Антропология. Древнейшая культура человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:05, автореферат

Описание

Обращаясь к глубокой древности, мы задаёмся вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории становится возможной культура? Культура – специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека и человека до культуры не имеют смысла. Смена условий существования при расселении первобытного человека на новые земли, знания, накопленные при этом, укрепление внутриобщинных связей – всё это свидетельствовало об окончательном переходе человека на ступень социальности. Господство социального над

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 404.45 Кб (Скачать документ)

 

5. Неоантроп или Человек разумный.

 

В нескольких африканских местонахождениях обнаружены кости людей, не имевших  сильно выступавшего затылка, большого надбровного валика и обладавших при этом очень большим мозгом и выступающим подбородком с датировками от 200 до 100 тысяч лет назад. Похожие находки были сделаны и на Ближнем Востоке. С момента около 40-45 тысяч лет назад люди совершенно современного облика известны практически по всей территории ойкумены – в Африке, Европе, Азии и Австралии. Только Америка была заселена позже – достоверно только 11-12 тысяч лет назад.

Эти люди современного физического  типа получили название кроманьонцы (по названию пещеры Кро-Маньон во Франции, где были сделаны первые важные находки). Кроманьонцы в Европе 5 тысяч лет подряд соседствовали с неандертальцами. Считать европеоидных кроманьонцев эталоном человечества нельзя. Наряду с ними существовали люди и других расовых типов. Даже население Европы по форме черепа разделяется, по меньшей мере, на три группы. Поэтому следует помнить об узком и широком значении термина “кроманьонец”. В узком смысле он относится к людям, обитавшим на юго-западе Франции в период от 40 до 11 тысяч лет назад. В широком смысле наименование “кроманьонец” применяется ко всем людям, жившим в этот период на земном шаре. За эпоху позднего палеолита сменилось 1200 поколений и по Земле прошло около 4 млрд кроманьонцев. Они жили в конце Вюрмского оледенения. Потепления и похолодания сменяли друг друга довольно часто, и кроманьонцы успешно приспосабливались к изменяющимся природным условиям.

 

5.1 Орудия труда верхнего палеолита.

Они создали протокультуру современного человека и, оставаясь охотниками-собирателями, подвели развитие человечества к культуре земледелия. Достижения кроманьонцев поистине поразительны. Их искусство обработки камня было так высоко, что можно сказать, что с кроманьонцем в мир пришла техника. Технологические нововведения и развитие материальной культуры пришли на смену физической эволюции. Важнейшим интеллектуальным достижением кроманьонцев стало производство ножевидных пластин-отщепов, которое позволило резко расширить количество и разнообразие каменных орудий. Даже осколки или бракованные орудия превращались кроманьонцами во вкладыши других составных орудий. Острые края и рабочие острия таких пластин позволили кроманьонцам эффективно обрабатывать дерево, кость, рога и бивни. Кости и рога животных – весьма прочный, твёрдый и в то же время пластичный материал, из которого возможно изготовление множества видов и типов орудий и инструментов, изделий, предметов, украшений и произведений искусства. В итоге, разнообразие культур верхнего палеолита непомерно превосходит вариации мустье: если мустьерские орудия во Франции и на Алтае почти неотличимы, то в эпоху верхнего палеолита даже рядом соседствовавшие группы людей могли иметь резко отличные орудия. Выросло техническое оснащение людей – уже в начале эпохи верхнего палеолита появилась копьеметалка, а в конце – лук и стрелы, бумеранг, праща. Нередко можно встретить костяные наконечники с желобком для оттока крови, гарпуны с направленными назад шипами («ёлочкой»). Палеолитические охотники знали уже разнообразные системы западней и силков. В прибрежных поселениях кроманьонцев обнаружены сети и сачки, сплетённые из лозы и служившие для рыбной ловли, а также различные типы удочек. К тому же периоду относятся тяжёлые костяные дубинки, костяные ножи, часто украшенные орнаментальной резьбой. Высокой степени совершенства достигла и выделка кожи. Даже некоторые этнографические группы современных людей, например эскимосы или некоторые народы Сибири, признанные мастера обработки кож, располагают менее богатым набором орудий, чем кроманьонские охотники. Они изобрели приспособления для размалывания и перетирания зерна. Кроманьонцы умели изготавливать плетёные ёмкости и вплотную подошли к гончарному искусству.

