Античные праздники и состязания: традиции и новации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:42, реферат

Описание

Культура как целостный феномен есть одновременно и результат деятельности, и непосредственный процесс. Концепции развития культуры — теории линейной и циклической эволюции культуры. Существует множество определений культуры, наиболее операциональным с культурологической точки зрения представляется следующее: культура есть результат внебиологической потребности выработанных орудий, средств, механизмов человеческой деятельности, внебиологический способ адаптации, приспособления человека к окружающему миру, вненаследственная (внегенетическая) система хранения и передачи информации и т.д.

Содержание

Введение
Древняя Греция
Древний Рим
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

antichnye_prazdniki.docx

— 137.68 Кб (Скачать документ)

В древности верили, что миром управляют боги, что они вершат судьбы человека, руководят его действиями, насылают на него беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и т.д. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу виноделия Дионису-Вакху, положили начало трагедии, из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия.

Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть жизни римлян. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли  до наших дней.

Так, обычай празднования начала Нового года был закреплен в середине II в. до н. э. государством. Римские новогодние торжества 1 марта, а позднее 1 января открывались многолюдным шествием к Капитолийскому холму, где находились главные святилища Рима, там приносили  жертвы покровителю города богу Юпитеру. Затем начинались праздничные пиры и приемы. Римляне, как и мы, верили, что весь год будет таким, каким  окажется первый новогодний день. Они  ходили друг к другу в гости, обменивались подарками, дарили сладости, украшения, позже — деньги, желали друг другу счастья и благосклонности богов.

Из сельских древних земледельческих  праздников, которых было множество, особенно пышно справлялись февральские  Луперкалии — праздники, посвященные  богам — покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили  у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (lupa), вскормившая основателей Рима — Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб.

Считались необходимыми ритуалы  очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры.

Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древнеиталийскому  земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим  Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна.

По преданию, Сатурн стал царем в Лации и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В "золотой век" — aurea aetas — не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях рабам прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Возжигание их было жертвоприношением богу. Следовало обязательно в эти дни дарить подарки. Существовали даже своего Рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен, был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, "ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши,, немедленно прочесть", — так писал великий сатирик античности Лукиан.

Заключение


Религиозный момент, входящий в понятие о празднике и  состязание в античности, был различен. То праздники связывались с календарными мотивами, то с переменой времен года, то с различными моментами  полевых работ; сообразно с этим праздники связывались с различными божествами и мифами.

На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека. В них своеобразно выражался  определенный уровень общественного  сознания, мировоззрения людей, проявлялись  черты морали, эстетические вкусы  и т.п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление  – необходимый элемент жизни  человека, одно из проявлений его общественного  бытия и культуры.

 Праздничные торжества  Древней Греции и Рима внесли  большой вклад в современную  культуру. До сих пор мы празднуем  некоторые из античных торжеств, зачастую даже и не подозревая  о истинном их происхождении.

Список литературы:


1. Арнольдов А. И.  Введение  в культуру. М.: Народная Академия  культуры и общечеловеческих  ценностей,  1993

3. Зоц В. А. Культура. Религия. Атеизм. М.: Издательство политической литературы, 1982

4. Келле В. Ж.  Наука и культура.. М.: Наука,1984

7. Куманецкий К.  История культуры древней Греции и Рима. М.: Высшая школа,1990

8. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М.: Наука, 1992

9. Максимова А. Ю. Культурология   для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

10. Малюга Ю. Я. Культурология. М.: Инфа-М, 1999

11. Лосев А. Ф. Античная  литература. М.: ЧеРо, 2007

12. Каган М. С. Введение  в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2009

 

 

 

 

 


Информация о работе Античные праздники и состязания: традиции и новации