих и служащих в годы великих пятилеток. Строительство стратегически-важных объектов промышленности – 1930-е, 1940-е, 1950-е годы. Сталинское украшательство. Типовое строительство Хрущева, Брежнева и т. д. 7

Информация о работе Архитектура Перми XX века