Античная мифология и ее значение в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание

Литература, искусство и философия Древней Греции как толчок развитию европейской культуры.

Содержание

Введение.
1. Роль античной мифологии в культуре.
1.1 Мифология в литературе.
2. Характеристика мифов Древней Греции и Рима. Их роль в культуре.
2.1 Мифы о Геракле.
2.2 Миф об Орфее и Эвридике.

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

     Героический эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах. Создан он в основном на особом, ионийском наречии. «Илиада» и «Одиссея» входят в так называемый Троянский мифологический цикл, который объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» - возвращение на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея (в героическом эпосе нет еще общего наименования для всех греческих племен).

     Долгое  время эти события считали чисто мифическими, легендарными, хотя сами греки уже издавна упорно повторяли, что Троянская война была примерно в XII в. до н.э. Постепенно Троянская война и поход греков приобретали реальные черты.

     Интересно также отметить, что гомеровский  эпос отразил в себе еще более  древнюю культуру, а именно культуру острова Крита, процветавшую накануне распространения ахейских племен в XIII-XII вв. до н. э. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре.

     Таким образом, в гомеровском эпосе  воплощена не только суровая героика  войны, но и радость творчества, созидательного туда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении  в нем лучших, гуманных чувств.

     Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается  энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах падение  общинно-родовой формации и зарождение классового рабовладельческого общества.

     Сквозь  века, из глубокой античности, приходят к нам герои мифологических сюжетов, сохраняя свои нравы, обычаи, самобытность. Но, проходя через призму времени и расстояния, меняются их основные идеи, частично характеры, взгляды и сама суть их поступков. Конечно, каждое произведение есть детищем не только своего автора, но, и народа, социального положения в обществе, политического строя, существовавшего на тот момент, и, нередко, только зарождающихся новых помыслов и веяний, как это было с произведением Эврипида «Ипполит».

     Обособление личности и критическое отношение к мифу – обе эти тенденции нового мировоззрения находились в резком противоречии с идеологическими основами трагедии Эсхила и Софокла; тем не менее, они получили свое первое литературное воплощение в пределах трагического жанра, оставшегося ведущей отраслью аттической литературы V в. Новые течения греческой общественной мысли нашли отклик в произведениях Эврипида – третьего великого поэта Афин.

     Драматическое творчество Эврипида протекало почти  одновременно с деятельностью Софокла. Эврипид родился около 406 г. первые его пьесы были поставлены в 455 г., и с этого времени он в течении почти целого полувека, был самым видным соперником Софокла на Афинской сцене. Успеха у современников он достиг не скоро; успех был не прочным. Идейное содержание и драматургические новшества его трагедий встречали резкое осуждение у консервативной части афинян и служили предметом постоянных насмешек комедии V в. Свыше двадцати раз он выступал со своими произведениями на трагических состязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему всего лишь пять призов, последний раз уже посмертно. Зато впоследствии, в период разложения полиса Эврипид стал любимым трагическим поэтом греков.

     Наиболее  достоверные биографические источники  рисуют Эврипида уединенным мыслителем – книголюбом. Он был обладателем довольно значительного книжного собрания. В политической жизни Афин он не принимал активного участия, предпочитая досуг, посвященный философским и литературным занятиям. Этот непривычный для граждан полиса образ жизни нередко приписывался у Эврипида даже мифологическим героям

     В произведениях Эврипида ставились  разнообразные проблемы, интересовавшие греческую общественную мысль, излагались и обсуждались новые теории, античная критика называла Эврипида философом  на сцене. Однако, он не являлся сторонником какого-либо философского учения, и его собственные взгляды не отличались ни последовательностью, ни постоянством.

     Немаловажно для нас, что отрицательное отношение  вызывает у Эрипида агрессивная  внешняя политика демократии. Он –  афинский патриот и враг Спарты.

     Сенека, как и Эврипид, был сыном своего государства, и это повлияло на характер его произведения «Федра», как и  на все его творчество. Структура  империи, созданной Августом («Принципат»), продержалась свыше 200 лет после  смерти его основателя, вплоть до кризиса III в.

     При всей видимости расцвета очень скоро  стали проявляться симптомы наступающего разложения рабовладельческой системы. Именно в Италии резче всего обнаруживаются признаки хозяйственного упадка, но в  то время, как экономический упадок только надвигался, общественный и моральный упадок римского общества был уже налицо. Всеобщему бесправию и утрате надежды на возможность лучших порядков соответствовала всеобщая апатия и деморализация. Основная масса населения требовала лишь «хлеба» и «зрелищ». И государство считало своей прямой обязанностью удовлетворить эту потребность.

     Раболепство, откровенная погоня за материальными  благами, ослабление социальных чувств, непрочность семейных уз, безбрачие  и падение рождаемости – характерные черты римского общества I в.

     На  этом грунте уровень римской литературы понижается, и отдельные блестящие  исключения не меняют общей картины. Характерная черта «серебряного века» – появление большого числа  провинциалов в среде литературных деятелей. В частности, Испания, старейшая и культурно наиболее выросшая из романизированных западных провинций, дала целый ряд значительных писателей– Сенека, Лукан, Квинтилиан и прочие. Стиль, создававшийся «декламаторами» времени Августа, получил наибольшее распространение в середине I в.. Писатели I в. называют его «новым » стилем, в отличие от «старинного» стиля Цицерона, чьи длинные речи, философские рассуждения, строго уравновешенные периоды казались теперь вялыми и скучными. Литературные традиции «азианизма» нашли благодарную почву в Риме начала I в. с его жаждой блеска, стремлением к гордой позе и погоней за чувственно-яркими впечатлениями. Лучший мастер «нового» стиля в середине Iв –– Луций Анней Сенека. Родился в Испании, в городе Кордубе, но вырос в Риме. Сенека получил образование в духе новой риторики и расширил его философскими знаниями. В молодости он увлекался свежими философскими течениями, а в 30-х годах занялся адвокатской деятельностью и попал в сенат. Но, пройдя круги ада политических интриг, взлетов и падений, он отдалился от двора и занялся литературной и философской деятельностью.

