Античные праздники и состязания: традиции и новации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:42, реферат

Описание

Культура как целостный феномен есть одновременно и результат деятельности, и непосредственный процесс. Концепции развития культуры — теории линейной и циклической эволюции культуры. Существует множество определений культуры, наиболее операциональным с культурологической точки зрения представляется следующее: культура есть результат внебиологической потребности выработанных орудий, средств, механизмов человеческой деятельности, внебиологический способ адаптации, приспособления человека к окружающему миру, вненаследственная (внегенетическая) система хранения и передачи информации и т.д.

Содержание

Введение
Древняя Греция
Древний Рим
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

antichnye_prazdniki.docx

— 137.68 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКОЕ  ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»

 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

«Античные праздники  и состязания: традиции и новации»

 

 

 

 

Составитель: к-т группы УК-13-1

Поливина Д. О.

Руководитель: Царёва Г. В.

Оценка:

Подпись руководителя реферата:

 

 

 

Ульяновск 2013

Содержание:


  1. Введение
  2. Древняя Греция
  3. Древний Рим
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

Введение


Культура как целостный  феномен есть одновременно и результат  деятельности, и непосредственный процесс. Концепции развития культуры — теории линейной и циклической эволюции культуры. Существует множество определений  культуры, наиболее операциональным с культурологической точки зрения представляется следующее: культура есть результат внебиологической потребности выработанных орудий, средств, механизмов человеческой деятельности, внебиологический способ адаптации, приспособления человека к окружающему миру, вненаследственная (внегенетическая) система хранения и передачи информации и т.д.

Культура — это в  известном смысле «второе» рождение человека, это способ адаптации человека к окружающему миру, система хранения и передачи информации. «Частью» культуры является природа, в то время как  культура распространяет свои владения на всю природу. Вмешательство человека в природные процессы — это  неотъемлемая черта цивилизации, поэтому  сегодня настоятельное требование времени — говорить об экологии культуры.

Происхождение человека все  еще остается тайной. Тем не менее, последние исследования, особенно в  Восточной Африке, позволяют считать, что процесс формирования человека занял примерно 3–7 млн. лет.

Древнейшими предками человека считаются древесные насекомоядные, лемуры, долгопяты. Затем следуют  обезьяны Нового и Старого Света  и человекообразные обезьяны.

 История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые праздники и состязания родились  в Древней Греции и Риме. Некоторые из античных праздников существуют и в настоящее время. В основе праздника лежало естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы, соединяясь с религиозным чувством, это стремление приводило к установлению праздников, то есть таких дней отдыха, которые в то же время отмечались особым отправлением культа.

Религиозный момент, входящий в понятие о празднике, был  различен. То праздники связывались  с календарными мотивами, то с переменой  времен года, то с различными моментами  полевых работ; сообразно с этим праздники связывались с различными божествами и мифами.

Праздниками были дни, установленные  для чествования Бога или личности, или воспоминания важных событий  с приостановкой повседневных занятий, а также веселье, торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу, это  день игр, развлечений и т. п. О  божественной, игровой и нравственной сущности праздника как «величайшего»  и «высокого» досуга рассуждали еще  Платон и Аристотель. Впоследствии возникает стремление разделить  праздничное действо на культовое и светское.

На протяжении эпох в празднествах (праздники и состязания)  находили отражение как вещественные, так  и духовные результаты деятельности человека. В них своеобразно выражался  определенный уровень общественного  сознания, мировоззрения людей, проявлялись  черты морали, эстетические вкусы  и т. п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление - необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного  бытия и культуры.

 В нашей работе мы  рассмотрим праздники и состязание  в античное время, во времена  Древней Греции и Рима. Рассмотрим  как игровой и культовый, так  и зрелищно-действенный аспект  античной культуры.

Древняя Греция. Античные праздники  и состязания. Традиции


История массовых праздников восходит к античным временам, и  поэтому прежде всего обратимся  к богатейшим культурным традициям  Древней Греции.

Праздники Древней Греции возникли на основе мифических сказаний.

Греки боялись грозных  сил окружающей их природы и не понимали их. Греки верили, что природой управляют многочисленные боги.

Богов греки представляли себе в виде людей, но более могущественных.

Греки верили, что всю  природу их окружающую населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в  виде людей, обросших шерстью и с  козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами-невестами. Считалось, что у  каждой отрасли хозяйства – земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремесел – есть свой бог-покровитель.

Так из простых религиозных  обрядов и ритуалов возникали  традиции праздников, которые впоследствии становились общенародными.

В Древней Греции не существовало мощных жреческих организаций, сковывающих  свободное мифотворчество народа и  этим обстоятельством объясняется  то, что почти в каждом городе-государстве  Греции были свое божество для поклонения и свои обряды.

С богами связаны все древнегреческие  праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя  Греция подарила миру, были в эпоху  античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые  было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии.

 Роща Альтис

В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная  скульптором Фидием, которая считалась  одним из семи чудес света. В священную  рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались  торговые сделки, проходили публичные  выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и  художников. Здесь оглашались новые  законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх  принимали участие лишь мужчины  из числа свободных граждан, никогда  не привлекавшиеся к суду и никогда  не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в  качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге.

Первое время в программе  Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен  диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми  лошадьми, со временем этот вид программы  расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться  гонки колесниц, запряженных парой  взрослых лошадей, молодыми лошадьми или  мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились  верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться  скачки на жеребятах) и панкратион –  единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя  с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без  правил.

        Греческие  боги и мифологические герои  причастны к появлению не только  Олимпийские игры в целом, но  и отдельных их дисциплин. К  примеру, считалось, что бег  на один стадий ввел сам  Геракл, лично отмерявший эту  дистанцию в Олимпии (1 стадий  равнялся длине 600 ступней жреца  Зевса), а панкратион восходит  к легендарной схватке Тезея  с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно  отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину  не с разбега, а с места –  к тому же с камнями (позже с  гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице

Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями.

Помимо Олимпийских, в  Древней Греции проходили Пифийские  игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», и моральное право властвований над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческая культуры, как состязательность.

Греческим aгoн (борьба) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична.

Раз в четыре года отмечался  праздник в честь богиня Афины  — покровительницы города Афин —  Большие Панафиней.

Большое распространение  имели в Греции древние празднества  плодородия.

Наиболее распространенный, общий для многих племен и государств-городов  Греции был культ Диониса, наиболее почитаемого бога.

Дионис-бог виноделия. Ему  посвящались праздники весной, перед  началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало  молодое вино.

В дни этих праздников из деревни в деревню и по городам  ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о  Дионисе: будто бы Дионис умер, а  с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла  и природа. В этом мифе древние  греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь  пробуждаются.

До нас дошло пять праздников Диониса – Осхофории, Малый Дионисий, Линнеи, Амфистерий, Великий Дионисий.

Раз в четыре года устраивался  праздник, равного которому античность не знала: праздник духовного общения  лучших умов и блестящих талантов. Афинская Академия — это название священной рощи, посвященной афинскому герою — Академу. Это место прославилось тем, что отсюда позднее начинались интересные состязания бегунов — бег с факелами.

В состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика —  умение вести беседу, опровергая рассуждения  и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу»  означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.

Древний Рим. Античные праздники и  состязания. Традиции


 Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами. 

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.  
Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).  
Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии. 

Информация о работе Античные праздники и состязания: традиции и новации