 

Искусство и религия.

Кроманьонцы создали действительно  великое доисторическое искусство. Это подтверждается многочисленными  настенными росписями в пещерах, скульптурными произведениями, фигурками животных и человека. Выражением их эстетического вкуса стали украшенные резьбой бивни и костяные пластины, которые свидетельствуют о том, что в процессе резьбы кроманьонские художники испытывали творческое удовлетворение. В раскопках находят блистательные образцы кроманьонской культуры - скульптуры, вырезанные из кости, оленьего рога, бивня мамонта.

У кроманьонцев появляются начала первобытной религии. Значительную роль в жизни людей стал играть шаман - предсказатель, врачеватель, колдун. Люди, во многом зависевшие от природы, были уверены, что шаман способен постигнуть их судьбу и помочь им. Так  как статус шамана передавался по наследству, шаманы стали носителями культурного достояния племени, рода. "Репертуар шамана - его трюки, способы лечения, гаданий и оказания той или иной помощи - очень заметно варьируется от одной первобытной культуры к другой, но всегда опирается на магию, на понятие о другой реальности. Человек вряд ли сумел бы создать науку, если бы раньше не практиковал магию и не удивлялся бы тому, что, казалось, лежало за пределами понимания".

После вековых кочёвок  вслед за животными или в поисках  сезонных съедобных растений кроманьонец сумел перейти к оседлому образу жизни, используя более эффективно ресурсы одной местности. Но важнее материального богатства было накопление практических и социальных знаний и наблюдений, которые дали кроманьонцам основу для создания языка, искусства и религии, а также сложных форм социальной организации, являющихся признаками полностью развитых человеческих культур. В кроманьонские времена была достигнута важнейшая ступень интеллектуального развития человека - способность оперировать символами. Обнаруженные археологами захоронения кроманьонцев доказывают наличие у них развитой системы культово-религиозных представлений. Из отложений позднего палеолита известны погребения с чертами сложного погребального ритуала. В большинстве захоронений могилы прикрыты лопатками, челюстями и другими крупными костями мамонтов. О существовании у кроманьонцев каких-то сложных ритуалов свидетельствуют и находки чаш, сделанных из человеческих черепов.

Круг произведений был  широк: гравюры животных и людей, сделанные на небольших кусочках камня, костей, слоновой кости и оленьих рогов: глиняные и каменные скульптуры и рельефы; рисунки охрой, марганцем и древесным углём, а также изображения, выложенные на стенах пещер мхом или нанесённые краской, выдутой через соломинку.

Искусство кроманьонцев прошло четыре стадии развития. Для первого периода (32-25 тысяч лет назад) характерны изображения животных и других объектов, большей частью плохо нарисованные на маленьких предметах, которые люди носили с собой. Ко второму периоду (25-19 тысяч лет назад) относится раннее пещерное искусство, включая отпечатки рук, а также гравированные и нарисованные силуэты животных с дугообразно изогнутыми спинами. Третий период (19-15 тысяч лет назад) явился вершиной пещерного искусства, что можно видеть по прекрасно выполненным, динамичным рисункам лошадей и туров в пещере Ляско на юго-западе Франции и по другим образцам рельефной скульптуры. Для четвёртого периода (15-10 тысяч лет назад) особенно характерны изображения на мелких предметах, а также символические знаки и великолепно выполненные в реалистической манере изображения животных в пещерах Альтамира в Северной Испании и Фон-де-Гом во Франции.

Большинство изображений  находятся глубоко в пещерах, где художники, очевидно, работали при  свете горящих поленьев или ламп с фитилями из мха. Возможно, их искусство имело ритуальное значение. Некоторые рисунки изображают фигуры полулюдей - полуживотных, предположительно колдунов или шаманов. Многие сцены с изображением тучной охотничьей добычи, возможно, объясняются охотничьей магией или сексуальным символизмом. Символика плодородия, вероятно, воплощена в человеческих фигурках с утрированными женскими признаками. Геометрические узоры могут быть условными системами обозначений, одна из которых, возможно, изображает фазы Луны. Но все эти интерпретации носят дискуссионный характер.