     Философские взгляды Сенеки, как и Эврипида, не отличаются ни последовательностью, ни постоянством. Размышления его  сосредоточены вокруг вопросов душевной жизни и практической морали.

     Подобно большинству своих современников, Сенека любит яркие краски, и ему  лучше всего удаются картины  пороков, сильных аффектов, патологических состояний. Он неотступно придерживается лозунгов «нового» стиля – «страстность», «стремительность», «порывность». В коротких заостренных фразах Сенеки, насыщенных образными противопоставлениями, «новый» стиль получил наиболее законное выражение. На этом стилистическом искусстве была основана огромная литературная популярность Сенеки, и именно эти характерные особенности прослеживаются в его трагедии «Федра».

     Таким образом, большое временное разделение, жизнь в государствах разного  политического строя, разные общественные философии, окружавшие греческих и  римских трагиков, их жизнь оказала  большое влияние на их подходы к сюжету, теме и идее античного мифа. 

 

      2. Характеристика  мифов Древней  Греции и Рима. Их роль в культуре 

    2.1 Мифы о Геракле 

     Геракл(греч. Herakles) - один из наиболее популярных греческих  мифологических героев, сын Зевса и Алкмены. Мифы о Геракле содержат в себе элементы финикийского культа Мелькарта. Герой и его схватки с чудовищами нашли отражение, представления об инициациях и других испытаниях молодежи в первобытном и архаическом обществах, которыми от имени богинь-матерей руководили жрицы. Прославляя себя, испытуемый прославлял и жрицу-богиню. Отсюда и имя Геракл, означающее «Прославляющий Геру» или «Прославленный Герой». В то же время в подвигах и странствиях Геракла отразились социальные и политические процессы времени формирования мифов. Образ Геракла слился с образами подобных ему богов сицилийского, этрусского, малоазийского происхождения. 
Находясь на службе у микенского царя Эврисфея, Г. совершил знаменитые 12 подвигов: 1) задушил руками Немейского льва; 2) убил Лернейскую гидру; 3) поймал Керинейскую лань; 4) отловил Эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии; 5) уничтожил Стимфалийских птиц с медными когтями, крыльями, клювами и перьями; 6) очистил Авгиевы конюшни; 7) осилил Критского быка, изрыгавшего пламя; 8) победил царя Диомеда, отдававшего чужеземцев на съедение кобылицам-людоедкам; 9) добыл пояс царицы амазонок Ипполиты; 10) похитил коров Гериона; 11) добыл золотые яблоки Гесперид; 12) вывел из подземелья многоголового пса Кербера. Мифы приписывают Г. еще ряд деяний: службу у лидийской царевны Омфалы, участие в походе аргонавтов, войну с троянским царем Лаомедонтом, освобождение от мук Прометея и пр. Мифы о подвигах Геракла имеют огромное значение в культуре. Геракл стал образом сильного, мужественного, храброго человека, которому не страшны трудности. 12 подвигов Геракла стали классикой литературы. Мифические сказания используются в современной мультипликации. Мифы о Геракле очень известны и распространенны до настоящего времени.
 

     2.2 Миф об Орфее и Эвридике 

     Орфей - величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы. Наиболее известен Орфей в современности, благодаря мифу об Орфее и Эвридике.

     Миф о том как, Орфей полюбил юную дриаду Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Но Эвридика наступив на змею, умерла от ее укуса. Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Орфей пал на колени перед Аидом, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен — песню о любви. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии, дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Но Орфей обернулся, и в тот же миг потерял жену навеки.

     Орфей ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей.

     Эта грустная история о любви до сих  пор очень известна. Этот миф всегда был известен благодаря театральным постановкам, которые имели большой интерес к этой истории. Поэтому этот миф внес огромный вклад в культуру, и имеет огромное значение в литературе и искусстве.[19,с.48]

     Таким образом, мифологические элементы, созданные  еще в античные времена, до сих пор представляют огромную ценность для современности. Рассмотренные мифы очень известны, так как они несут глубокий смысл и этим привлекают внимание. Особенно широко используются сюжеты мифов в театральных постановках. Из этого следует что, мифы, созданные в древности, актуальны и в современном обществе, их сюжеты наполнены смыслом и представляют собой ценность в мировой культуре.

 

      Заключение 

     Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В  высокой оценке античной цивилизации  сходятся мыслители разных эпох и направлений.

     Литература, искусство и философия Древней  Греции и Рима дали толчок развитию европейской культуры. Античность открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи и др.

     Рассмотрев  все элементы можно сказать, что  античная мифология действительно  играет огромное значение в культуре. Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Мифы античности это наиболее яркая черта, отличающая этот период. Именно античная мифология преимущественно заложила основу существования зодиакальных созвездий и сопутствовала развитию астрономии в Древней Греции и Риме. Литературные шедевры античности, также внесли огромный вклад в мировую классику. Мифология проникла во все сферы жизни древних жителей, а в частности греков. Начиная с быта и заканчивая религией, мифология оказывала свое воздействие. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Информация о работе Античная мифология и ее значение в культуре