 

5.1 Кроманьонские захоронения.

С большей уверенностью по погребениям кроманьонцев можно  судить о их символических ритуалах и росте богатства и социального статуса. Хоронившие часто посыпали мёртвых красной охрой, что, может быть, свидетельствует о наличии у кроманьонцев веры в загробное существование. Охра очень часто, почти повсеместно используется кроманьонцами как в заупокойном ритуале, так и при иных религиозных обрядах. Она символизирует кровь, жизнь и, по мнению некоторых учёных, «выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови». Не исключено, что именно этот обычай положил начало устойчивой ассоциации «того света» с цветом крови во многих религиозных традициях. Некоторые трупы были захоронены с богатыми украшениями; это ранние признаки того, что в сообществах охотников-собирателей начали появляться богатые и уважаемые люди.

Обилие трубчатых и  двустворчатых раковин моллюсков  во многих кроманьонских погребениях  позволяет предположить, что это  не просто украшение одежды покойного. Для повседневной жизни того времени такая обшитая хрупкими раковинами «кожаная риза» крайне неудобна. Видимо, мы имеем дело со специально сшитым заупокойным облачением. Тогда обилие раковин определённой формы становится понятным. Они обозначали мужские и женские креативные органы (раковины каури до сих пор сохранили такое символическое значение) и, следовательно, воскресение, новое зачатие и рождение – возрождение, в буквальном смысле этого слова. Например, в кроманьонском погребении в Ложери-Басс (Франция) раковины каури лежали парами у лба, рук и ног и по четыре у локтей и колен умершего, что почти наверняка должно было означать возрождение из лон земли этих членов, а в конечном счёте – всего тела.

Но не все погребения имеют  такой торжественно спокойный характер. В полной противоположности к ним оказываются находки связанных после смерти тел, иногда лишённых каких-либо заупокойных даров; людей, похороненных лицом вниз под грудой тяжёлых камней; расчленённых трупов. Видимо, в отношении некоторых из своих умерших погребавшие их люди имели опасения, что мёртвый может, выйдя из могилы, вредить живым. Чаще такого рода захоронения принадлежали женщинам. Так, характерна находка в Вестоницах (Моравия) крепко связанного тела 35-40-летней женщины. По предположению некоторых археологов, тело грешника становилось своеобразной иконой мучений и гибели его души в инобытии, и, одновременно, поскольку образ и первообраз, тело и личность до конца, скорее всего, не разделялись по представлениям древних, должно было усиливать страдания души, лишённой божественного блаженства и воскресения.

Так ли думали ориньякские охотники на мамонтов или они руководствовались иными мотивами, торжественно погребая одних из умерших и «казня» тела других, но ясно одно – «Люди последней ледниковой эпохи хоронили своих мертвецов в безусловной уверенности их будущей телесной жизни. Они, кажется, также считали, что в телах умерших продолжает длиться какая-то жизнь».

Если бы кроманьонские  охотники не были убеждены в воскресении  своих умерших, они наверняка не стали бы придавать такого значения заупокойному ритуалу и сохранению их физических останков. Но простой опыт безусловно свидетельствовал им, что такое воскресение не наступает вскоре – кости предков продолжали истлевать в земле несмотря на охру, бивни мамонтов и ракушки каури. И то, что это не обескураживало древних охотников, не взращивало в них безверие, заставляет предполагать, что кроманьонцы ожидали победы над смертью не вскоре, но в далёком будущем, когда все их ритуальные усилия принесут бесценный плод полносоставного телесного воскресения, или, если смотреть иначе, тó символическое воскресение, обретёт чаемую безусловность реальности.

 

 

 

 

 

 

6. Источники.

 

Ламберт Давид – «Доисторический  человек: Кембриджский путеводитель»

Алексеев В. П. – «Становление человечества»

Зубов А. Б. – «История религий»

Придо Т.  – «Кроманьонский человек»

Авдусин Д. А. – Основы археологии

 

Электронные ресурсы:

www.antropogenez.ru

www.evolendorig13.narod.ru/002.htm

 


Информация о работе Антропология. Древнейшая культура человека